Теоретические основы стратегического управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ организационно-управленческой деятельности на предмет по выбору стратегии развития МС «Твой дом» и по результатам оценки разработать стратегию устойчивого развития предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. дать характеристику стратегии предприятия;
2. описать особенности управления и выбора стратегии для предприятия;
3. сформировать исходные данные для анализа стратегии МС «Твой дом» в курсовой работе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 4
1.1 Сущность стратегического менеджмента 4
1.2 Сущность и содержание стратегического управления 6
1.2.1 Анализ среды 6
1.2.2 Определение миссии и целей 9
1.2.3 Выбор и выполнение стратегии 11
1.2.4 Оценка и контроль реализации стратегии 13
1.3 Типы стратегий развития бизнеса 14
1.3.1 Стратегии интегрированного роста 15
1.3.2 Стратегии диверсифицированного роста 16
1.3.3 Стратегии сокращения 18
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МС «ТВОЙ ДОМ» 20
2.1 Оценка управленческой ситуации в МС «твой дом» 20
2.1.1 Общая характеристика предприятия 20
2.1.2 Анализ конъюнктуры рынка и конкурентов МС «Твой дом» 22
2.2 Анализ системы стратегического планирования МС «Твой дом» 24
2.2.1 Анализ миссии и целей организации 24
2.2.2 Анализ внешней среды методом SWOT-анализа 26
2.2.3 Анализ выбранной стратегии МС «Твой дом» 29
2.3 Анализ организации реализации стратегии 32
2.3.1 Анализ организационной структуры предприятия 32
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов. 34
2.4 Анализ системы мотивации персонала МС «Твой дом» 36
2.5 Оценка системы и процедуры контроля в МС «Твой дом» 38
2.6 Анализ руководителя МС «Твой дом» 39
3. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА МС «ТВОЙ ДОМ» 44
3.1 Принятие управленческого решения 44
3.2 Анализ эффективности системы управления МС «Твой дом» и предложения по ее совершенствованию 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

Работа содержит 1 файл

ИрГУПС МЕНДЖМЕНТ Яна.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

    2. Мерчендайзинг (оформление торговой  точки);

    З. Качество сервис (условия оплаты, доставка, гарантия);

    4. Уровень обслуживания торгового персонала.

    Анализ  конкурентов показал следующее:

    По  расположению торговых точек все  фирмы примерно равны, салоны сосредоточены на «мебельных улицах» города Иркутска - улице Рабочего Штаба, ул. Октябрьской Революции, в торговый центрах, что само по себе хорошо, так как клиент может зайти и сравнить, и для этого ему не надо ехать куда-то в разрозненные места.

    В результате влияния множества факторов социально - экономического и политического  характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых. В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно (рисунок 1.1).

РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ   УЧЕТ РИСКА   ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ   ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 

Рис. 1.1 Схема влияния отдельных факторов на результат деятельности предприятия

    Как показало исследование теоретического материала в данной курсовой работе, необходим тщательный организационно-управленческий анализ причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.

    Работа  с покупателями салона мебели «Твой  дом» идет в различных формах – прямая продажа (за полный расчет), на заказ - договоров поставки товара. Оплата производится за безналичный, наличный расчет; клиентами являются – физические и юридические лица. Уровень салона ориентирован на достаток покупателя выше среднего.

    На  сегодняшний день в работе с потребителями  МС «Твой дом» придерживается следующие условия:

  • Широкая линейка корпусной и мягкой мебели для детских, гостиных, кабинетов, спален, от среднего класса до премиум сегмента.
  • Гарантии на мебель от 12 до 36 мес.
  • Наличный, безналичный расчет при: 100% оплате, в рассрочку, при оформлении в кредит.
  • Бесплатная доставка на сумму свыше 50 000 в черте г.Иркутска, г.Ангарска, г.Шелехова.
  • Всегда бесплатные сборка и подъем на любой этаж.
  • Наличие накопительных дисконтных карт:  свыше 50 000 руб – 3%; 100 000 – 200 000 руб. – 5%;  200 000 – 300 000 руб. – 7%; свыше 300 000 руб. – 10%.
  • Возможность воспользоваться услугами бесплатного 3D-дизайна при покупке детских комнат.
  • Условия пост гарантийной поддержки покупателя.

    Ассортимент МС «Твой дом» на сегодняшний день богатый и разнообразный. Номенклатурный ряд: мягкая мебель (диваны, кресла, пуфы, софа), корпусная мебель, офисная мебель, детские и спальные компакты, кухни, обеденные группы, стулья, предметы аксессуары интерьера.

2.2 Анализ системы  стратегического  планирования МС  «Твой дом»

2.2.1 Анализ миссии  и целей организации

    Миссия организации – это выраженное словесно основное социально значимое функциональное  назначение организации в долгосрочном периоде. Миссия отражает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума. На сегодняшний день миссия МС «Твой дом» заключается в следующем: «Достойное служение обществу путем удовлетворения его потребностей на мебельном рынке г. Иркутска, своевременное и качественное предоставление услуг и реализация продукции, обеспечение прибыли и справедливое отношение к сотрудникам мебельного салона «Твой дом»».

