Теоретические основы стратегического менеджмента и бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи бизнес-планирования и стратегического менеджмента в системе управления организацией. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить содержание стратегического менеджмента.
Рассмотреть сущность бизнес-планирования и особенности бизнес-планирования на малых и средних предприятиях.
На основе рассмотренной литературы обозначить роль бизнес-планирования в системе управления организацией..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Становление стратегического менеджмента………………………..................5
1.2 Содержание и этапы стратегического менеджмента…………….…................8
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМ МЕНЕДЖМЕНТОМ
2.1 Понятие, сущность и необходимость бизнес-планирования………..........…15
2.2 Особенности бизнес-планирования на малых предприятиях ……................20
2.3 Роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента...........25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....….................30
Список использоВанных источников.........…………………...........32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......................3 

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Становление стратегического менеджмента………………………..................5

1.2 Содержание и этапы стратегического менеджмента…………….…................8 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМ МЕНЕДЖМЕНТОМ

2.1 Понятие, сущность  и необходимость бизнес-планирования………..........…15

2.2 Особенности бизнес-планирования на малых предприятиях ……................20

2.3 Роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента...........25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....….................30 

Список  использоВанных источников.........…………………...........32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время у многих предприятий  по разным причинам (в связи с растущей конкуренцией, изменяющейся политической ситуацией, экономическим кризисом, его последствиями) возникает необходимость построения эффективной системы управления своей деятельностью. Эффективная система управления помогает добиваться поставленных целей, правильно использовать ресурсы и возможности организации. Неотъемлемой частью системы управления предприятием является планирование, которое обеспечивает  координацию деятельности предприятия на пути достижения общей цели и определяет общие условия для проводимых операций, обеспечив связь стратегического планирования с оперативной деятельностью отдельных уровней предприятия. Все это определяет актуальность курсовой работы.

      Непрекращающийся  процесс бизнес-планирования позволит планомерно и рационально повышать потенциал организации в долгосрочной перспективе через реализацию конкретных оперативных планов подразделений фирмы.

      Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи бизнес-планирования и  стратегического менеджмента в системе управления организацией. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. Изучить содержание стратегического менеджмента.
  2. Рассмотреть сущность бизнес-планирования и особенности бизнес-планирования на малых и средних предприятиях.
  3. На основе рассмотренной литературы обозначить роль бизнес-планирования в системе управления организацией.

Применение  методов бизнес-планирования, охватывающее весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг и бизнес-планирование, структуры, организация и логистика, экономика, учет, финансы, персонал), упорядочивает и систематизирует весь бизнес, регулирует содержание и прогнозирует результаты бизнеса в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды фирмы.

Только в результате освоения методов бизнес-планирования и наработки опыта управления фирмой, посредством контроля за исполнением бизнес-планов можно вести речь о готовности организации работать на рынке.

      Объектом  изучения в курсовой работе является анализ взаимосвязи  стратегического планирования и бизнес-планирования.

      Предметом курсовой работы является исследование  стратегического планирования и  бизнес-планирования.

Грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики  является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

      Хорошо  продуманное стратегическое видение  готовит компанию к будущему, устанавливает  досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Разработка стратегии является одной  из основных функций менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

1.1 Становление  стратегического менеджмента.

      Слово «стратегия» заимствовано из военной  науки и произошло от греческого strategos – «искусство полководца». Другими словами, стратегия – это концепция достижения победы. Многие из проблем полководческого искусства, главная из которых – находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью организации, действующей в условиях сложной окружающей среды. 1Стратегия предприятия распадается на множество конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой.

      План  управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Каждому отведена определенная роль в этой стратегии. Сделать стратегический выбор — это означает связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов будет отражать вашу текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.2

      Стратегический  менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации.

      Становление стратегического менеджмента как  самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

      1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это так называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е годы, в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.

      2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

      3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

      4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.3 По И. Ансоффу (Ansoff), стратегическое управление состоит из двух подсистем:

  • анализа и выбора стратегической позиции;
  • оперативного управления в реальном масштабе времени.

      Таким образом, стратегический менеджмент в  отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.

      5. Интерактивный стратегический менеджмент — современное достижение, авторство которого числится за Р. Л. Акоффом, основная идея которого состоит в умении разрабатывать стратегии с опорой на творческий потенциал всего коллектива, втянутого в формирование желательного будущего и изыскание путей его построения. Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда планирование им навязывается директивно. Важно, чтобы планы не мешали их творчеству. По образному выражению Р. Л. Акоффа: «Если победа важнее игры, то игра превращается в работу. Если же работа интереснее победы, она становится игрой...» творческих сил человека.

      Интерактивный подход лучше других позволяет справиться с ускоряющимися изменениями, возрастающей организационной сложностью и непредсказуемой изменяемостью окружения. Такая ориентация повышает индивидуальный, организационный и общественный уровни развития и качество жизни.

      Этот  этап больше похож на утопию. Такова объективная российская реальность: сотрудники и собственники компании находятся по разные стороны баррикад. Имитации и навязываемые сотрудникам корпоративные псевдокультуры такого результата, естественно, не дадут. 

      1.2 Содержание, этапы стратегического менеджмента.

      По  своей сути стратегический подход к управлению предполагает ответ на 3 основных вопроса:

  • Чего мы хотим добиться в результате нашей деятельности? (модель желаемого состояния)

Здесь речь, прежде всего, идет о постановке целей исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации достичь своих целей. Таким образом создается некий идеал организации, к которому следует стремиться.

  • Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации)

Оценивая  потенциальные возможности, руководители должны определить, чего реально может  добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей.

  • Как перейти из состояния, в котором находится организация в настоящее время, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных целей в будущем?

Руководители  организации должны как в общих  чертах, так и конкретно решить, что должно быть сделано для выполнения поставленных целей. Это и есть понятие стратегии как совокупности главных целей организации и основных способов их достижения.4

      Существуют  различные варианты достижения целей. Задача стратегического управления – выбрать оптимальный вариант, который на уровне разработки стратегии превращается в план конкретных мероприятий, который должен быть выполнен в определенные сроки.

      Выделим основные преимущества, которые дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического менеджмента:

  • направленность всей организации на ключевой аспект стратегии;
  • ориентация менеджеров на необходимость более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и потенциальные угрозы;
  • наличие четких критериев оценки менеджерами всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);
  • возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления организацией.

Информация о работе Теоретические основы стратегического менеджмента и бизнес-планирования