Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.
Задачами курсовой работы является:
-дать понятие трудового потенциала населения;
-определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.
Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Волгоградской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Волгоградской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Волгоградской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Волгоградской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Волгоградской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40
Общая смертность населения в 2008 году была равна 10,5 на 1000 жителей, согласно прогнозным данным на 2010 год предполагается порядка 13 на 1000 жителей. Возможно, что в 2010 году родившихся будет на 4,2% больше, чем в 2009 году, а по числу умерших предполагается снижение по сравнению с 2009 годом на 8,1%. Несмотря на увеличение рождаемости и снижение смертности сальдо естественного прироста (убыли) остается отрицательным. Число умерших возможно превысит число родившихся в 2010 году в 1,7 раза.
При прогнозировании миграции заложено сохранение ее достаточно высокого уровня. Предполагается, что она будет идти на увеличение в обоих направлениях, как на прибытие, так и на убытие населения. Учитывая довольно высокий уровень урбанизации, предполагается, что миграция прибывающего населения будет выше убывающего (на 7,5%).Рассмотрим развитие трудовых ресурсов(табл.2)
Таблица 2 Развитие трудовых ресурсов в г. Волгограде
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. отчет | 2009 г. оценка | 2010 г. прогноз |
Распределение трудовых ресурсов по видам занятости: в т.ч. | % | 100 | 100 | 100 |
в экономике города | % | 74,62 | 71,62 | 73,0 |
учащиеся с отрывом от производства | % | 11,52 | 12,46 | 13,0 |
занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве | % | 12,95 | 15,03 | 13,2 |
безработные | % | 0,91 | 0,89 | 0,8 |
Если рассматривать структуру занятости в процентном соотношении, то на 2010 год прогнозируется следующая ситуация: увеличение занятых в экономике города и увеличение учащихся с отрывом от производства. (табл.3). Снижение намечается среди занятых домашним хозяйством и безработных.
Таблица 3 Отраслевая структура занятости в г. Волгограде
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. отчет | 2009 г. оценка | 20010 г. прогноз |
Занято в экономике и социальной сфере, всего в т.ч. | тыс. чел. | 647,5 | 647,0 | 647,0 |
Сфера материального производства, всего в т.ч. | тыс. чел | 420,6 | 420,0 | 418,0 |
% | 65,0 | 64,9 | 64,6 | |
Промышленность | тыс. чел | 173,1 | 168,0 | 165,0 |
% | 27,6 | 26,0 | 25,5 | |
Сельское хозяйство | тыс. чел | 5,8 | 5,6 | 5,5 |
% | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |
Транспорт | тыс. чел | 49,3 | 50,5 | 51,0 |
% | 7,6 | 7,8 | 7,9 | |
Связь | тыс. чел | 8,4 | 10,5 | 11,0 |
% | 1,3 | 1,6 | 1,7 | |
Строительство |
тыс. чел | 53,9 | 54,0 | 55,0 |
% | 8,3 | 8,3 | 8,5 | |
Торговля и общепит | тыс. чел | 106,9 | 106,8 | 106,0 |
% | 16,5 | 16,5 | 16,4 | |
МТС и сбыт | тыс. чел. | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
% | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
Информационно-техническое обслуживание | тыс. чел | 1,3 | 1,5 | 1,6 |
% | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |
Общая коммерческая деятельность | тыс. чел | 5,8 | 10,2 | 10,0 |
% | 0,9 | 1,6 | 1,5 | |
Прочие виды материального производства | тыс. чел | 9,6 | 6,4 | 6,4 |
% | 1,5 | 1,0 | 1,0 | |
Социальная сфера | тыс. чел | 227,0 | 227,0 | 229,0 |
% | 35,0 | 35,1 | 35,4 | |
ЖКХ и бытовое обслуживание | тыс. чел | 33,0 | 34,2 | 35,0 |
% | 5,1 | 5,3 | 5,4 | |
Народное образование | тыс. чел | 72,5 | 73,0 | 74,0 |
% | 11,2 | 11,3 | 11,4 | |
Культура и искусство | тыс. чел | 10,4 | 10,6 | 10,5 |
% | 1,6 | 1,6 | 1,6 | |
Наука и научное обслуживание | тыс. чел | 22,7 | 22,9 | 23,0 |
% | 3,5 | 3,5 | 3,6 | |
Кредиты, финансы, страхование | тыс. чел | 11,0 | 11,0 | 11,5 |
% | 1,7 | 1,7 | 1,8 | |
Органы управления | тыс. чел | 16,8 | 17,0 | 17,0 |
% | 2,6 | 2,6 | 2,6 | |
Здравоохранение и физкультура | тыс. чел | 47,9 | 47,8 | 48,0 |
% | 7,4 | 7,4 | 7,4 | |
Другие отрасли нематериальной сферы | тыс. чел. | 12,7 | 10,5 | 10,0 |
% | 1,9 | 1,6 | 1,5 |
В отраслевой структуре занятости города на 2010 год предполагается небольшое снижение занятых в сфере материального производства: в натуральных показателях снижение на 2 тыс. человек или на 0,3% и увеличение числа занятых в социальной сфере на 2 тыс. человек или на 0,3%. В сфере материального производства увеличение занятых прогнозируется на транспорте (на 0,1%), в связи (на 0,1%) и в информационно-техническом обслуживании (на 0,1 тыс. человек). В остальных отраслях за счет естественной убыли населении произойдет снижение численности занятых.
