Технология оценки персонала при приеме на работу

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: «Где и когда потребуются работники?»Различают понятия «набор» и «наем кадров». Набор кадров - массовое привлечение на работу персонала в какую-либо организацию. Набор кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала.

Содержание

Глава 1. Найм персонала
1.1 Источники и проблемы найма персонала
1.2 Деловая оценка и отбор персонала
Глава 2. Организация аттестации персонала
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основное.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     В девятую группу входят такие качества, как честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида, хорошее здоровье.

     В каждом конкретном случае из этого  списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего  для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

 

      2. Организация отбора  претендентов на  вакантную должность 

     Окончательное решение при отборе обычно формируется  на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Типичный процесс принятия решения по отбору персонала представлен на рис. 3.

       

     Предварительная отборочная беседа. Работа на этой ступени может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы. В таких случаях специалист отдела кадров или руководитель подразделения проводит с ним предварительную беседу. При этом в организациях применяются общие правила беседы, направленные на выяснение, например, уровня образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого заявитель направляется на следующую ступень отбора.

     Заполнение  бланка заявления и анкеты претендента  на должность. Претенденты, прошедшие  предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления  и анкету. Ту же последовательность обычно используют вербовщики. Число  пунктов анкеты должно быть минимальным, и с их помощью необходимо запрашивать информацию, более всего характеризующую производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе.

     Анкетирование является важной процедурой оценки и  отбора претендентов. Назначение метода двоякое.

 

      3. Подбор и расстановка  персонала 

     Подбор  и расстановка кадров - одна из важнейших  функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит эффективность работы организации.

     Очень часто подбор кадров отождествляют с процессом отбора кадров, что неправомерно. Отбор - это выделение кого-либо из общего числа. Отсюда и выражения: «отбор кандидатов на вакантную должность», «отбор сотрудников для продвижения по службе» и т.п. При подборе же сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места. Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, - с другой.

     При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов  в рамках структурных подразделений  и создание условий для профессионального  роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основываются на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.

     Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей. Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:

     • установление возрастного ценза для различных категорий должностей;

     • определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;

     • возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;

     • состояние здоровья.

     Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизацион-ные трудовые перемещения, под которыми понимают процесс изменения места работника в системе разделения труда, а также смену места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием человека в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.

     Подбор  и расстановка персонала обеспечивают эффективное замещение рабочих  мест исходя из результатов комплексной  оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда сотрудников. Подбор и расстановка кадров предусматривают: планирование служебной карьеры, которое осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей); обеспечение достойных условий и оплаты труда, гарантированную оплату и премиальные, оснащение рабочего места, социальные блага и гарантии; планомерное движение кадров, включающее повышение, перемещение, понижение и увольнение работников в зависимости от оценки результатов их труда и соответствия условий оплаты труда их жизненным интересам.

     Исходными данными для отбора и расстановки кадров являются: модели служебной карьеры; философия и кадровая политика организации; Кодекс законов о труде; материалы аттестационных комиссий; контракт сотрудника; штатное расписание; должностные инструкции; личные дела сотрудников; положение об оплате и стимулировании труда, положение о подборе и расстановке кадров.

     Показатели  уровня квалификации:

     1.1 Квалификация работника не соответствует  требованиям должности, работник не выполняет должным образом своих должностных обязанностей

     персонал  вакансия кадровая

     Таблица 4.6 Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров

№ п/п Наименование  категорий показателей Наименование (шифр) показателей Оценка  степени соответствия работника  требованиям рабочего места
 
 
 
Показатели,

по которым  работник не соответствует занимаемой должности

Показатели, по которым работник соответствует  занимаемой должности
1 Уровень квалификации 1.1, 1.2, 1.3 1,1 1.2, 1.3
2 Деловые качества 2.1,2.2,2.3,2.4 2.1,2.2 2.3, 2.4
3 Работоспособность 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 3.1 3.2,3.3, 3.4, 3.5
4 Качество выполняемой  работы 4.1,4.2,4.3,4.4 4.1 4.2, 4.3, 4.4
5 Стиль и методы работы 5.1,5.2,5.3,5.4,5.5 5.1 5.2, 5-3, 5.4, 5.5
6 Аналитические способности 6.1,6.2,6.3,6.4 6.1,6.2 6.3, 6.4
7 Участие в инновационной  деятельности 7.1,7.2,7.3,7.4 7.1 7.1,7.2,7.3,7.4
8 Дисциплинированность 8.1,8.2,8.3 8.1 8.2, 8,3
9 Психологическая совместимость 9.1,9.2,9.3 9.1 9.2, 9.3
 

     1.2. Квалификация работника не соответствует требованиям занимаемой должности, но работник имеет достаточный опыт работы и постоянно работает над повышением уровня знаний.

     1.3. Квалификация работника соответствует требованиям занимаемой должности. Показатели деловых качеств:

     2.1. Работник не выполняет многие должностные обязанности.

     2.2. Работник не выполняет некоторые (отдельные) должностные обязанности.

     2.3. Работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

     2.4. Работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности и постоянно выполняет работы, входящие в круг должностных обязанностей других работников в период их временного отсутствия на рабочем месте (отпуск, болезнь, по вакантной должности).

     Показатели  работоспособности:

     3.1. Работник недостаточно трудолюбив.

     3.2. Работник трудолюбив, но работает безынициативно.

     3.3. Работник трудолюбив, но недостаточно инициативен.

     3.4. Работник достаточно трудолюбив и инициативен.

     3.5. Работник в труде проявляет самоотверженность, высокую

     инициативу.

     Показатели  качества выполняемой  работы:

     4.1. Исполняемые работником документы нуждаются в серьезной доработке старшего по должности; он систематически допускает дефекты и ошибки, которые ведут к срыву сроков выполнения работ, браку в работе.

     4.2. Исполняемые работником документы можно принять за основу, но они еще нуждаются в доработке старшего по должности, он допускает незначительные дефекты и ошибки, обычно не приводящие к срыву сроков выполнения работ, браку в работе.

     4.3. Исполняемые работником документы в основном соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности, как правило, не нуждаются, он хорошо выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

     4.4. Исполняемые работником документы соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности не нуждаются, он четко выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

     Показатели  стиля и методов  работы:

     5.1. Сотрудник не работает над совершенствованием стиля и методов своей работы, неправильно воспринимает критику в свой адрес, не делает должных выводов из критических замечаний, не работает над устранением недостатков в работе или допускает зажим объективной критики.

     5.2. Сотрудник недостаточно работает над совершенствованием стиля и методов своей работы, иногда не делает должных выводов из критических замечаний в свой адрес или недостаточно работает над устранением недостатков.

     5.3. Работник самокритичен, правильно делает выводы из критики и активно работает над устранением своих недостатков, правильно строит взаимоотношения в работе.

     5.4. Работник самокритичен, правильно делает выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации.

     5.5. Работник делает правильные выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации, с высокой ответственностью относится к порученной работе, систематически проявляет деловитость и желание выполнить работу наилучшим образом, умеет генерировать идеи и добиваться их претворения в жизнь, создает наиболее благоприятные условия для творческой и высокопроизводительной работы.

     Показатели, характеризующие  аналитические способности:

     6.1. Работник не проявляет способности к анализу деятельности подразделения (организации).

     6.2. Работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, но этот анализ не носит системного характера, что не позволяет на его основе разрабатывать мероприятия по развитию производства и управления.

     6.3. Работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, разрабатывает и вносит конкретные предложения по улучшению деятельности организации.

     6.4. Работник анализирует деятельность подразделения (организации) не только в пределах функций структурного подразделения, но и организации в целом.

Информация о работе Технология оценки персонала при приеме на работу