Теоретические и практические аспекты лидерства в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Лидерство - это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 193.56 Кб (Скачать)

Введение

Лидерство - это способность  оказывать воздействие на людей  с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного  влияния на подчиненных.

Для того чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний  должен обладать властью и применять  её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций. Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники в первую очередь оценивают деловые качества менеджера по его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач.

Опытный менеджер - лидер  действует здесь по определенному  плану: определяет четкие цели, стоящие  перед коллективом; организует членов коллектива на решение стоящих перед  предприятием проблем; регулярно обсуждает  ход выполнения работы; всячески поощряет инициативу и творчество; приветствует открытость в общении между людьми; регулярно контролирует подчиненных  и совместно с ними работает над  исправлением ошибок.

Главное в работе менеджера - авторитет заключается в доверии  к нему людей. Доверие приобретается  высоким профессионализмом и  уважением к людям. Существует много  различных мнений об облике современного лидера. Очень трудно составить некий  усредненный, обобщенный образ.

Актуальность данной проблемы для всех менеджеров - эффективный  руководитель должен представлять собой  интеграцию авторитетного управленца и лидера, так как это поможет  ему и его организации преодолевать все трудности и выводить предприятие  на новый уровень.

Объектом исследования в курсовой работе является теоретические и прикладные основы лидерства в менеджменте. Предмет исследования в курсовой работе - авторитет, власть и лидерство в работе управления.

Главной целью данной курсовой работы является - изучить теорию лидерства, власти и формирования авторитета в управлении, рассмотреть основные модели и теории лидерства и найти примеры их применения на практике.

 

 

 

1.1 Сущность лидерства

1.1 Сущность и определение  понятия лидерства.

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем  эффективное лидерство. Лидеры нужны  для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения  межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных  путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом  тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В  современном русском языке под  руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может быть лучше  понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

 

 

 

(Табл.1) - Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует  как доводы, так и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело


 

Обычно мы называем лидерами тех  людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать  ее исполнение, не является лидером. Использование  имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений  и наказаний - это навык «формального»  управления исполнением. Здесь не требуется  личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.

В отличие от способности к управлению, лидерство - это умение найти ресурсы  в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов  власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и  более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь  умение влиять неформально: силой своей  личности, характера, обаяния, силой  своей увлеченности и уверенности  в общем успехе.

Так, если взять в качестве примера  директора завода, то по должности  он является менеджером. Должность  открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с  позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном  примере в коллективе лидером  скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник - директор завода.

Процесс влияния через способности  и умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический» Кричевский Р. Л. «Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе».

В ходе изучения проблемы лидерства  учеными было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие  на группы людей, побуждающие их к  достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей цели.

Сила и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство -это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его  иерархический характер, как это  имеет место в случае отношений  «начальник-подчиненный». Лидерство, как  и власть - это потенциал, имеющийся у человека.

Содержание понятия лидерства  в управлении организацией.

Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения  «лидер-последователь». В целом лидерские  отношения отличает то, что последователи  признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда  оно доказало свою компетентность и  ценность для них. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции  лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять свои потребности, которые  не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют  лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также  оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных целей.

Лидер становится привлекательным  для последователей благодаря, умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

В передаче последователям видения  в такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных  условиях людей может побудить к  действиям факт их непосредственного  осознанного участия (через собственность  или процесс) в решениях и их творческой реализации. Что предполагает наделение  их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением  делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми  исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая  чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие  лидеры постоянно задают себе вопросы  типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над  чем я еще должен работать, чтобы  быть лучше?

Признается, что лидерскими способностями  и умениями можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером.

Сила лидерского влияния прямо  пропорциональна степени принятия последователями того, что лидер  предлагает сделать. Власть и влияние  являются главными в работе лидера.

Теперь рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер  имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность  ее использования обратно пропорциональна  уровню, занимаемому лидером в  организации.

Другая ситуация наблюдается в  случае, когда лидер пользуется властью  примера, так как она является во многих случаях причиной признания  и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Власть информации в лидерском  варианте связана с индивидуальными  способностями и умением лидера соединить на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты лидерства в менеджменте