Теоретические аспекты управления качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

1 Сущность, понятие и основные показатели управления качеством на предприятии.
2 Методы управления качеством.
3 Зарубежный опыт управления качеством на предприятии.
4 Казахстанский опыт управления качеством на предприятии.

Работа содержит 1 файл

первая часть.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

Техническое задание содержит, как правило, следующие  основные разделы:

1) особенности  системы управления качеством;

2) этапы  работ и сроки их выполнения;

3) цель  разработки и внедрения системы  управления качеством продукции  на предприятии;

4) общая  характеристика предприятия;

5) принципы  построения системы управления  качеством;

6) стандарты  предприятия на разрабатываемую  систему;

7) организационно-технические  мероприятия.

Технический и рабочий проекты системы  управления качеством продукции  на предприятии разрабатываются  специалистами соответствующих  служб для детализации и конкретизации  основных положений рассмотренного ранее технического задания на разработку и внедрение системы.

Для технического проекта характерны, как правило, следующие разделы:

1) цель  создания системы управления  качеством продукции;

2) главные  принципы и общая структурно-функциональная  схема системы;

3) средства  обеспечения функционирования системы;

4) стандарты  предприятия по управлению качеством;

5) меры  по повышению организационно-технического  уровня предприятия.

Особенности содержания и построения каждого  из перечисленных разделов заключаются  в следующем.

В первом разделе уточняется в случае необходимости  формулировка цели, данная в техническом  задании на разработку и внедрение  системы, выделяются задачи, которые  необходимо решить в приоритетном порядке.

Второй  раздел должен содержать уточненный по сравнению с техническим заданием перечень функций управления качеством  продукции с обязательным указанием  должностных лиц, ответственных  за выполнение каждой функции. Также  приводится общая структурная схема  предприятия с указанием функций  управления качеством, выполняемых  его подразделениями и отдельными должностными лицами, указываются информационные потоки и связи подчинения. Также в разделе обозначают стадии жизненного цикла изделия, на которых данное предприятие осуществляет управление его качеством, определяют порядок координации деятельности при функционировании системы, а также подразделение, отвечающее за эту координацию, его структуру и подчиненность.

В третьем  разделе приводятся те средства, на которые могут и должны ориентироваться  разработчики стандартов предприятия  и системы в целом. Прежде всего это средства информационного и метрологического обеспечения процессов управления качеством, экспериментальная и испытательная база предприятия, его финансовые и кадровые возможности. В этом же разделе указывают основные направления совершенствования производства и управления на предприятии, на которые могут и должны ориентироваться разработчики системы управления качеством продукции в обозримой перспективе.

В четвертом  разделе приводится перечень стандартов предприятия, необходимых для создания и внедрения системы управления качеством, а также составляется сводный график их разработки. При  этом все стандарты предприятия  обычно группируют по определенному  принципу (стадия жизненного цикла  изделия, функция управления качеством  и т. п.). Кроме того, в этом разделе  отражают взаимосвязь указанных  стандартов с другими стандартами  предприятия и стандартами более  высокой категории, перечисляют  основные нормативно-методические материалы  и документы, которые должны быть использованы при разработке стандартов.

В пятом  разделе дается перечень мероприятий  по повышению организационно-технического уровня предприятия с указанием  сроков их выполнения и ответственных  исполнителей.

Рабочий проект системы управления качеством продукции на предприятии содержит, как правило, следующую документацию:

- международные, государственные и отраслевые стандарты, технические условия и другую межотраслевую и отраслевую нормативно-техническую документацию, используемую на данном предприятии;

- стандарты предприятия по разрабатываемой системе управления качеством и другие действующие на предприятии документы и положения, касающиеся вопросов управления качеством;

- подготовленные и утвержденные планы мероприятий по внедрению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочего проекта разрабатываемой системы управления качеством.

Необходимо  отметить, что на малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре  управления некоторых технических  и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функциональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависимости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственном за реализацию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции.

Необходимый уровень качества продукции может  быть совместно установлен ее изготовителем  и потребителем в договоре. Различные  аспекты установления, обеспечения  и контроля уровня качества продукции  в договорах и контрактах самых  различных видов регламентированы современным законодательством  нашей страны (Гражданский и Уголовный  кодексы Республики Казахстан, Закон «О защите прав потребителей» и другие источники).

Требуемый уровень качества продукции в  договорах и контрактах можно  определять следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

По стандартам обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей  статье договора указывают: «Качество  соответствует стандартам, установленным  в Республике Казахстан».

Качество  сложной технической продукции  и продукции, на которую отсутствуют  стандарты (но к которой предъявляются  специальные требования), определяется техническими условиями. Обычно технические  условия даются в приложении к  договору.

Качество  продовольственных товаров подтверждается сертификатом соответствия, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на данную партию товара.

При определении  качества по образцу поставщик предоставляет  потребителю образец продукции. Если потребителя удовлетворяет  качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт, как  правило, вносят сведения о количестве отобранных образцов и порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимоотношениях поставщиков  и потребителей нередко возникают  конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной  фирме, наименование которой фиксируется  в контракте. В числе требований, предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта  конкретного изготовителя продукции.

Договоры  также являются средствами планирования качества продукции. Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий  проверки товара по качеству.

Для отдельных  видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями  Гражданского кодекса Республики Казахстан

(ст. 422 ГК РК, установившую правила проверки качества товара при заключении и исполнении договора купли-продажи).

В наиболее общем случае проверка качества всегда зависит от характера и назначения товара. Так, сложно техническую продукцию необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если же товаром является продовольствие, то его приемка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и т. д.

Гарантии  качества товара обычно выделяют в  отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности  сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий  и удовлетворения рекламаций, а также  все случаи, на которые гарантия не распространяется.

В Казахстане планирование качества продукции уже имеет определенный опыт. Обращаясь к этапам работы в нашей стране по улучшению качества продукции, их характеру и содержанию с точки зрения профессионального обеспечения, можно увидеть, что одна из главных причин неудач в решении данной проблемы состоит в том, что не была должным образом организована подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции. Сравнение с другими странами убеждает, что существует острая необходимость создания в Казахстане условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.

 

 

1.2 Методы управления качеством.

Методы  управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления  управленческой деятельности и воздействие  на управляемы объекты для достижения поставленных целей в области  качества. В практике управления качеством  используются в основном экономические, организационно-распорядительные, и  социально-психологические методы.

Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

В группу экономических включают следующие методы управления качеством:

-финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);

-хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

-экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;

-ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

-образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество;

-применение системы оплаты труда и материального поощрения;

-использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг;

Один  из примеров использования экономического метода – материальное стимулирование: в ответ на авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат – более высокого качества выпускаемой продукции.

Реализация  этого метода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос  и покупательские способности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличит объемы реализации продукции, валовой доход  и массу прибыли предприятия.

Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включать методы:

-регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного)

-стандартизации.

-нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности)

-инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения)

-распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений)

-приказы  и распоряжения по управления качеством, обеспечение выполнения требований международных стандартов, ГОСТ и технических условий, контроль за исполнением требований нормативно-технической документации;

Применение  организационно-распорядительных методов  УК обусловливает создание совокупности документов различного статуса.

Социально-психологические  методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

Среди социально-психологических  методов следует отметить следующие:

-способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;

-формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;

-приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;

-приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством на предприятии