В социальной сфере увеличение занятых прогнозируется в таких отраслях как:
ЖКХ и бытовом обслуживании - на 0,8 тыс. человек (0,1%);
народном образовании - на 1,0 тыс. человек (0,1%);
в финансово-кредитной системе - на 0,5 тыс. чел (0,1%)
в здравоохранении и физкультуре - на 0,3 тыс. чел.
Для предпрогнозного периода характерно уменьшение численности безработных, состоящих на учете в службе занятости с 7,7 тыс. чел. на конец 2008 года до 6,0 тыс. чел. на 1.07.2009 года и оценочно до 6,8 тыс. чел. на 1.01.2010 года. Это связано как с уменьшением доля незанятых граждан в общем количестве обратившихся в службу занятости, так и с повышением уровня трудоустройства и реализации специальных программ содействия занятости.
Рассмотрим
рынок труда (табл.4)
Таблица 4 Рынок труда г. Волгограда в 2008-2010 гг.
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. отчет | 2009 г. оценка | 2010 г. прогноз |
Обратилось в службу занятости по вопросу трудоустройства | тыс. чел. | 91,3 | 39,0 | 40,0 |
Количество вакансий на конец периода | ед. | 138461 | 36000 | 36000 |
Трудоустроено | тыс. чел. | 70,1 | 28,7 | 29,0 |
Численность безработных, зарегистрированных на конец отчетного периода | тыс. чел. | 33,5 | 6,8 | 8,0 |
Уровень безработицы | % | 1,07 | 0,9 | 1,07 |
Продолжительность безработицы | ||||
до 1 мес. | чел. | 4351 | 1100 | 1500 |
от 1 до 4 мес. | чел. | 11815 | 2650 | 3250 |
от 4 до 8 мес. | чел. | 5033 | 1900 | 2000 |
от 8 мес. до 1 года | чел. | 3488 | 850 | 900 |
Более 1 года | чел. | 1822 | 300 | 350 |
В
краткосрочной перспективе
Проблемы занятости, безработицы, мобильности трудовых ресурсов, приобретают все большую актуальность на современном этапе. Прогнозирование занятости населения и ее структур должно занимать важное место в деятельности федеральных и региональных органов управления. Сегодня эффективно решать задачу программирования перспектив занятости населения можно на основе комплексного рассмотрения воспроизводства рабочей силы и основных макроэкономических процессов, связанных с ним.
Разработка
программы поддержания и
В
настоящее время среди
смягчение и компенсация краткосрочных и среднесрочных колебаний в уровне занятости, расширение занятости, согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными;
согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;
согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы профессиональной подготовки кадров (в т.ч. рабочих).
Создание условий для развития реального сектора российской экономики, и, прежде всего, отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение капитальных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную профессию, — таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики являются: смягчение проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства). Преодоление негативных тенденций в динамике занятости и на рынке труда — условие для перспективного развития трудового потенциала РФ.
Информация о работе Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения