Технология принятия и реализации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений - центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Содержание

Введение

1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
1.2Методы принятия решений
2. Процесс принятия решения и его структура
2.1 Основные процедуры процесса принятия управленческого решения
3. Аппарат управления и процесс принятия решений
3.1. Методы моделирования и оптимизации решений
4.Сущность и виды ответственности руководителей
4.1 Виды ответственности

Работа содержит 1 файл

Реферат по Менеджменту.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение    

                                                                                                                      

1. Содержание  и стадии процесса принятия  управленческих решений                         

1.2Методы принятия  решений                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2. Процесс принятия  решения и его структура                                                                         

2.1 Основные процедуры  процесса принятия управленческого  решения                                  

3. Аппарат управления  и процесс принятия решений                                                                               

3.1. Методы моделирования  и оптимизации решений                                              

4.Сущность и  виды ответственности руководителей                                               

4.1 Виды ответственности                                                                                                
 
 

 

Введение 

Среди множества  проблем современного менеджмента  важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого  решения, представляющего собой  основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта – не чисто академическая. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих  решения. Об этом свидетельствуют и  возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении. 

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс  принятия решений - центральный пункт  теории управления. Наука управления старается повысить эффективность  организаций путем увеличения способности  руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях  исключительной сложности с помощью  моделей и количественных методов.  

 В реферате  рассмотрены особенности моделирования,  типы используемых моделей и  некоторые широко используемые  методы принятия решений, а  также методы прогнозирования,  применяемые в рамках науки  управления. 

 

1. Содержание и стадии  процесса принятия  управленческих решений 

Управленческое   решение   -   это   результат   конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления.

Выработка и  принятие решений - это творческий процесс  в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

-выработку и  постановку цели;

-изучение проблемы  на основе получаемой информации;

-выбор и обоснование  критериев эффективности (результативности) и возможных последствий  

  принимаемого  решения;

-обсуждение  со специалистами различных вариантов  решения проблемы (задачи);

-выбор и формулирование  оптимального решения;

-принятие решения;

-конкретизацию  решения для его исполнителей.  

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех стадий:  

-подготовка  решения - проводится экономический  анализ ситуации на микро и  макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.  

-принятие решения  – осуществляется

  • разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;
  • производится отбор критериев выбора оптимального решения;
  • выбор и принятие наилучшего решения.
 

- реализация  решения - принимаются меры для  конкретизации решения и доведения  его до исполнителей, осуществляется  контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.  

   Каждое  управленческое решение имеет  свой конкретный результат, поэтому  целью управленческой деятельности  является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать  достижению оптимального результата  в конкретных условиях и обстоятельствах.  Управленческие решения могут  быть обоснованными, принимаемыми  на основе экономического анализа  и многовариантного расчета, и  интуитивными, которые, хотя и  экономят время, но содержит  в себе вероятность ошибок  и неопределенность. Принимаемые  решения должны основываться  на достоверной, текущей и прогнозируемой  информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения,  с учетом предвидения его возможных  последствий. Руководители обязаны   постоянно и всесторонне изучать  поступающую информацию для подготовки  и принятия на ее основе  управленческих решений, которые  необходимо  согласовывать  на  всех  уровнях  внутрифирменной  иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую  необходимо переработать для  выработки эффективных управленческих  решений, настолько велико, что  оно давно превысило человеческие  возможности.    Именно    трудности    управления    современным крупномасштабным производством  обусловили широкое использование  электронно-вычислительной техники,  разработку автоматизированных  систем управления, что потребовало  создания нового математического  аппарата и экономико-математических  методов. 
 

 

1.2 Методы принятия  решений 

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: 

1) метод, основанный  на интуиции управляющего, которая  обусловлена наличием у него  ранее накопленного опыта и  суммы знаний в конкретной  области деятельности, что помогает  выбрать и принять правильное  решение; 

2) метод, основанный  на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения,  обосновывает их последовательными  доказательствами, содержание которых  опирается на накопленный им  практический опыт; 

3)  метод,  основанный  на  научно-практическом  подходе, предполагающий выбор  оптимальных решений на основе  переработки больших количеств  информации, помогающий обосновать  принимаемые решения. Этот метод  требует применения современных  технических средств и, прежде  всего, электронно-вычислительной  техники. Проблема выбора руководителем  решения одна из важнейших  в современной науке управления. Она предполагает необходимость  всесторонней оценки самим руководителем  конкретной обстановки и самостоятельность  принятия им одного из нескольких  вариантов возможных решений.  Поскольку руководитель имеет  возможность выбирать решения,  он несет ответственность за  их исполнение. Принятые решения  поступают в исполнительные органы  и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. 

При выборе управленческого  решения к нему предъявляются  следующие требования: 

  • обоснованность  решения;
  • оптимальность выбора;
  • правомочность решения;
  • краткость и ясность;
  • конкретность во времени;
  • адресность к исполнителям;
  • оперативность выполнения.
 
 
 

 

2. Процесс принятия  решения и его  структура 

Под технологией  принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем  организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. 

Для руководителя принятие решений не является самоцелью. Основное, что должно заботить менеджера, — не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное  решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный  акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого  процесса. 

Процесс принятия решений — это циклическая  последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся  в анализе ситуации, генерации  альтернатив, принятии решения и  организации его выполнения. 

Наиболее целостное  и наглядное представление о  процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и  порядок их следования, (рис. 1). 

Рис. 1. Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих решений 

Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как  реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и  проблем, требующих решения, как  правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура ППУР во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой. 

 

2.1 Основные процедуры  процесса принятия  управленческого  решения 

Анализ  ситуации.

   Для возникновения  необходимости принять управленческое  решение, нужен сигнал о внешнем  или внутреннем воздействии, вызвавшем  или способном вызвать отклонение  от заданного режима функционирования  системы, т.е. наличие управленческой  ситуации. Поэтому одним из важнейших  условий принятия правильного  решения является анализ ситуации.

   Анализ  управленческой ситуации требует  сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию  восприятия организацией внешней  и внутренней среды. Данные  о состоянии основных факторов  внешней среды и положении  дел в организации поступают  к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют  информацию и сравнивают реальные  значения контролируемых параметров  с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать. 

Идентификация проблемы.

   Первый шаг на пути решения проблемы — ее определение или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему — значит наполовину решить ее.

   Существуют  два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному, проблемой считается  ситуация, когда поставленные цели  не достигнуты или существует  отклонение от заданного уровня, например, мастер может установить, что производительность труда  или качество изделий на его  участке ниже нормы. В соответствии  с другим, как проблему следует рассматривать также и потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта. 

Выявление и формулировка проблемы.

   Весьма  сложная процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов, и доведение этих проблем до количественной определенности (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода.

   Пользуясь  медицинской терминологией, первый  шаг в диагностировании сложной  проблемы — установление симптомов. 

Общими симптомами болезни организации являются:

низкие — прибыль, объем продаж, производительность труда, качество товаров и услуг;

высокие — издержки, текучесть кадров, многочисленные конфликты.

Выявление симптомов  помогает определить проблему в общем  виде, однако подобно тому, как различные  болезни нередко имеют общие  симптомы (головная боль может быть вызвана и обычным переутомлением и гипертонией), различные причины  могут вызывать сходные организационные  проблемы (низкое качество товара может  быть следствием как изношенности оборудо­вания, так и недостаточной квалификации рабочих). Поэтому менеджеры должны более глубоко исследовать причины возникшей проблемы и не спешить устранять только ее симптомы.

   Нельзя  также забывать, что все элементы  и работы в организации взаимосвязаны  ц решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.

Информация о работе Технология принятия и реализации управленческих решений