Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:26, контрольная работа
1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.
2 Методы управления качеством.
3 Зарубежный опыт управления качеством на предприятии.
4 Казахстанский опыт управления качеством на предприятии.
1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии.
1.1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.
В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Управление
качеством – действия, осуществляемые
при создании, эксплуатации или потреблении
продукции в целях
В последние
годы широкое распространение
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение и завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса;
Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.
Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества». Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия в целом. Основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:
Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение конкретной модели системы качества на предприятии.
Управление
качеством охватывает все виды деятельности
и методы оперативного характера, направленные
на выполнение требований к качеству
и реализацию планов его совершенствования.
Управление качеством предусматривает
контроль качества, выявление отклонений
и разработку мероприятий по их устранению,
и недопущение повторных
Обеспечение
качества охватывает и включает в
себя все планируемые и
Улучшение
качества представляет деятельность предприятия,
включающую все виды конкретных действий,
непосредственно влияющих или способствующих
повышению эффективности и
Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей).
Следовательно,
главным в обеспечении
Для реализации
принципов управления качеством
необходим соответствующий
Механизм
управления – совокупность организационных
и экономических компонентов
и звеньев, обеспечивающих согласованное,
взаимосвязанное и
Сущность управления качеством заключается в выработке управленческих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.
Универсальная схема управления качеством, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема управления качеством
Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
- станки, машины, другое производственное оборудование;
- профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:
- характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
- интерьер и производственный дизайн;
- характер материальных и моральных стимулов;
- морально–психологический климат в производственном коллективе;
- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
- состояние социально материальной среды работающих.
Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?
Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.
При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.
Средства планирования — нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования в системах управления качеством. В состав средств планирования качества продукции также включаются:
- политика повышения качества продукции, провозглашающая основные направления повышения качества продукции предприятия;
- программы, стратегии, планы повышения качества продукции предприятия;
- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
- метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и / или рабочие средства измерений;
- государственная система обеспечения единства измерений (ГСП);
- государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Политика
повышения качества продукции предприятия
формируется в официальном
В концепции ISO 9000 политика в области качества выступает как базис самой системы качества. Политика в области качества тесно связана со стратегией предприятия, т. е. с тем набором действий, с помощью которых предприятие хочет достичь цели. Стратегия в области качества — один из главных ориентиров в деятельности предприятия.
Политику
предприятия в области качества
составляют направления и цели деятельности.
Основными направлениями
Главная
цель деятельности предприятия —
стабильное обеспечение качества продукции
и услуг, которые удовлетворяют
требованиям и ожиданиям
На основе главной цели конкретизируются цели, которые относятся к таким ключевым свойствам качества, как, например, функциональная пригодность, безопасность и надежность, эксплуатационные характеристики. Одной из конкретных целей является минимизация рисков и потерь вследствие выпуска продукции недостающего качества. Если на предприятии отсутствуют четко сформулированные общие цели в области качества, это приводит к тому, что каждое подразделение начинает преследовать свои собственные цели, начинает трактовать общие цели в своем понимании.
Концентрированным
выражением политики предприятия в
области качества является девиз. Он
не только фиксирует концептуальное
отношение предприятия к
Политика предприятия в области качества оформляется в виде декларации, подписывается руководителем. Политика предприятия должна доводиться до каждого работника предприятия.
Наряду с политикой и стратегией повышения качества продукции предприятия особую роль играют такие средства планирования, как документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы управления качеством, а также технический и рабочий проекты системы.
Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством на предприятии