Теоретические аспекты управления качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.
2 Методы управления качеством.
3 Зарубежный опыт управления качеством на предприятии.
4 Казахстанский опыт управления качеством на предприятии.

Работа содержит 1 файл

первая часть.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

Многие специалисты США считали  низкое качество главным тормозом роста  производительности труда и конкурентоспособности  американской продукции. Повысить уровень  качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы для американской промышленности не существовало.

Решение проблемы качества в США  чаще всего пытались найти в различных  протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы  повышения качества отодвигались на второй план. Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских  мер по защите американских производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции  считалось основной целью, рассматривали  качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

В США в начале 80-х годов управление качеством сводилось к планированию качества, - и это было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям, - планы повышения  качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления качеством создавал не планы, а проблемы.

Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что  надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем, как:

-мотивация рабочих;

-кружки качества;

-статистические методы контроля;

-повышение сознательности служащих и управляющих;

-учет расходов на качество;

-программы повышения качества;

-материальное стимулирование.

С формированием и распространением комплексных систем управления качеством  рынок признал, что качество важнее цены. В результате американский бизнес в 1970-1980-х годах столкнулся с жесточайшей  конкуренцией со стороны японских и  европейских фирм, предложивших на рынок высококачественные товары по низким ценам. Девиз некоторых фирм - «немецкое качество», появившийся  в рекламах, стал на рынке как  бы абсолютной гарантией, потом его  подхватили и в других странах, появились  девизы «европейское качество», «японское  качество», говорившие сами за себя.

Позднее, в 1987 г., один из наиболее известных  американских специалистов по качеству Харрингтон назвал этот период «Большой войной 80-х годов, представляющей собой  не военные действия, а промышленную войну, и трофеями в этой войне  являются потребители во всем мире». Действительно, ведь на американскую промышленность и, следовательно, на рынок началось наступление со стороны Японии, азиатских  и европейских стран. Америка  стала терять свое лидерство в  отношении совершенства уровня многих видов продукции.

В тот период Дж. А. Янг, президент  компании «Хьюлетт-Паккард», возглавил  группу, занимающуюся поисками путей  повышения конкурентоспособности  американской промышленности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В своем отчете президенту страны Р. Рейгану и его кабинету Янг  отметил: «Конкурентоспособность американской промышленности на мировом рынке  пошатнулась за последние два  десятилетия. О спаде свидетельствуют  рекордный внешнеторговый дефицит, сокращение доли мирового рынка в  торговле продукцией, выпускаемой в  высокотехнологических отраслях промышленности, снижение доходов нашего производственного  сектора, медленный рост производительности труда и отсутствие роста реальной заработной платы».

К середине 1980-х г. результаты усилий американских корпораций, направленных на повышение качества своей работы, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию. В октябре 1985 г. институт Гэллапа провел опрос  потребителей по заказу Американского  общества по контролю качества (АОКК). Результаты опроса показали, что 27% потребителей не надеются на повышение качества американских изделий, а 33% опрошенных потребителей посчитали, что иностранные  изделия равны по качеству или  лучше американских изделий. Это  были серьезные цифры, но и они  трактовалось, как положительный  сдвиг по сравнению с опросом, проведенным для АОКК в 1980 г.

В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В этих монографиях  изложена философия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.

В США стали четче представлять проблему качества. У американской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и хорошо оплачиваемое руководство  высшего звена. Огромные капиталовложения в новую технологию и разработку новых видов продукции, а также  новые отношения между рабочими и управляющими, строящиеся на обшей заинтересованности в повышении качества продукции и работы, создают предпосылки для новой технической революции в США [3, с. 88-90].

Специалисты США возлагают большие  надежды на совершенствование управления качеством, которое должно означать, по их мнению, радикальную перестройку  сознания руководства, полный пересмотр  корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уровнях  организации на поиск путей к  непрерывному повышению качества американской продукции.

По выражению видного американского  специалиста А. Фейгенбаума, «качество - это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни».

Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказывают руководители среднего звена. Для многих из них  управленческая политика, основанная на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и даже их должностному положению. Производственные же рабочие, как правило, готовы взять  на себя ответственность за качество своей работы.

Сердцевиной революции в области  качества является удовлетворение требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий  на конвейере является потребителем продукции предыдущего, поэтому  задача каждого рабочего состоит  в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последующего рабочего.

Внимание со стороны законодательной  и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции - новое явление в экономическом  развитии страны. Одна из главных задач  общенациональной кампании за повышение  качества - добиться реализации на деле лозунга «Качество - прежде всего!»  Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором  которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее  в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее  в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа  за выдающиеся достижения в области  повышения качества продукции, которые  с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает президент  США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный день качества.

Анализируя американский опыт в  области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:

-жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;

-внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов:

-совершенствование управления фирмой в целом. Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

Характерной особенностью американских фирм в настоящее время является наличие четко оформленных систем управления качеством. В таких системах предусмотрено выполнение эффективно структурированных и хорошо отлаженных программ по внедрению комплекса  мероприятий по схеме «человек - машина - информация», обеспечивающих требуемое качество и снижение расходов на него.

Движение к высокому качеству продукции  и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества в Европе особенно активно началось в 80-х  годах XX века.

Необходимо отметить большую и  целенаправленную деятельность стран  Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке  единых требований и процедур, способных  обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или  организации, осуществляющие координацию  в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим  регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные  на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские  аналоги - ЕМ серии 29000. Именно в Европе были основаны три ведущие организации, занимающиеся сертификацией на соответствие ИСО 9000 - TUV Cert, DNV, Lloyd register. Указанные  стандарты должны стать гарантами  высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к  новым достижениям в области  качества.

Качество стало фактором обеспечения  конкурентоспособности европейских  стран. Для реализации такой стратегии  потребовались:

-единые законодательные требования (директивы);

-единые стандарты;

-единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка.

В 1985 г. принята новая концепция  гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования являются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеет большое значение. Поэтому Европа ориентируется на основополагающие стандарты ИСО 9000 и EN 29000.

Образованы Европейский координационный  совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии. Главная задача проводимой работы - полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка с наименьшими затратами.

Европейский рынок ставит серьезные  задачи перед фирмами других стран, намеревающимися попасть на него. Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора современных форм и методов управления качеством  продукции, связывают с их внедрением гарантию высокого качества продукции. А она, как известно, включает стабильную технологию, надлежащую систему поддержания  технологической точности оборудования и оснастки, метрологические средства контроля и испытаний продукции, эффективную систему подготовки кадров.

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского фонда  управления качеством:

4.  Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимущество всеобщей конкуренции.

5.  Стимулировать и, где это необходимо, помогать всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской  организацией по качеству (ЕОК) учредил  Европейскую премию по качеству, которая  начиная с 1992 года присуждается лучшим фирмам.

Отличительными особенностями  европейского подхода к решению  проблем качества являются:

-законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;

-гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

-создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.

 

 

 

 

1.4 Казахстанский опыт управления качеством на предприятии.

 В условиях перехода Казахстана к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его основу.

Новые подходы  к проблеме качества требуют все  более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно  организационно - экономическим мерам  управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей  производителям оперативнее реагировать  на меняющиеся требования внутреннего  и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в  перспективе к обеспечению высокого качества продукции.

Проблема повышения  качества - одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции.

В Республике Казахстан  сформирована Государственная система  стандартизации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и  распространения стандартов в Казахстане. ГСС включает следующие основополагающие стандарты:

Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством на предприятии