Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.
Задачами курсовой работы является:
-дать понятие трудового потенциала населения;
-определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.
Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Волгоградской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Волгоградской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Волгоградской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Волгоградской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Волгоградской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40
Процессы сокращения рабочей силы с предприятий и организаций города оказывают серьезное влияние на рынок труда города в целом. В третьем квартале 2009г. продолжилась реструктуризация предприятий жилищно-коммунальной и энергетической отраслей.
Каждому этапу развития экономики соответствует определенная модель (или концепция) занятости, характеристики которой раскрывают суть процессов функционирования общества. Концепция занятости – это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. В основе такого понимания стоит формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, которые характерны для конкретного типа хозяйства, при этом не ограничиваются реальные возможности достижения поставленных целей в тот или иной период времени.
Наличие квалифицированной, мобильной рабочей силы может стать тем ключевым фактором, который позволит наилучшим образом реализовать экономический потенциал региона. С приходом инвестиционной политики меняются объем и направленность межрегиональных потоков населения и трудовых ресурсов, что, безусловно, оказывает влияние на состояние локальных рынков труда и приводит к накоплению определенных структурных дисбалансов в динамике спроса на рабочую силу и ее предложения, и являющейся результатом их взаимодействия занятости населения. Необходимость совершенствования управления миграцией в нынешних условиях возрастает, поскольку существующая система управления не позволяет эффективно реагировать на объективно складывающиеся условия: источники, масштабы и качественный состав перераспределения рабочей силы остаются вне сферы управления.
Процесс согласования спроса и предложения на региональных рынках труда проходит в условиях обострения проблемы структурной безработицы, особенно в ее региональном аспекте. На уровне отдельных регионов и на конкретных локальных рынках труда предъявляемый спрос зачастую неадекватен имеющемуся предложению рабочей силы. Степень этой неадекватности усиливается вследствие значительной обособленности региональных рынков труда, низкой мобильностью трудовых ресурсов и нередко, фактическим отсутствием системы стимулирования, поддержания и развития необходимого уровня мобильности трудовых ресурсов. В результате как на национальном, так и на региональных рынках труда структурная безработица серьезно осложняет социальную ситуацию, принимая длительные и застойные формы.
Отдельного внимания заслуживает проблема изменений в отраслевой структуре занятости. Накопленная за предыдущие годы занятость в отраслях промышленности, следуя за падением спроса на продукцию этих отраслей, начала интенсивно высвобождаться как во вновь создаваемые, так и в ранее существовавшие сектора. Учитывая сравнительно небольшой срок жизни отечественного рынка труда, серьезные перекосы в структуре занятости стали причиной накопления дисбалансов, сформировавших структурную безработицу.10
Ограничения конкретного отраслевого рынка диктуются, прежде всего, информационной инфраструктурой, содержащей данные о спросе и предложении на данном рынке, а также о других характеристиках: о требуемой квалификации рабочей силы уровне оплаты труда, условиях работы и т.д.
Спрос
отрасли на рабочую силу определяется
на практике через число объявленных
вакантных рабочих мест. Предложение
рабочей силы для экономики в
целом характеризуется
Предлагаемые подходы к решению вопроса о сбалансированности факторов производства основаны на самых общих предпосылках балансового метода. Предлагается на региональном уровне ввести в прогнозную практику помимо баланса трудовых ресурсов баланс движения населения и трудовых ресурсов. Для эффективного прогнозирования необходимо знание реальных процессов, формирующих занятость населения. На сегодняшний день занятость населения определяется достаточно независимыми друг от друга процессами движения рабочей силы, которое формирует ее предложение, и движения рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу. Существует настоятельная необходимость прогнозирования динамики и согласования этих процессов, главной целью которых является формирование эффективной полной занятости.
При разработке среднесрочного социально-экономического прогноза необходимо решение таких задач, как построение прогнозных балансов трудовых ресурсов, прогнозных балансов территориального, отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов, моделирование процесса взаимосвязи спроса и предложения на рабочую силу с учетом как демографических, так и макроэкономических (например, инвестиционных) факторов.
Построение
системы отчетных балансов движения
населения и трудовых ресурсов может
в значительной мере восполнить существующий
недостаток информации о процессе движения,
расширить возможности моделирования
и сферу применения аналитических и прогнозных
моделей рассматриваемого процесса во
всем многообразии его форм и взаимосвязей.11
Обеспечение оперативного регулирования и снижение напряженности на рынке труда в условиях циклически меняющегося спроса и предложения на рабочую силу, смягчение последствий миграционных потоков – это важнейшие задачи, решение которых ставит перед собой служба занятости Волгоградской области.
В первую очередь, речь идет о межтерриториальном перераспределении рабочей силы за счет улучшения обмена информацией между различными звеньями областной службы занятости с использованием технологий, заложенных в областную автоматизированную систему управления занятостью населения.
В Волгограде появился шанс внедрить такую систему, при которой служба занятости наряду с обслуживанием граждан, непосредственно обращающихся в центры занятости населения, будет максимально полно информировать население о состоянии рынка труда региона и тем самым даст возможность гражданам самим позаботиться о своем благополучии, самостоятельно распорядиться способностями к производительному, творческому труду. Решение этой задачи администрация увидела в формировании и оперативном распространении сведений, которые должны повысить информированность граждан о возможностях трудоустройства не только в пределах своего района или города, но и на предприятиях других территорий.
В
течение четырех лет
Благодаря открытости и доступности информации о возможностях трудоустройства в другую местность области, которая постоянно отслеживается и распространяется по компьютерной сети АСУЗН во все центры занятости области, за 2008 год было оказано содействие в трудоустройстве более 1,5 тыс. человек. Массовое высвобождение военнослужащих и членов их семей в связи с ликвидацией одной из воинских частей, расположенной в Калачевском районе области, грозило существенным образом отразиться на уровне безработицы, но, получив весь спектр информационных услуг, которыми располагает служба занятости, высвобождаемые нашли работу самостоятельно в близлежащих районах Волгограда.
Приведенные выше факты об организации компьютерного обмена базами вакансий г. Волгограда со Светлоярским и Калачевским районами Волгоградской области свидетельствуют о том, что трудовая мобильность населения области возрастает и обмен трудовыми ресурсами между соседними территориальными образованиями реально существует. И он мог бы быть более значительным, если бы не ограничение, связанное с понятием «транспортной доступности». Особенно это касается молодых незанятых граждан, проживающих в сельской местности. Чтобы помочь данной категории населения, службой занятости региона был заключен договор о сотрудничестве с ОАО «Волгоградский тракторный завод». Возможностью трудоустроиться в городе по имеющимся профессиям, в дальнейшем повысить квалификацию и получить новую профессию на учебно-производственной базе предприятия воспользовались более 150 селян, из которых 26 удалось получить работу на заводе. А жителю удаленного от Волгограда районного центра Палласовка, имеющему высшее профессиональное образование и никаких перспектив трудоустройства в сельской местности, удалось получить работу начальника технического бюро литейного цеха.
На рынок труда все активнее выходит категория занятого населения. Граждане, находящиеся в отпусках без содержания или работающие неполную рабочую неделю, желающие сменить работу или работать в свободное от основной работы (учебы) время, а также студенты, желающие заранее найти работу или познакомиться с ситуацией на рынке труда, поставили перед службой занятости области задачу разработки гибких (нетипичных) форм занятости на условиях временной занятости.
Для этой категории граждан служба занятости Волгоградской области сформировала общеобластной банк вакантных рабочих мест, связанных с сезонной и временной занятостью. Организовали и начали проводить ярмарку вакансий временных (сезонных) работ, которая постепенно стала постоянно действующей. Проведение ярмарки предоставляет возможность работодателям самостоятельно подобрать необходимых работников для выполнения любых видов временных работ, а гражданам трудоустроиться без обращения и регистрации в службе занятости и, тем самым, получить материальную поддержку, выполняя работу временного характера, в том числе и поденную. Именно это подтверждают цифры: 42 % участников ярмарок из числа занятых желали бы работать на временных рабочих местах.
К формированию банка вакансий временных работ привлечены все центры занятости области. Вся информация вводится в компьютерный банк, которым пользуются посетители ярмарок. А по пятницам каждой недели специалисты службы занятости проводят день встречи работодателей и ищущих временную работу. Уже за первый месяц работы ярмарки 12 работодателей воспользовались возможностью подобрать себе необходимых работников. В последнее время постоянно действующая ярмарка приобрела популярность у руководителей частных предприятий.
Сельскохозяйственное производство располагает большими возможностями предоставления и поденных работ. Поэтому служба занятости еще весной заключила договоры на проведение таких работ в общественных и фермерских хозяйствах пригородных районов. Это позволило более 650 незанятым постоянным трудом жителям г. Волгограда и г. Волжского принять участие в уборке овощей.12
Я считаю, говоря о структуре занятости в Волгоградской области, что наряду с открытостью и доступностью информации о рынке труда области применение гибких, нетипичных форм занятости даст возможность многим людям получить работу временного характера и поддержать свое материальное положение.
Устойчивой сохранится в 2009 году ситуация на рынке труда Волгограда. Численность трудовых ресурсов сейчас составляет примерно 600 тысяч человек. Большая часть работающего населения в 2009 году занята в сфере экономики – свыше 400 тысяч. При этом немного вырастет количество работающих на производстве. А вот непроизводственный сектор, наоборот, сократится. К слову, по-прежнему в Волгограде будет велика потребность в рабочих кадрах высокой квалификации. Рассмотрим естественное движение населения и миграцию(табл.1)
Таблица 1 Естественное движение населения и миграция в г. Волгограде
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. отчет | 2009 г. оценка | 2010 г. прогноз |
Число родившихся | чел. | 7800 | 9600 | 10000 |
Число умерших | чел. | 13800 | 18500 | 17000 |
Естественный прирост(+)/убыль(-) | чел. | -6000 | -8900 | -7000 |
Миграция населения | ||||
Прибыло | чел. | 23737 | 21265 | 21500 |
Убыло | чел. | 22084 | 19846 | 20000 |
Увеличение(+)/уменьшение(-) | чел. | +1653 | +1419 | +1500 |
Информация о работе Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения