Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:26, контрольная работа
1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.
2 Методы управления качеством.
3 Зарубежный опыт управления качеством на предприятии.
4 Казахстанский опыт управления качеством на предприятии.
Техническое задание содержит, как правило, следующие основные разделы:
1) особенности системы управления качеством;
2) этапы работ и сроки их выполнения;
3) цель
разработки и внедрения
4) общая характеристика предприятия;
5) принципы построения системы управления качеством;
6) стандарты
предприятия на
7) организационно-технические мероприятия.
Технический
и рабочий проекты системы
управления качеством продукции
на предприятии разрабатываются
специалистами соответствующих
служб для детализации и
Для технического проекта характерны, как правило, следующие разделы:
1) цель создания системы управления качеством продукции;
2) главные
принципы и общая структурно-
3) средства
обеспечения функционирования
4) стандарты
предприятия по управлению
5) меры
по повышению организационно-
Особенности содержания и построения каждого из перечисленных разделов заключаются в следующем.
В первом разделе уточняется в случае необходимости формулировка цели, данная в техническом задании на разработку и внедрение системы, выделяются задачи, которые необходимо решить в приоритетном порядке.
Второй
раздел должен содержать уточненный
по сравнению с техническим
В третьем разделе приводятся те средства, на которые могут и должны ориентироваться разработчики стандартов предприятия и системы в целом. Прежде всего это средства информационного и метрологического обеспечения процессов управления качеством, экспериментальная и испытательная база предприятия, его финансовые и кадровые возможности. В этом же разделе указывают основные направления совершенствования производства и управления на предприятии, на которые могут и должны ориентироваться разработчики системы управления качеством продукции в обозримой перспективе.
В четвертом
разделе приводится перечень стандартов
предприятия, необходимых для создания
и внедрения системы управления
качеством, а также составляется
сводный график их разработки. При
этом все стандарты предприятия
обычно группируют по определенному
принципу (стадия жизненного цикла
изделия, функция управления качеством
и т. п.). Кроме того, в этом разделе
отражают взаимосвязь указанных
стандартов с другими стандартами
предприятия и стандартами
В пятом
разделе дается перечень мероприятий
по повышению организационно-
Рабочий проект системы управления качеством продукции на предприятии содержит, как правило, следующую документацию:
- международные, государственные и отраслевые стандарты, технические условия и другую межотраслевую и отраслевую нормативно-техническую документацию, используемую на данном предприятии;
- стандарты предприятия по разрабатываемой системе управления качеством и другие действующие на предприятии документы и положения, касающиеся вопросов управления качеством;
- подготовленные и утвержденные планы мероприятий по внедрению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочего проекта разрабатываемой системы управления качеством.
Необходимо отметить, что на малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре управления некоторых технических и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функциональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависимости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственном за реализацию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции.
Необходимый
уровень качества продукции может
быть совместно установлен ее изготовителем
и потребителем в договоре. Различные
аспекты установления, обеспечения
и контроля уровня качества продукции
в договорах и контрактах самых
различных видов
Требуемый уровень качества продукции в договорах и контрактах можно определять следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.
По стандартам обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей статье договора указывают: «Качество соответствует стандартам, установленным в Республике Казахстан».
Качество сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные требования), определяется техническими условиями. Обычно технические условия даются в приложении к договору.
Качество
продовольственных товаров
При определении
качества по образцу поставщик
Договоры
также являются средствами планирования
качества продукции. Серьезной проблемой,
возникающей при планировании качества
продукции в договорах и
Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан
(ст. 422 ГК РК, установившую правила проверки качества товара при заключении и исполнении договора купли-продажи).
В наиболее общем случае проверка качества всегда зависит от характера и назначения товара. Так, сложно техническую продукцию необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если же товаром является продовольствие, то его приемка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и т. д.
Гарантии качества товара обычно выделяют в отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций, а также все случаи, на которые гарантия не распространяется.
В Казахстане планирование качества продукции уже имеет определенный опыт. Обращаясь к этапам работы в нашей стране по улучшению качества продукции, их характеру и содержанию с точки зрения профессионального обеспечения, можно увидеть, что одна из главных причин неудач в решении данной проблемы состоит в том, что не была должным образом организована подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции. Сравнение с другими странами убеждает, что существует острая необходимость создания в Казахстане условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.
1.2 Методы управления качеством.
Методы
управления качеством представляют
собой способы и приемы осуществления
управленческой деятельности и воздействие
на управляемы объекты для достижения
поставленных целей в области
качества. В практике управления качеством
используются в основном экономические,
организационно-
Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
В группу экономических включают следующие методы управления качеством:
-финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
-хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
-экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
-ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
-образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество;
-применение системы оплаты труда и материального поощрения;
-использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг;
Один из примеров использования экономического метода – материальное стимулирование: в ответ на авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат – более высокого качества выпускаемой продукции.
Реализация этого метода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские способности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличит объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятия.
Организационно-
В группу
организационно-
-регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного)
-стандартизации.
-нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности)
-инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения)
-распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений)
-приказы и распоряжения по управления качеством, обеспечение выполнения требований международных стандартов, ГОСТ и технических условий, контроль за исполнением требований нормативно-технической документации;
Применение
организационно-
Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.
Среди социально-психологических методов следует отметить следующие:
-способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
-формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
-приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
-приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством на предприятии