Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:17, курсовая работа
Целью работы является раскрытие теоретических сторон осуществления SWOT-анализа, а также привести пример такого анализа на базе отдельного предприятия и сделать соответствующие выводы.
Задачи:
1. Раскрыть понятия и сущности SWOT-анализа.
2. Расшифровать факторы внутренней и внешней среды, используемые в процессе анализа.
3. Поэтапно представить процесс осуществления SWOT-анализа на предприятии.
4. Оценить роль SWOT-анализа в деятельности предприятия с точки зрения осуществления планирования и прогнозирования.
5. Провести примерный анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «Наша мебель».
Введение………………………3
1. Теоретические основы ………………….5
1.1. Понятие SWOT-анализа…………………5
1.2. Классификация факторов внешней и внутренней среды…..7
1.3. Этапы проведения анализа………11
1.4. Роль SWOT-анализа в деятельности фирмы……14
2. SWOT-анализ на примере……….17
2.1. Характеристика фирмы…………………..17
2.2. SWOT-анализ…………..19
Заключение………………..24
Список использованной литературы…………………26
Приведенные факторы не исчерпывающи. Их набор варьируется в зависимости от спецификации компании. Нужно отметить, что на данном этапе важно не только объективно оценить параметры, но и выбрать среди их множества ограниченный ряд существенно важных для развития, роста и прибыльности бизнеса. Это позволит принять необходимые решения на ближайшую перспективу и акцентировать внимание на критических проблемах фирмы.
Проведение SWOT-анализа необходимо осуществлять абстрагировано от личных точек зрения. Смотреть на состояние дел нужно максимально объективно.
Для этого можно предложить оценку ситуации со следующих сторон [6]:
Этот подход поможет открыть новые преимущества и недостатки, которые ранее могли упускаться из виду.
Перед
выбором факторов для анализа также
важно определить «ключевые факторы успеха»
компании на рынке, т.е. факторы, связанные
с технологией, производством, маркетингом,
финансами и т.д., от которых зависит в
значительной степени успешность или
провал бизнеса на выбранном рынке, реализация
стратегий и достижение целей.
Теперь мы можем поэтапно разобрать процесс проведения SWOT-анализа организации.
ЭТАП 1
На первом этапе, как раз, происходит выделение наиболее важных параметров для анализа, которые мы рассмотрели ранее. По каждому элементу анализа первоначально рекомендуется составить списки, а затем занести их с таблицу, которая носит название матрицы SWОT-анализа. В таблице 1 приведен один из вариантов базовой матрицы SWOT [8].
Систематизация параметров в матрице дает возможность на этапах выбора и реализации стратегии вносить необходимые корректировки в оценку параметров и стратегию предприятия.
Таблица 1. Базовая матрица SWOT
|
Эта матрица используется реже, чем стандартная (Таблица 2), хотя, на мой взгляд, дает более точные результаты.
Таблица
2. Стандартная матрица SWOT
анализа
Сильные стороны | Возможности | |
S | O | |
Слабые стороны | Угрозы | |
W | T |
Зачастую,
на практике многих предприятий, на этом
этапе использование SWOT-анализа
ЭТАП 2
На следующем, втором этапе, возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, делятся на три группы по приоритетности, степени приложения усилий и средств и тщательности мониторинга.
На
основании сделанного SWOT-
Таблица
3. Анализ угроз и возможностей
фирмы
|
Этот этап имеет особое значение для выработки правильных стратегический решений, хотя используется нашими компаниями крайне редко [12].
Эта
фаза позволяет сделать
ЭТАП 3
Последним этапом является формулировка основных стратегических направлений с учетом их критичности и принятие соответствующих решений [13]. Стратегические возможности, требующие концентрации всех необходимых ресурсов для реализации и соответствующие угрозы, требующие повышенного внимания и тщательного постоянного мониторинга, относятся к важнейшей части. Они должны находиться под постоянным контролем руководства фирмы.
Возможностям, которые позволяют ранжирование по мере освобождения требуемых ресурсов и угрозам, которые требуют контроля, предоставляется более низкий приоритет. Контроль руководства высшего и среднего звена, инвестирование из собственных или доступных кредитных источников.
Возможностям или угрозам текущего порядка дается самый низший приоритет. Они находятся под контролем менеджмента, старясь использовать собственные источники финансирования [14].
Полученные результаты формулируются в стратегию компании, ее цели и задачи.
Вышеперечисленные
матрицы составляются на основе качественных
экспертных оценок.
Теперь, когда мы разобрались с тем, как происходит процесс составления SWOT-анализа и знаем, какие факторы являются основополагающими в этом процессе, мы можем оценить роль такого анализа в деятельности предприятия. Прежде всего, это касается вопросов планирования и принятия фирмой стратегических решений.
Вообще, планирование– это стратегия и соответствующая тактика управления объектом, разработка и принятие решений организацией и ее подразделениями [16].
Выделяют стратегическое и тактическое планирование.
Стратегия – это набор решений о путях и методах достижения долговременных целей [17].
Отправным моментов в разработке стратегии фирмы считается конкуренция. Основой подготовки стратегии служит анализ возможностей конкурентов, внутренних причин соперничества на рынке, сильных и слабых сторон фирмы.
Сущность
прогнозирования состоит в
Существуют три основных метода прогнозирования на предприятии [18]:
Из всех способов прогнозирования особо следует отметить метод прогнозных сценариев, относящийся к методам моделирования. Он имеет непосредственное отношение к изложенному выше материалу, так как может быть интерпретирован как проведение SWOT – анализа в динамике [19].
Метод SWOT-анализа является настолько привлекательным для фирмы благодаря тому, что он базируется на основе информации, которая имеется непосредственно у руководителей и наиболее квалифицированных сотрудников компании. Это позволяет строить анализ на базе собственного опыта и видения ситуации изнутри.
При этом пропадает необходимость в использовании сложных и дорогостоящих систем количественного анализа и приглашения таких же дорогостоящих специалистов со стороны, которые хуже знаю специфику конкретного предприятия и могут также навязать, в силу ограниченности времени, не самое оптимальное для фирмы решение.
Также
здесь стоит учитывать то, что
стратегические решения зачастую связаны
не с длительным временем планирования,
а ориентируются на структуру, направление
и глубину решений. И, в конце
концов, особенностью процесса принятия
стратегических решений является то,
что в ходе его осуществления
всегда образуется временная яма
между этапами разработки и реализации
стратегического решения. Та как
предприятие находится в
Кроме того, стратегические решения скорее связаны с внешними, а не с внутренними проблемами фирмы. Особенно это касается решений, связанных с выбором номенклатуры продукции и сегментов рынка [20].
На
основании последовательного рассмотрения
факторов внешней и внутренней среды принимаются
решения по корректировке целей и стратегий
предприятия (корпоративных, продуктовых,
ресурсных, функциональных, управленческих),
которые, в свою очередь, определяют ключевые
моменты организации деятельности.
ООО «Наша мебель» зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и приобретает права юридического лица с момента его регистрации. «Наша мебель» строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ.
Отношения
предприятия с другими