Теоретические аспекты управления качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.
2 Методы управления качеством.
3 Зарубежный опыт управления качеством на предприятии.
4 Казахстанский опыт управления качеством на предприятии.

Работа содержит 1 файл

первая часть.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

1. Теоретические  аспекты управления качеством  на предприятии.

1.1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.

В современном  мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность  связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Управление  качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении  продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

В последние  годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых  отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами  выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение  и управление качеством продукции.

Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширение и завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;

- увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие сервиса;

Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда  во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности  дефектов. Полное возложение ответственности  за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также  активное использование человеческого  фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации  труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное  исследование и анализ возникающих  проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей  операции этого процесса к предыдущей.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области  качества и осуществляется путем  реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества». Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия в целом. Основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:

Планирование  качества предусматривает определение  целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию  и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных  требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также  разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению  и внедрение конкретной модели системы  качества на предприятии.

Управление  качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает  контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию  и контроль их реализации.

Обеспечение качества охватывает и включает в  себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности  как внутри предприятия, так и  внешней среде, что выпускаемая  продукция или услуги, а также  производственные и иные технологические  процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению эффективности и результативности, с целью получения выгоды для  него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного  и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия  для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.

Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы  жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу  работ, начинающемуся также с  маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей).

Следовательно, главным в обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, является правильный выбор  направления деятельности и позиции  на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция  оставалась конкурентоспособной кок  можно более длительное время.

Для реализации принципов управления качеством  необходим соответствующий механизм управления.

Механизм  управления – совокупность организационных  и экономических компонентов  и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее  функционирование всех элементов системы  управления качеством для достижения целей управления.

Сущность  управления качеством заключается  в выработке управленческих решений  и последующей реализации предусмотренных  этими решениями управляющих  воздействий на определенном объекте  управления.

Универсальная схема управления качеством, представлена на рисунке 1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Схема управления качеством

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу  факторов, влияющих на качество (прямоугольник  в центральной части схемы) относятся:

- станки, машины, другое производственное оборудование;

- профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия  обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

- характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально–психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

- состояние социально материальной среды работающих.

Почему  необходимо деление на факторы и  условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении  отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке  сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия  и их сочетания зависят от характера  и величины отклонений качества и  от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

Средства  планирования — нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования в системах управления качеством. В состав средств планирования качества продукции также включаются:

- политика повышения качества продукции, провозглашающая основные направления повышения качества продукции предприятия;

- программы, стратегии, планы повышения качества продукции предприятия;

- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

- метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и / или рабочие средства измерений;

- государственная система обеспечения единства измерений (ГСП);

- государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Политика  повышения качества продукции предприятия  формируется в официальном документе, подписывается высшим руководителем. Это документ, который подтверждает и представляет отношение руководства  предприятия к проблеме качества. По этому документу можно судить о том месте, которое сейчас занимает предприятие среди производителей аналогичной продукции. О политике в области качества можно судить и по отношению к потребителю. Отсутствие политики в этой области  делает вас неконкурентоспособными.

В концепции  ISO 9000 политика в области качества выступает как базис самой системы качества. Политика в области качества тесно связана со стратегией предприятия, т. е. с тем набором действий, с помощью которых предприятие хочет достичь цели. Стратегия в области качества — один из главных ориентиров в деятельности предприятия.

Политику  предприятия в области качества составляют направления и цели деятельности. Основными направлениями деятельности в области качества являются установленные  руководством предприятия пути развития работ по установлению качества, а  в качестве цели выступают желательные  или предполагаемые позиции предприятия  в области качества.

Главная цель деятельности предприятия —  стабильное обеспечение качества продукции  и услуг, которые удовлетворяют  требованиям и ожиданиям потребителей.

На основе главной цели конкретизируются цели, которые относятся к таким  ключевым свойствам качества, как, например, функциональная пригодность, безопасность и надежность, эксплуатационные характеристики. Одной из конкретных целей является минимизация рисков и потерь вследствие выпуска продукции недостающего качества. Если на предприятии отсутствуют  четко сформулированные общие цели в области качества, это приводит к тому, что каждое подразделение  начинает преследовать свои собственные  цели, начинает трактовать общие цели в своем понимании.

Концентрированным выражением политики предприятия в  области качества является девиз. Он не только фиксирует концептуальное отношение предприятия к качеству, но и придает определенную направленность в политике мотивации работников. Можно сказать, что девиз выступает  основополагающей внутренней обстановкой  для всего персонала предприятия. Но в то же время девиз обращен  и во внешний мир: потребителям, поставщикам, сертифицированным организациям, общественности. Отступление от девиза ведет к  потере репутации, лица фирмы. Для обеспечения  надлежащего эффекта от девиза он ДОЛ' жен быть четким, доступным для понимания, лаконичным, выразительным.

Политика  предприятия в области качества оформляется в виде декларации, подписывается  руководителем. Политика предприятия  должна доводиться до каждого работника  предприятия.

Наряду  с политикой и стратегией повышения качества продукции предприятия особую роль играют такие средства планирования, как документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы управления качеством, а также технический и рабочий проекты системы.

Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством на предприятии