    Целью деятельности предприятия является:

  • удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах, товарах и реализации интересов и его работников на основе полученной прибыли;
  • удовлетворение общественных потребностей в разнообразных видах товаров, услуг, работ,  производственной, и другой продукции;
  • социально-экономическое развитие коллектива;
  • обеспечение увеличения товарооборота, выпуска и реализации продукции собственного производства, прибыли, роста продуктивности труда, увеличение эффективности использования основных фондов, финансовых и трудовых ресурсов.

    Исходя  из особенностей управления и стратегии  развития данного салона, как предприятия малого бизнеса задачи данного предприятия сводятся к следующему:

  1. организация доставки товаров от поставщиков конечному потребителю и получение прибыли;
  2. поддержание баланса между предложением и спросом;
  3. совершенствование технологии торговли и улучшение качества управление маркетингом и торговым ассортиментом.
  4. обслуживания покупателей;
  5. обоснованное удовлетворение потребностей сотрудников торговой организации;

    Цели  представляют из себя результаты, которых  предприятия МС «Твой дом» стремится добиться в ближайшей перспективе. Цели поставлены перед организацией в целом, перед ее персоналом, но, в сущности, относятся к каждому исполнителю, особенно к продавцам, так как они являются «лицом» магазина и первой помощью для покупателей. Выше представленные цели данного предприятия являются соотнесенными с миссией, а также имеют временные рамки их достижения. Они рассчитаны на ближайшие 5 лет. Основная мысль миссии и целей мебельного салона «Твой дом» на сегодняшний день является получение конкурентных преимуществ, совершенствование торгово – технологического процесса в магазине и повышение квалификации персонала.

    Далее сформируем этапы и цели стратегического  планирования в контексте выбранной стратегии МС «Твой дом» с помощью метода «дерево целей». Дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево (приложение 1,2).

2.2.2 Анализ внешней среды методом SWOT-анализа

 

     Далее перейдем к анализу окружающий среды фирмы с помощью метода SWOT-анализа. Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

   Для систематизации данных SWOT-анализа используется сводная таблица, в которой характеризуются сильные и слабые стороны конкурентных преимущество предприятия Салон мебели «Твой дом» с составлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

   Затем, исходя из данных сводной таблицы  следуя методологии SWOT, попытаемся выявить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности, и установим цепочки связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования маркетинговой стратегии  Салон мебели «Твой дом». Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (таблица 2.2).

    На  каждом из данных полей были рассмотрены  все возможные парные комбинации и выделены те, которые должны быть учтены специалистами салона «Твой дом» для повышения конкурентоспособности товаров и построения стратегии развития данного предприятия. Проанализируем каждое из сложившихся «полей»:

Таблица 2.2

Матрица возможностей и угроз SWOT-анализа для предприятия Салон мебели «Твой дом» (оценка по пятибалльной шкале) 

  Возможности

1.Разработка системы скидок и реклама

2.Применение  мерчендайзтнга

3. Повышение  квалификации персонала

Угрозы 

1.появление новых

конкурентов

2.Снижение покупательской способности

3. потеря мотивации и уровня продаж персонала

Сильные стороны

1. Широкая номенклатура выпускаемой, реализуемой продукции.

2. Хорошая репутация  у основных потребителей

3. Оптимальное  соотношение цены и качества

4. Современный  дизайн, удовлетворяющий потребности потребителей

6.Использование  экологически чистого сырья

7.Налаженные  связи с поставщиками

8.Мебель соответствует  российским стандартам.

 
 
 
 
Сила  и возможности 

4

 
 
 
 
   Сила и угрозы 

2

Слабы стороны:

1.Нехватка оборотных  средств

2. Уход с фирмы  квалифицированных сотрудников 

3. нарушение  поставки комплектующих и материалов для производства

 
Слабость  и возможности 

3

 
 
Слабость  и угрозы 

2

 
  • СИВ (сила и возможности): В бизнес портфель (сильные стороны выбранной стратегии) МС «Твой дом» (номенклатура выпускаемой продукции + дополнительно приобретаемая мебель + оптимальное соотношение цены и качества + налаженные связи с поставщиками) / стимулирование сбыта + совершенствование технологий продаж +  стабильность персонала: категория оценки = 4 балла;
  • СИУ (сила и угрозы): При имеющемся бизнес портфеле / Появление новых конкурентов + снижение покупательской способности + потеря мотивации и уровня  продаж персонала: категория оценки = 2 балла;
  • СЛВ (слабость и возможности): Нехватка оборотных средств + нарушение связей с поставщиками и поставки комплектующих /при имеющихся возможностях, стимулирование сбыта + стабильность персонала (квалифицированные продажи)  = 3балл; Также возможен вариант: снижение квалификации специалистов (или уход с фирмы компетентного специалиста по продажам) / при имеющихся возможностях – стимулирования сбыта и совершенствования технологии продаж.
  • СЛУ (слабость и угрозы): Нехватка оборотных средств + нарушение связей с поставщиками и поставки комплектующих / появление новых конкурентов + снижение уровня продаж = 2 балла

   В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, внедрения магазином уникального торгового предложения и политики продвижение товара, а также мероприятий по стимулированию сбыта, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде, то есть привлечения большего числа покупателей и увеличения объемов реализации.

