Теории мотивации трудовой деятельности в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

Готовность и желание человека работать являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его не возможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, – даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата. Феодальная система ведения хозяйства, практика принудительного лагерного труда показали, что от человека не добиться многого вопреки его воле и желаниям.

Содержание

Содержание 1
Введение. 2
1. Сущность и понятия мотивации. 3
2. Мотивация как процесс. 12
3. Основные теории мотивации. Содержательные. 13
3.1. Иерархия потребностей. 13
3.2. Теория двух факторов. 16
3.3. Теория мотивации МакКлеланда. 17
4. Основные теории мотивации. Процессуальные. 19
4.1. Теория ожидания. 19
4.2. Расширенная модель ожидания. 20
4.3. Теория справедливости. 21
4.4. Теория усиления. 23
4.5. Теория постановки целей. 24
Заключение. 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

теории мотивации.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине: «Управление персоналом»

На тему: «Теории мотивации трудовой деятельности в организации»

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

                                                             Выполнил:   студент 4 курса

                                                                                   Заочного факультета

                                                                                   Быков Е.В.

                                                                                    Специальность: 080507

                                                                                   «менеджмент организации»                                                                       

                                                                                    Шифр: 077-231

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление:

Содержание 1

Введение. 2

1. Сущность и понятия мотивации. 3

2. Мотивация как процесс. 12

3. Основные теории мотивации. Содержательные. 13

3.1. Иерархия потребностей. 13

3.2. Теория двух факторов. 16

3.3. Теория мотивации МакКлеланда. 17

4. Основные теории мотивации. Процессуальные. 19

4.1. Теория ожидания. 19

4.2. Расширенная модель ожидания. 20

4.3. Теория справедливости. 21

4.4. Теория усиления. 23

4.5. Теория постановки целей. 24

Заключение. 31

Список используемой литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Готовность  и желание человека работать являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его не возможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, – даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата. Феодальная система ведения хозяйства, практика принудительного лагерного труда показали, что от человека не добиться многого вопреки его воле и желаниям.

Путь  к эффективному управлению персоналом, к активизации его деятельности и повышении ее эффективности лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного контроля, таким образом построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

При планировании и организации работы ее руководитель определяет, что конкретно необходимо выполнить, каких целей достичь, когда, как и кто, по его мнению, должен заниматься этим. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников, с помощью доступного ему спектра средств стимулирования активизировать их деятельность, повышать ее эффективность.

 

 

1. Сущность и понятия мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации, или одна из функции деятельности любого менеджера, и именно с её помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

Мотивация ¾ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей1.

Изучение  мотивации необходимо для решения  многих практических задач. Знания о мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются на практике. И, прежде всего, эти вопросы интересуют менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень важно знать мотивы поведения людей и их групп с тем, чтобы активно применить эти знания в повседневной работе для активизации деятельности персонала фирмы, для повышения эффективности труда коллектива.

Рассматривая  вопрос о том, на какие аспекты  трудовой деятельности человека оказывает  влияние мотивация, можно выделить следующие характеристики деятельности:

  1. Усилие. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая различные усилия. Он может действовать в полную силу, затрачивая все свои возможности, а может и вполсилы. Так же он может стремиться выполнять работу полегче, а может браться за более сложную работу. И зависит это от степени его мотивации на затрату усилий при выполнении работы.
  2. Старание. Одному работнику может быть безразлично качество его труда, а другой может стремиться выполнить все наилучшим образом, не пытается избежать разрешения сложностей в работе, стремится к повышению квалификации.
  3. Настойчивость проявляется в стремлении продолжать и развивать начатое дело. Часто встречаются люди, которые очень быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости приведут к тому, что они неоправданно сократят прилагаемые усилия и старание, выполняя работу на существенно более низком уровне по сравнению с их реальными возможностями.
  4. Инициатива подразумевает, что работник способен самостоятельно принимать и реализовывать решения для достижения стоящих перед ним целей, не дожидаясь указания руководства по любому поводу. 
  5. Добросовестность при исполнении работы подразумевает следование работником необходимым требованиям и регулирующим нормам, и для многих видов работ это является очень существенным условием их успешного выполнения.

Направленность на достижение определенной цели (личной и корпоративной) выступает как важнейшая характеристика трудовой деятельности человека. Мотивация, стимулируя человека к действиям, обязательно задает им конкретную направленность, иначе они бесполезны. С помощью методов мотивирования менеджер должен уметь задавать направленность действий подчиненных на реализацию определенных целей. Активная деятельность работников подразумевает, что работа ими выполняется старательно, с затратой необходимых усилий, настойчиво и с проявлением инициативы. Понятие «активизация деятельности», как повышение ее интенсивности, подразумевает развитие в деятельности персонала четырех первых компонентов, характеризующих деятельность работника: усилия, старания, настойчивости и инициативы. Все они могут быть сформированы приемами и методами мотивационного менеджмента, что еще раз доказывает тесную взаимосвязь мотивирования деятельности с активностью персонала фирмы.

Если  рассматривать активизацию деятельности персонала как простое повышение  активности (интенсивности) труда работников, то возникает вопрос о соотношении активности деятельности и ее эффективности.

Разносторонние  исследования и накопленный практический опыт показывают, что соотношение степени активности деятельности человека к степени эффективности этой деятельности (к результатам его работы) характеризуется кривой линией (рис. 1.)2:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вначале, по мере роста активности работника, результаты его труда повышаются. Позже в определенном диапазоне активности результаты сохраняются на стабильном (достаточно высоком) уровне. Этот этап именуется оптимальным диапазоном активности, когда достигаются наилучшие из возможных результаты. При чрезмерной активности труда, когда она начинает превышать границы оптимального диапазона, итоги работы начинают постепенно ухудшаться.

Это объясняется  многими причинами, наиболее очевидными из которых являются следующие:

  • интенсивность труда превысила предельно поддерживаемую имеющимися в наличии оборудованием и технологиями,
  • уровень физических и моральных затрат работников уже не компенсируется существующей в организации системой восстановления работоспособности,
  • накапливается неизбежная физиологическая усталость работников.

В менеджменте  большое значение уделяется также  учету степеней активности персонала.

На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают такой степени активности и эффективности трудовой деятельности, которая является минимально приемлемой с точки зрения руководства. Некоторая часть персонала здесь успешно балансирует между желанием сократить рабочую активность и в то же время избежать неприятностей. Некоторые менеджеры предпочитают мотивировать персонал к работе именно на таком уровне. Если же степень активности персонала характеризуется уровнем отличного поведения (представляет собой верхнюю градацию степеней активности), работа для людей является желанной частью жизни, что приносит достижение поставленных целей и удовлетворение от труда. В этом случае для работников имеет ценность не только материальное поощрение, но и во многом ¾ моральное. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их трудовых потребностей в обмен на их энергию и отдачу, оптимальную активность трудовой деятельности. 

 Но  эффективность труда не определяется  только через уровень активности. Из определения мотивации можно выделить два составных элемента: деятельность и направленность.

Деятельность  представляется здесь как совокупность трудовых действий, на осуществление которых был побужден работник внешними и внутренними мотивационными силами. Степень активности является характеристикой этих действий.

Человек может трудиться достаточно активно, но положительного результата, необходимой эффективности не последует, если он будет осуществлять свою деятельность в неверном направлении, если мотивационные факторы, вызвав деятельность, не задают направленности, другого важного элемента мотивации. Это случается, например, если подчиненный не имеет конкретного представления о целях своей работы. Причиной может быть и неудовлетворительное руководство, недостаточный (или неправильно организованный) контроль за его деятельностью.

Из-за неверной направленности труда реально  возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива, организации в целом, что создает существенный барьер для роста эффективности труда.

Поэтому столь важно применение менеджером обеих составных мотивации (деятельности (ее активизации) и направленности) во взаимосвязи. Менеджер должен использовать для активизации деятельности персонала приемы, методы и стимулы, обоснованные с точки зрения мотивационной теории. В этом сущность мотивационного подхода в управлении персоналом: воздействие на характеристики деятельности персонала может быть эффективно осуществлено только через управление мотивацией работающих людей3.

Сущность  мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Все люди работают ради чего-то. Одни стремятся  к деньгам, другие - к славе, третьи - к власти, четвертые просто любят  свою работу. Эти и многие другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией.

Если  хорошо понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно построить управление человеком таким образом, что он сам будет стремиться выполнять свои обязанности наилучшим образом и наиболее результативно.

Существуют  основные понятия мотивации, такие  как потребность, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование.

Потребность – это нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта. Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными, то есть обусловленными общественными отношениями (в признании, славе); врожденными (например, в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в одежде, тепле) и вторичными (в развитии личности); материальными и нематериальными (духовными).

Можно выделить три уровня удовлетворения потребностей:

  1. минимальный уровень, который обеспечивает элементарное выживание людей;
  2. нормальный уровень, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться;
  3. уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Однако  сами по себе потребности не всегда могут заставить людей преодолеть свою инерцию и что-то делать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный толчок, или мотив – повод, причина, обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности.

Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в  рамках которой они находятся  в конкретном отношении друг к  другу по уровню их воздействия на поведение человека.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется мотивирование.

В зависимости  от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют основные типы мотивирования.

Информация о работе Теории мотивации трудовой деятельности в организации