Теоретические основы стратегического управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ организационно-управленческой деятельности на предмет по выбору стратегии развития МС «Твой дом» и по результатам оценки разработать стратегию устойчивого развития предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. дать характеристику стратегии предприятия;
2. описать особенности управления и выбора стратегии для предприятия;
3. сформировать исходные данные для анализа стратегии МС «Твой дом» в курсовой работе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 4
1.1 Сущность стратегического менеджмента 4
1.2 Сущность и содержание стратегического управления 6
1.2.1 Анализ среды 6
1.2.2 Определение миссии и целей 9
1.2.3 Выбор и выполнение стратегии 11
1.2.4 Оценка и контроль реализации стратегии 13
1.3 Типы стратегий развития бизнеса 14
1.3.1 Стратегии интегрированного роста 15
1.3.2 Стратегии диверсифицированного роста 16
1.3.3 Стратегии сокращения 18
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МС «ТВОЙ ДОМ» 20
2.1 Оценка управленческой ситуации в МС «твой дом» 20
2.1.1 Общая характеристика предприятия 20
2.1.2 Анализ конъюнктуры рынка и конкурентов МС «Твой дом» 22
2.2 Анализ системы стратегического планирования МС «Твой дом» 24
2.2.1 Анализ миссии и целей организации 24
2.2.2 Анализ внешней среды методом SWOT-анализа 26
2.2.3 Анализ выбранной стратегии МС «Твой дом» 29
2.3 Анализ организации реализации стратегии 32
2.3.1 Анализ организационной структуры предприятия 32
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов. 34
2.4 Анализ системы мотивации персонала МС «Твой дом» 36
2.5 Оценка системы и процедуры контроля в МС «Твой дом» 38
2.6 Анализ руководителя МС «Твой дом» 39
3. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА МС «ТВОЙ ДОМ» 44
3.1 Принятие управленческого решения 44
3.2 Анализ эффективности системы управления МС «Твой дом» и предложения по ее совершенствованию 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

Работа содержит 1 файл

ИрГУПС МЕНДЖМЕНТ Яна.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

   Значение  стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в  последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

   Единой  стратегии для всех организаций  не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

   Актуальность  темы курсовой работы: «Стратегическое  управление. Организационно-управленческий анализ МС «Твой дом»» в том, что суть стратегического управления заключается в том, что в организации существует четкий организованно-управленческий комплекс стратегического планирования, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. Поэтому основной идеей в данной курсовой работе является анализ стратегического планирования (программы) стратегии устойчивого развития МС «Твой дом».

   Объектом  исследования курсовой работы является Салон мебели «Твой дом» розничное торговое предприятия компании ООО «Звезда+».

   Цель  курсовой работы – провести анализ организационно-управленческой деятельности на предмет по выбору стратегии развития МС «Твой дом» и по результатам оценки разработать стратегию устойчивого развития предприятия.

   Задачи  курсовой работы:

  1. дать характеристику стратегии предприятия;
  2. описать особенности управления и выбора стратегии для предприятия;
  3. сформировать исходные данные для анализа стратегии МС «Твой дом» в курсовой работе;
  4. исследовать влияния внешних, внутренних факторов и конкурентной среды на развитие МС «Твой дом»;
  5. проанализировать цели и задачи стратегического развития МС «Твой дом»;
  6. провести оценку, контроля на предприятии, стиля руководства и принятия управленческих решений в МС «Твой дом»;
  7. составить предложения по совершенствованию коммерческой деятельности исследуемого предприятия;

    Структура курсовой работы состоит из: содержания, введения и основной части. Основная часть разделена на три главы. Первая глава – это теоретическое обоснование темы курсовой работы. Вторая глава является аналитическим исследованием организации управления и стратегического развития МС «Твой дом». В третей главе курсовой работы проводится оценка принятия управленческих решений и по результатам анализа формируются предложения по совершенствованию коммерческой деятельности МС «Твой дом» в связи с выбором стратегии развития данного предприятия.

     Практическая  значимость исследования курсовой работы заключаются в том, что в процессе разработки стратегии возникает представление о том, как можно добиться устойчивого конкурентного превосходства. Задача стратегического планирования - дать менеджерам новое видение реальности, имеющихся опасностей и возможностей, выработать новое понимание существенных факторов конкуренции. Разработка стратегии должна затрагивать все уровни управления организации, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Сущность стратегического  менеджмента

 

    Термин  «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

    Существует  еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления. [3, 42]

    Стратегичность  управления 50—60-х гг. это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

    В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

    Стратегический  менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году.

    В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.

    Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.

    Стратегический  менеджмент – это процесс определения  взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование  избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий. [11, 37]

    Стратегический  менеджмент – это процесс, посредством  которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.

    Стратегический  менеджмент – это процесс формирования целей организации и управления для их достижения.

    Стратегический  менеджмент – это процесс оценки внешней среды, формулирования организационных целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей в настоящей и будущей внешней среде организации.

    Можно подойти к определению стратегического  менеджмента, определив сначала понятие стратегия. Единого определения стратегии тоже не существует, хотя история этого понятия длиннее, чем понятия «стратегический менеджмент».

  1.2 Сущность и содержание стратегического управления

 

    Стратегическое  управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. [4, 37]

    Основные  этапы процесса стратегического  управления:

    1) анализ внутренней и внешней  среды;

    2) формирование миссии и целей  развития организации;

    3) анализ стратегических альтернатив;

    4) выбор стратегии; 

    5) выполнение и контроль стратегии.

    Таким образом, далее более подробно охарактеризуем каждый из этапов стратегического управления организацией.

1.2.1 Анализ среды

    Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. [14, 75]

    Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).

    Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • макроокружения;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

    Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

    Классическим  анализом среды организации является анализ методом SWOT. Применяемый для анализа среды метод СВОТ ( англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удаётся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

    После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рисунок 1.2.).  

       
 
 
 
 

       
 
 
 
 

       
 

    Рисунок 1.2  Матрица   SWOT – анализа

    Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

    В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон  организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. [14, 77]

Информация о работе Теоретические основы стратегического управления предприятием