Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.
Задачами курсовой работы является:
-дать понятие трудового потенциала населения;
-определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Волгоградской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Волгоградской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Волгоградской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Волгоградской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Волгоградской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Пример КУРСОВОЙ.doc

— 297.50 Кб (Скачать)
 

 

     Общая смертность населения в 2008 году была равна 10,5 на 1000 жителей, согласно прогнозным данным на 2010 год предполагается порядка 13 на 1000 жителей. Возможно, что в 2010 году родившихся будет на 4,2% больше, чем в 2009 году, а по числу умерших предполагается снижение по сравнению с 2009 годом на 8,1%. Несмотря на увеличение рождаемости и снижение смертности сальдо естественного прироста (убыли) остается отрицательным. Число умерших возможно превысит число родившихся в 2010 году в 1,7 раза.

     При прогнозировании миграции заложено сохранение ее достаточно высокого уровня. Предполагается, что она будет идти на увеличение в обоих направлениях, как на прибытие, так и на убытие населения. Учитывая довольно высокий уровень урбанизации, предполагается, что миграция прибывающего населения будет выше убывающего (на 7,5%).Рассмотрим развитие трудовых ресурсов(табл.2)

     Таблица 2 Развитие трудовых ресурсов в г. Волгограде

Показатели Ед. изм. 2008 г. отчет 2009 г. оценка 2010 г. прогноз
Распределение трудовых ресурсов по видам  занятости: в т.ч. % 100 100 100
в экономике  города % 74,62 71,62 73,0
учащиеся  с отрывом от производства % 11,52 12,46 13,0
занятые в домашнем и личном подсобном  хозяйстве % 12,95 15,03 13,2
безработные % 0,91 0,89 0,8
 

 

     Если  рассматривать структуру  занятости в процентном соотношении, то на 2010 год прогнозируется следующая ситуация: увеличение занятых в экономике города и увеличение учащихся с отрывом от производства. (табл.3). Снижение намечается среди занятых  домашним хозяйством и безработных. 

Таблица 3 Отраслевая структура занятости в г. Волгограде

Показатели Ед. изм. 2008 г. отчет 2009 г. оценка 20010 г. прогноз
Занято  в экономике и социальной сфере, всего в т.ч. тыс. чел. 647,5 647,0 647,0
Сфера материального производства, всего  в т.ч. тыс. чел 420,6 420,0 418,0
  % 65,0 64,9 64,6
Промышленность тыс. чел 173,1 168,0 165,0
  % 27,6 26,0 25,5
Сельское  хозяйство тыс. чел 5,8 5,6 5,5
  % 0,9 0,9 0,9
Транспорт тыс. чел 49,3 50,5 51,0
  % 7,6 7,8 7,9
Связь тыс. чел 8,4 10,5 11,0
  % 1,3 1,6 1,7
 
Строительство
тыс. чел 53,9 54,0 55,0
  % 8,3 8,3 8,5
Торговля  и общепит тыс. чел 106,9 106,8 106,0
  % 16,5 16,5 16,4
МТС и  сбыт тыс. чел. 6,5 6,5 6,5
  % 1,0 1,0 1,0
Информационно-техническое обслуживание тыс. чел 1,3 1,5 1,6
  % 0,2 0,2 0,2
Общая коммерческая деятельность тыс. чел 5,8 10,2 10,0
  % 0,9 1,6 1,5
Прочие  виды материального производства тыс. чел 9,6 6,4 6,4
  % 1,5 1,0 1,0
Социальная  сфера тыс. чел 227,0 227,0 229,0
  % 35,0 35,1 35,4
ЖКХ и  бытовое обслуживание тыс. чел 33,0 34,2 35,0
  % 5,1 5,3 5,4
Народное  образование тыс. чел 72,5 73,0 74,0
  % 11,2 11,3 11,4
Культура  и искусство тыс. чел 10,4 10,6 10,5
  % 1,6 1,6 1,6
Наука и научное обслуживание тыс. чел 22,7 22,9 23,0
  % 3,5 3,5 3,6
Кредиты, финансы, страхование тыс. чел 11,0 11,0 11,5
  % 1,7 1,7 1,8
Органы  управления тыс. чел 16,8 17,0 17,0
  % 2,6 2,6 2,6
Здравоохранение и физкультура тыс. чел 47,9 47,8 48,0
  % 7,4 7,4 7,4
Другие  отрасли нематериальной сферы тыс. чел. 12,7 10,5 10,0
  % 1,9 1,6 1,5
 

 

     В отраслевой структуре занятости  города на 2010 год предполагается небольшое снижение занятых в сфере материального производства: в натуральных показателях снижение на 2 тыс. человек или на 0,3% и увеличение числа занятых в социальной сфере на 2 тыс. человек или на 0,3%. В сфере материального производства увеличение занятых прогнозируется на транспорте (на 0,1%), в связи (на 0,1%) и в информационно-техническом обслуживании (на 0,1 тыс. человек). В остальных отраслях за счет естественной убыли населении произойдет снижение численности занятых.

     В социальной сфере увеличение занятых  прогнозируется в таких отраслях как:

     ЖКХ и бытовом обслуживании - на 0,8 тыс. человек (0,1%);

     народном  образовании - на 1,0 тыс. человек (0,1%);

     в финансово-кредитной системе - на 0,5 тыс. чел (0,1%)

     в здравоохранении и физкультуре - на 0,3 тыс. чел.