     На поле СЛВ (слабость и возможности), стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся финансовых возможностей и организации торгово-технологического процесса попытаться преодолеть проблемы, имеющиеся у салона мебели «Твой дом» конкурентные слабости. А также, данными возможностями являются: совершенствование торгово – технологического процесса, применение мерчандайзинга, проведение компании по позиционированию Салон мебели «твой дом».

   Чтобы мебельному салону «Твой дом» избежать угроз, которые появились в поле СИУ(сила и угрозы), то конкурентная стратегия предполагает использование силы организации, то есть усовершенствование совокупных факторов по организации системы сбыта и продвижения товара, повышение уровня квалификации сбытового персонала (либо приема на работу дополнительного).

    И, наконец, поле СЛУ, данному предприятию  необходимо выработать такую  конкурентную стратегию развития, которая поможет избавиться от слабостей и предотвратить угрозу. Основная угроза на сегодняшний день для салон мебели «Твой дом» является несовершенство торгово-технолгического процесса, а главное, узкий рынок сбыта. Устранение данной угрозы, на наш взгляд, возможно за счет проведения мероприятий по обучению персонала данного предприятия по продвижению товара и услуг Салон мебели «Твой дом», мерчандайзинг (расстановка мебели в торгом зале, совершенствование системы стимулирования покупателей), а также совершенствование торгово-технологический и производственного процессов предприятия салон мебели «Твой дом».

2.2.3 Анализ выбранной стратегии МС «Твой дом»

    Итак, первичный анализ стратегии развития МС «Твой дом» на сегодняшний день показал, что руководство предприятия придерживается товарной стратегии. В свою очередь, проведенный выше анализ состояния организации методом SWOT-анализа. поводил выявить сильные и слабые стороны организации, на основании которых, можно сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности ведения данной товарной (продуктовой) стратегии.

    Состояние МС «Твой дом» зависит от того, насколько успешно он способен реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Результаты позволят оценить ситуацию вне компании и понять, какие есть возможности, а также какие угрозы. Поэтому сформируем полученные результаты в таблицу 2.3, которая позволит сделать более четкие выводы  выбранной стратегии развития МС «Твой дом»..

     Таблица 2.3

     Сводная таблица SWOT-анализ МС «Твой дом»

  Сильные стороны Слабые  стороны
Внутренняя  среда организации - Удачное расположение  салона («мебельная» улица»).

- Салон  имеет наибольшую площадь и  самую широкую «палитру» ассортимента товара.

- Конкурентоспособность  на схожих видах товаров с  др.мебельными фирмами.

- Высокое  качество товара.

- Большой  опыт работы.

- Налаженные  связи с поставщиками, долгосрочные партнерские отношения.

- Имеется  эксклюзивный ассортимент товаров.

- Высокая  квалификация персонала.

- Высокое  качество обслуживания клиентов.

- Нехватка кадров  и специалистов.

- Несовершенство  организационной структуры управления.

- Большие  складские запасы.

- Неэффективная  реклама.

- Отсутствие  системы маркетинговых исследований.

- Нечеткое  позиционирование ведущих брендов.

- Недостаточное  стимулирование работы персонала фирмы.

Внешняя среда организации - Расширение  ассортимента товаров, что позволит.

- Способность  обслуживать дополнительную группу потребителей, расширив занимаемый сегмент рынка или выйти на новый сегмент рынка.

- Ослабление  позиций фирм-конкурентов.

- Повышение  материального уровня жизни населения.

- Повышение  эффективности рекламных компаний.

- Появление  новых поставщиков;

- Снижение  закупочных цен.

- Совершенствование менеджмента

- Снижение платежеспособности  населения.

- Изменение  покупательских предпочтений.

- Изменение  правил отгрузки товара.

- Сбои  в отгрузке товара.

- Снижение  продаж в связи с проведением  работ по демонтажу зданий  бывшего завода им. Куйбышева.

- Зависимость  от проводимых работ по демонтажу зданий завода им. Куйбышева (невозможность проведения ремонта фасада салона до момента окончания работ по демонтажу).

- Усиление  конкуренции.

- Возможность  утратить статус эксклюзивного дилера.

Информация о работе Теоретические основы стратегического управления предприятием