Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стресса;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения………….5
Сущность стресса………………………………………………………………………….……5
1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса…………………………………..….7
1.3 Методы управления стрессом на предприятии……………………………

Работа содержит 1 файл

менеджм-стресс.docx

— 54.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения………….5

    1. Сущность стресса………………………………………………………………………….……5

1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса…………………………………..….7

1.3 Методы управления стрессом на предприятии……………………………………….……..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основой любой организации  являются люди (коллектив), и без  них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам.        Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в стресс. Каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и приводит к неизбежному стрессу.             Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения.0000000000000000000000             Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты стресса;
  • дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
  • выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
  • разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Объектом данного исследования является персонал предприятия. Предметом  исследования – управление стрессами на предприятии.       Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили монгольские и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению стрессами на предприятии.       В третьей главе приводятся данные об исследовании, проведенному в сети магазинов «Монгол шигтгээ». Целью практической части было исследование психологических причин стресса персонала организации. Для этого были использованы две методики: тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, и тест на стрессоустойчивость К. Томаса. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения

    1. Сущность стресса

Для того чтобы обсуждать  причины возникновения стресса, а также влияние стрессогенных факторов на организм человека, необходимо проанализировать само понятие

стресс. Стресс сопутствует  человеку, животным и даже растениям  на всем протяжении их жизни. Еще первобытный человек, вероятно, замечал, что пребывание на сильном холоде или сильной жаре, изнеможение после тяжелого труда, кровопотеря, страх, чувство постоянной опасности и любое заболевание имеет нечто общее. Конечно, он не мог осознать

сходство в реакциях на все, что он делал на пределе своих  возможностей. Когда приходило это ощущение, он инстинктивно чувствовал этот предел и понимал, что «с него хватит».

Ситуация всегда развивалась  похожим образом: сначала он ощущал трудность, затем на какое-то время ему становилось легче, но потом он чувствовал, что больше вынести не в

состоянии.

Великий французский физиолог Клод Берна во второй половине XIX в. задолго до

того, как стали изучать  проблему стресса, впервые четко  указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. Он

понял, что «именно постоянство  внутренней среды служит условием свободной  и независимой жизни». Чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность, ничто внутри человека не должно сильно отклоняться от нормы. Если это случится, то он заболеет или умрет. Сейчас это называют гомеостазом (термин был предложен У.Б. Кенноном в начале

XX в.).

Стремление сохранить  гомеостаз является основой функционирования организма. В случае инфекции, физической травмы или психического потрясения возникают сходные неспецифические приспособительные реакции, направленные на поддержание гомеостаза.

Например, к таким реакциям относятся потеря аппетита, слабость, подавленность, лихорадка. В экспериментах на животных обнаружилось, что при инфекциях, воздействии холода, воздействии жары, травмах, кровотечении, нервном возбуждении во внутренних органах возникают сходные изменения:

• увеличение надпочечников;

• атрофия вилочковой железы и лимфатических узлов;

• возникновение язвы в  желудке.

Эта реакция впервые была описана Гансом Селье как общий  адаптационный синдром

или синдром биологического стресса. Селье, будучи еще студентом  медицинского

института, обратил внимание на то, что у многих совершенно различных  болезней признаки

очень сходны. В дальнейшем, изучая на животных действие экстрактов из плаценты и яичников, Селье через 6 часов после введения обнаружил у всех животных увеличение коркового слоя надпочечников (с исчезновением секреторных гранул из корковых клеток),

инволюцию тимико-лимфатического аппарата и кровоточащие язвы желудка  и двенадцатиперстной кишки. В начале Селье предположил, что им открыт новый гормон, который оказывает такое действие. Однако по мере того как Селье «очищал» вытяжку, стремясь получить гормон в чистом виде, все изменения постепенно уменьшались. Надо отдать должное Селье, который в такой сложный для исследователя момент сумел отойти от привычного представления о главной роли качества воздействия и подумал о том, что вытяжка в неочищенном виде была просто более сильным раздражителем по сравнению с очищенной, и реакции на нее — реакция на сильный раздражитель. Если это так, то любой другой сильный раздражитель должен дать аналогичный эффект. Селье ввел животным формалин и получил те же изменения. Именно в связи с этим он вспомнил свои студенческие впечатления о сходстве многих признаков при разных болезнях, возникающих,

как известно, в результате сильных агентов. Как говорил И.П. Павлов (1927), «патологическое состояние есть встреча организма с каким-нибудь чрезвычайным условием, вернее с необычным размером ежедневных условий».

По определению Г. Селье  «стресс есть неспецифический ответ  организма на любое

предъявленное ему требование». Печальные или радостные события  совершенно различны и

причины возникновения стресса и его значение для человека даже противоположны по своим результатам, однако, их стрессорное действие, то есть неспецифическое требование приспособления к новой ситуации, одинаково.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция  организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его  гомеостаз, а также соответствующее  состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия  выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный  и другие стрессы.          Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

 

1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации, или  событиями личной жизни индивидуума.     Организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, — задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным».     Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.  Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.     Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследование 2000 рабочих-мужчин 23 профессий показало, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем ив обязательно будет интересно другим.

Рис. 1. Модель стрессовой реакции

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного  шума. Исследования также показали, что неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации  и необоснованные требования друг к  другу тоже могут вызвать стресс.  Личностные факторы. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные.           Наиболее типичными стрессами сегодняшнего времени являются: производственные стрессоры (информационные перегрузки, работа с большой долей ответственности в условиях дефицита времени и др.); стрессоры психосоциальной мотивации (разного рода соревнования, конкурсы, защита диплома, сдача экзамена); стрессоры побед и поражений (в карьере, спорте, личной жизни); стрессоры разобщения (конфликтные ситуации, ссоры, угроза и др.); стрессоры ограничений (различные заболевания, тюремная изоляция, сексуальная дисгармония, голод); физические стрессоры (хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, физические нагрузки); информационные стрессоры (сообщения в средствах массовой информации о войнах, катастрофах, терроризме); стрессоры, связанные с политическими событиями последнего времени, нестабильным экономическим положением, безработицей, неуверенностью в завтрашнем дне. Следствием всех вышеперечисленных стрессоров стали так называемый синдром хронической усталости (схожесть симптоматики с простудным заболеванием, „грипп молодых карьеристов”), психосоматические заболевания, встречающиеся в практике врачей общего профиля, и психические расстройства невротического уровня. Оптимальными методами преодоления стресса являются: обучение стратегиям, направленным на решение проблем, а не бегство от них; получение навыков конструктивного межличностного общения; овладение приемами мышечной релаксации, техниками НЛП и др.

Заболевания внутренних органов  и систем организма, возникающие  вследствие воздействия стрессовых факторов, получили название психосоматических. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка  и двенадцатиперстной кишки, неспецифический  язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства, а также нарушения менструального цикла у женщин, климактерический синдром и т. д. Несмотря на то, что  все эти болезни имеют разную этиологию, их объединяет целый ряд  общих признаков:       1. Начало заболевания провоцируется психогенными факторами (психическая травма, эмоциональный стресс), действие которых может быть кратковременным (смерть близкого человека), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства).

Информация о работе Теоретические аспекты стресса и причины его возникновения