Для предпрогнозного  периода характерно уменьшение численности  безработных, состоящих на учете  в службе занятости с 7,7 тыс. чел. на конец 2008 года до 6,0 тыс. чел. на 1.07.2009 года и оценочно до 6,8 тыс. чел. на 1.01.2010 года. Это связано как с уменьшением доля незанятых граждан в общем количестве обратившихся в службу занятости, так и с повышением уровня трудоустройства и реализации специальных программ содействия занятости.

Рассмотрим  рынок труда (табл.4) 

Таблица 4 Рынок труда г. Волгограда в 2008-2010 гг.

Показатели Ед. изм. 2008 г. отчет 2009 г. оценка 2010 г. прогноз
Обратилось  в службу занятости  по вопросу трудоустройства тыс. чел. 91,3 39,0 40,0
Количество  вакансий на конец периода ед. 138461 36000 36000
Трудоустроено тыс. чел. 70,1 28,7 29,0
Численность безработных, зарегистрированных на конец  отчетного периода тыс. чел. 33,5 6,8 8,0
Уровень безработицы % 1,07 0,9 1,07
Продолжительность безработицы        
до 1 мес. чел. 4351 1100 1500
от 1 до 4 мес. чел. 11815 2650 3250
от 4 до 8 мес. чел. 5033 1900 2000
от 8 мес. до 1 года чел. 3488 850 900
Более 1 года чел. 1822 300 350
 

 

     В краткосрочной перспективе существенных изменений на рынке труда города не произойдет. Согласно прогнозу городского отдела по труду, численность экономически активного населения значительно не изменится. Трудовая мобильность населения будет сохраняться на достаточно высоком уровне до тех пор, пока не произойдет «стыковки» зарплатного и прожиточного минимумов. Возможности для трудоустройства граждан будут поддерживаться за счет заполнения свободных рабочих мест, которые пока еще сохраняются на предприятиях города. 

 

Заключение

 

       Проблемы  занятости, безработицы, мобильности трудовых ресурсов, приобретают все большую актуальность на современном этапе. Прогнозирование занятости населения и ее структур должно занимать важное место в деятельности федеральных и региональных органов управления. Сегодня эффективно решать задачу программирования перспектив занятости населения можно на основе комплексного рассмотрения воспроизводства рабочей силы и основных макроэкономических процессов, связанных с ним.

       Разработка  программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы, минимизации ее структурной составляющей предполагает прогнозирование занятости в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и с учетом демографических, и, в частности, миграционных процессов, оказывающих влияние (особенно в регионах) на предложение рабочей силы. Следовательно, изучение и косвенное (а в отдельных случаях и административное) регулирование внешней и, безусловно, внутренней миграции и их влияния на региональные рынки и их взаимосвязь с национальным рынком труда является важной составляющей анализа, прогноза и программы поддержания и развития занятости населения РФ. Специфика формирования региональной занятости, и, прежде всего взаимосвязи локальных рынков труда, должна стать неотъемлемой частью анализа общероссийского рынка труда. При исследовании миграционных процессов необходимо также отталкиваться от существующей профессионально-квалификационной и отраслевой структур занятости.

       В настоящее время среди многообразия задач, возникающих в сфере занятости населения и рынка труда, приоритетными, как для федеральных, так и для региональных, властных структур, являются следующие:

       смягчение и компенсация краткосрочных  и среднесрочных колебаний в  уровне занятости, расширение занятости, согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными;

       согласование  тенденций изменения оплаты и  производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;

       согласование  динамики спроса на рабочую силу (в  том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы  профессиональной подготовки кадров (в  т.ч. рабочих).

       Создание  условий для развития реального сектора российской экономики, и, прежде всего, отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение капитальных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную профессию, — таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики являются: смягчение проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства). Преодоление негативных тенденций в динамике занятости и на рынке труда — условие для перспективного развития трудового потенциала РФ.

 

Список  литературы

 
 
 
  1. Алиев И.М. Горелов Н.А. Политика доходов и заработной платы: Учебник. – М.: Высшее образование, 2008.
  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2003.
  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. — 448 с.
  4. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. / Под общ. ред. Г.Н. Власова и А.М. Желтова. – Нижний Новгород, 1998
  5. Деловое Поволжье – №39 (425) 10/10/2008
  6. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учеб. Пособ. – М.: Высшая школа, 2003
  7. Долгова И. Н. Взаимосвязь номинальной заработной платы и безработицы: региональные особенности. // Проблемы прогнозирования. – 2003. – №6.
  8. Елисеева И.И. Демография и статистика населения. – М.:ЮНИТИ, 2006.
  9. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – М.: Феникс, 2008. – 415 с.
  10. Коровкин А. Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. – М.: МАКС-Пресс, 2001.
  11. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебник / Под. ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ ,2003.
  12. Социология труда: Теоретико-прикладной толковый словарь. – М.: Наука, 2006.
  13. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Федеральная служба гос. статистики. – М.: Б.и., 2009.
  15. Экономика труда. / Под ред. Н. Горелова, М. Винокурова. – СПб: Питер, 2003. - 656 с.
  16. Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2002.

Информация о работе Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения