Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стресса;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения………….5
Сущность стресса………………………………………………………………………….……5
1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса…………………………………..….7
1.3 Методы управления стрессом на предприятии……………………………

Работа содержит 1 файл

менеджм-стресс.docx

— 54.66 Кб (Скачать)

2. Не только начало  заболевания связано со стрессовой  ситуацией, но и любое обострение  или рецидив болезни. 

3. Психосоматические расстройства  обычно протекают фазно, и их  обострения в той или иной  степени носят сезонный характер.

4. Психосоматические болезни  возникают у лиц с генетической  и конституциональной предрасположенностью.       Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями. Если у личности вспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессивным реакциям и вынужденной их сдерживать, обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого, впечатлительного, с комплексом неполноценности ответом на эмоциональный стресс может быть развитие неспецифического язвенного колита. Психосоматические болезни - это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Они возникают, когда воздействие внешнего фактора настолько интенсивное, что защитные силы организма не справляются со стрессом. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит от силы, длительности самого воздействующего фактора, от психологического и физического состояния человека.           Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную нервную систему и проявляется в виде различных вегето-сосудистых реакций. Психогенная ситуация, как провоцирующий фактор, запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации. Наиболее часто встречаются три типа таких реакций: 1. Реакция со стороны выделительных органов - потливость, рвота, учащенное мочеиспускание, понос («медвежья болезнь») - возникает при волнении перед экзаменом, ответственным докладом и т. д. 2. Температурная реакция. Температурная реакция характерна и для некоторых женщин, причем в длительной психотравмирующей ситуации может держаться субфебрилитет (37,0-37,5С). 3. Реакция со стороны сердечно-сосудистой системы в виде сердечных спазмов, повышения артериального давления, учащенного сердцебиения.         Такие неспецифические реакции могут сопровождаться тревогой или страхом. При повторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительной психотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичность в виде поражения отдельных органов и систем организма. Обычно поражается орган-«мишень», имеющий к этому наследственную предрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональны и в ряде случаев маскируют или «зашторивают» психические заболевания (невротические расстройства, депрессии). В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимый характер, что затрудняет ее лечение.  

 

 

 

 

 

1.3 Методы управления стрессом на предприятии

«Хороший работник — здоровый работник». Эта нехитрая истина не сразу  и не везде, но потихоньку начинает приживаться в нашей стране. И, соответственно, начинается стрессменеджмент не с идеи провести такой тренинг, а с политики руководства в  отношении сотрудников организации. Многие компании уже осознали, что заботиться об уже имеющемся сотруднике гораздо легче, нежели найти и научить нового. Чем выше стоит человек на иерархической лестнице или специфичнее его служебные обязанности, тем более четко действует это правило. И тогда возникает задача, состоящая из нескольких ступеней. Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие. Принять такое решение непросто. Что можно считать симптомами «неотработанного» или «неотреагированного» стресса. Это нарушение концентрации внимания, агрессивность или тревожность без повода, ощущение хронической нехватки времени, проблемы со сном, депрессия, перманентное гнетущее чувство вины. Легко ли будет найти человека, который, проработав в сфере современного российского бизнеса хотя бы три-пять лет, ни разу не испытал на себе этих симптомов. А если речь идет о деятельности управленца или, например, сотрудника отдела по работе с претензиями — вероятность наличия как минимум половины из перечисленных симптомов резко возрастает. И потому, если нет возможности охватить обучением всех, приходится выбирать наиболее ценных для организации сотрудников и тех, чьи проблемы со здоровьем уже явно бросаются в глаза.            Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда. Иногда путают такие диаметрально противоположные моменты, как стрессменеджмент и проведение отборочного стресс-интервью (возможно, потому, что поведение некоторых соискателей в процессе подобного интервью является серьезным стрессом для сотрудника службы персонала, который его проводит — и с этим тоже что-то надо делать!). И потому важно на этапе переговоров с тренером-фрилансером, тренинговой компанией или даже с внутренним тренером достаточно ясно обрисовать цели обучения. Если сотрудников компании научат хорошо общаться с разгневанными клиентами — это будет замечательно. Но это будет не стрессменеджмент. И если они будут правильно представлять себе все фазы течения конфликта — это тоже будет прекрасно. Но все равно не будет стрессменеджментом. Может быть, наиболее верным будет такой ответ: умению сберечь свое здоровье — как психическое, так и физическое — в условиях огромной нервной нагрузки и постоянной нехватки времени, используя для этого как внешние, так и внутренние ресурсы.          Третья ступень — выбор программы. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье. И далекие на первый взгляд от бизнеса техники борьбы с последствиями стресса, как ци-гун или фламенко. Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация, а потом происходит «разбор полетов» каждого участника с подробным обсуждением: как реагировал? Считать ли произошедшее стрессом для конкретного участника? Что он предпримет в дальнейшем для того, чтобы «отработать» оказанное на него стрессовое воздействие? Совсем недавно заговорили о новой методике: людей вывозят за город, тренером накладывается запрет на речь, и участники тренинга просто проводят два дня на свежем воздухе и в абсолютной тишине.             На каждом из упомянутых подходов можно остановиться подробнее. Итак, тренинг-семинар по Гансу Селье — стандартное начало шествия идеи стрессменеджмента по компании, но не всегда триумфальное. Происходит это из-за того, что участникам предлагается большое количество теоретического материала, проанализировав который, они должны сделать вывод: у них все запущено, и надо что-то менять. Времени же на то, чтобы предоставить им еще и инструмент для свершения перемен, обычно не остается. Впрочем, и такой эффект — благо: бoльшая часть людей, особенно пока молоды, редко задумывается над вопросами сохранения себя.         Программы, связанные с привлечением каких-либо ресурсных техник (особым успехом пользуются так называемые «восточные» техники) заказывают, как правило, те, кто хорошо представляет себе суть стресса и опасности, которые несет «неотработанный стресс». Теории мало или совсем нет, зато имеется целый арсенал практических упражнений, которые неискушенному человеку могут показаться довольно экзотичными. То есть существует определенный уровень организационной культуры, обеспечивающий адекватное отношение руководства к тому, что часть сотрудников в один прекрасный день либо на территории фирмы, либо на территории тренинговой компании выполняет упражнение «Дерево» по системе ци-гун, танцуют испанские танцы или сосредоточенно дышит по особой методике. И таким образом, овладевает инструментарием для борьбы с негативными последствиями стресса.           Игровой тренинг — что-то среднее между первыми двумя вариантами. Теория присутствует, но в мизерном объеме: о ней вспоминают лишь тогда, когда надо подвести научную базу под тот или иной нюанс человеческого поведения, проявившийся по ходу обучения. Если тренер работает грамотно, то стрессовое воздействие, оказываемое на участников ролевых игр, минимально — но позволяет провести параллель между игрой и реальными рабочими ситуациями. А потом происходит обсуждение всех возможных моделей нейтрализации стрессового воздействия.        Тренинг проведен. Косвенные показатели: уменьшается количество болезней и больничных листов. Психологический климат в организации становится более доброжелательным и спокойным. Становится меньше «штурмовщины» и ночных бдений, поскольку больше удается сделать в течение рабочего дня. Повышается лояльность по отношению к фирме и руководству. Прямых показателей нет. И с этим лучше примириться. Проведение тренинга по управлению стрессом — признак зрелости организации. Само по себе такое событие говорит в пользу кадровой политики фирмы. Если найдены интересная программа, адекватный тренер, подходящий формат — все сложится хорошо. Если же что-то не получилось, то стоит поискать еще. Конечно, это будет стрессом, но… «Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок. Кроме того … некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса в хорошей форме». Так сказал основоположник теории стресса Ганс Селье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения