SWOT-анализ и синтез

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие теоретических сторон осуществления SWOT-анализа, а также привести пример такого анализа на базе отдельного предприятия и сделать соответствующие выводы.
Задачи:
1. Раскрыть понятия и сущности SWOT-анализа.
2. Расшифровать факторы внутренней и внешней среды, используемые в процессе анализа.
3. Поэтапно представить процесс осуществления SWOT-анализа на предприятии.
4. Оценить роль SWOT-анализа в деятельности предприятия с точки зрения осуществления планирования и прогнозирования.
5. Провести примерный анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «Наша мебель».

Содержание

Введение………………………3
1. Теоретические основы ………………….5
1.1. Понятие SWOT-анализа…………………5
1.2. Классификация факторов внешней и внутренней среды…..7
1.3. Этапы проведения анализа………11
1.4. Роль SWOT-анализа в деятельности фирмы……14
2. SWOT-анализ на примере……….17
2.1. Характеристика фирмы…………………..17
2.2. SWOT-анализ…………..19
Заключение………………..24
Список использованной литературы…………………26

Работа содержит 1 файл

КР SWOT 2011.docx

— 64.71 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
 
 
 
 

КАФЕДРА «НАЦИОНАЛЬНАЯ И  МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Прогнозирование национальной экономики»

на тему:

«SWOT-анализ и синтез» 
 
 
 
 
 
 
 

                    .

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение………………………3

    1. Теоретические основы ………………….5
      1. Понятие SWOT-анализа…………………5
      2. Классификация факторов внешней и внутренней среды…..7
      3. Этапы проведения анализа………11
      4. Роль SWOT-анализа в деятельности фирмы……14
    2. SWOT-анализ на примере……….17
      1. Характеристика фирмы…………………..17
      2. SWOT-анализ…………..19

    Заключение………………..24

    Список  использованной литературы…………………26 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире все развитые страны придерживаются рыночной формы хозяйствования. Она подразумевает существование  на рынке огромного количества малых, средних, крупных предприятий, которые  осуществляют свою деятельность в самых  разнообразных сферах. Занимается ли компания добычей нефти, или выпечкой хлеба, она сталкивается с изменчивой, динамичной и сложной системой факторов внешней и внутренней среды, которые  оказывают прямое и косвенное  воздействие на ее успешную деятельность.

     Это подтверждает необходимость изучения и аудита всех этих факторов и построение на основе их своевременных стратегических и других планов и прогнозов.

     В этом и заключается актуальность изучения такого метода, как SWOT-анализ, который позволяет своевременно оценить состояние среды организации принять соответствующие важные стратегические решения.

     Акроним SWOT был впервые озвучен профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году на Гарвардской конференции по проблемам бизнес-политики. И расшифровывается он следующим образом:

    • Strengths – сильные стороны
    • Weakness – слабые стороны
    • Opportunities – возможности
    • Threats – угрозы

     Целью моей работы является раскрытие теоретических  сторон осуществления SWOT-анализа, а также привести пример такого анализа на базе отдельного предприятия и сделать соответствующие выводы.

     В данной работе я преследовала решение  следующих задач:

  1. Раскрыть понятия и сущности SWOT-анализа.
  2. Расшифровать факторы внутренней и внешней среды, используемые в процессе анализа.
  3. Поэтапно представить процесс осуществления SWOT-анализа на предприятии.
  4. Оценить роль SWOT-анализа в деятельности предприятия с точки зрения осуществления планирования и прогнозирования.
  5. Провести примерный анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «Наша мебель».

     В процессе написания работы мною были использованы научные статьи, учебники и интернет-ресурсы, затрагивающие  вопросы данной темы. 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
    1. Понятие SWOT-анализа

     Наиболее распространенным методом, оценивающим состояние компании в целом, является SWOT-анализ. О том, что это такое, когда и зачем применяется и как провести качественный  SWOT-анализ и пойдет речь в данной работе [1].

     Начнем  с истории появления этого  понятия. Акроним SWOT был впервые озвучен профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году на Гарвардской конференции по проблемам бизнес-политики. Первоначально SWOT-анализ был основан на поиске и структурировании знаний о положении фирмы на данный момент, а так же возможностях ее развития.

     В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета, Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут, предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по первым буквам фамилий Leraned, Christensen, Andrews, Guth), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

     С этих самых пор понятие SWOT-анализа стало известно в широких руках как теоретиков, так и практиков. В настоящее время SWOT-анализ также широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга обязательно имеется раздел «SWOT-анализ».

     Стоит отметить, что такой метод является достаточно уникальным. Это связано  с тем, что он не привязан к экономическим  понятиям и факторам. Так, он может  применяться и в повседневной жизни. SWOT-анализ может оказаться достаточно полезен и при оценке шансов приема на работу, направлений своей дальнейшей деятельности в жизни и так далее. Однако, нас интересует именно экономическое содержание этого понятия.

     Вообще, аббревиатура SWOT означает следующее [2]:

  • Strengths – сильные стороны
  • Weakness – слабые стороны
  • Opportunities – возможности
  • Threats – угрозы

     Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к внутренней среде компании, а «O» и «T» к внешнему ее окружению.

     Сильные стороны предприятия призваны обеспечить его ускоренное движение к достижению поставленных стратегических целей, в  то время как слабости вызывают остановку  этого движения. Здесь также необходимо учитывать возможности и угрозы внешней среды, без которых невозможно верно определить верное направление  развития фирмы.

     Сильные стороны – это свойства организационной системы, которое при условии синтеза с возможностями внешней среды обеспечивает ускоренное продвижение системы к достижению главных целей деятельности.

     Слабые  стороны – это отрицательные свойства организации, предопределяющие долгосрочный характер в процессе достижения целей.

     Такое торможение становится существенным при синтезе основных слабостей  фирмы и существующими угрозами внешней среды. При этом также нельзя игнорировать сильные стороны предприятия и возможности внешней среды. Таким образом формируются пессимистические и оптимистические варианты развития организации.

     Возможности – это тенденции или события во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.

     Угрозы - это тенденции или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли [3].

     Отличительная особенность осуществления SWOT-анализа на предприятии состоит в следующем:

  1. Составление матрицы SWOT базируется на методе системно-целевого подхода, где основное внимание уделяется изменению характера параметров внешней и внутренней среды в пространстве, времени и с учетом возможного потенциала.
  2. Проведение такого исследования внутренних и внешних факторов подходит любому предприятию в силу универсальности подхода.
  3. В процессе анализа происходит синтез факторов внешней и внутренней среды, который далее приводит к осуществлению корректной политики  в отношении имеющихся и потенциальных проблем.

     В этой связи метод SWOT-анализа, является известным средством, позволяющим  провести детальное изучение внешней  и внутренней среды.  По результатам  такого анализа можно определить и дать оценку тому, обладает ли фирма  внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся  возможности и противостоять  угрозам, а также, какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения. 
 
 
 
 

 

     

    1. Классификация факторов внешней  и внутренней среды

     Непосредственно на основе факторов внешней и внутренней среды и осуществляется SWOT-анализ. В связи с этим необходимо рассмотреть внутренний аудит компании и аудит ее внешней среды.

     Под внешним аудитом подразумевается процесс анализа возможностей и угроз, идущих со стороны внешней среды и оказывающих влияние на деятельность предприятия [5].

     В оценке привлекательности рынка  можно выделить следующие ключевые аспекты:

  • Тенденции рынка. Целью их анализа является описание развития спроса в каждом из сегментов рынка.
  • Поведение покупателей. Нужно оценить поведение покупателя при покупке, использовании и владении товаром, покупательские привычки, а также другие факторы, влияющие на процесс совершения покупки, анализ имиджа торговой марки или всей фирмы в целом.
  • Структура сбыта. Возникает необходимость оценить ожидаемое состояние сети сбыта продукции, ожидания и мотивацию торговых партнеров компании.
  • Конкурентная среда. Оценка всех конкурентных преимуществ, рыночной силы потребителей и поставщиков, угроз товаров субститутов (заменителей), барьеров входа на рынок.

     Кроме этого, важное влияние на успешность предприятия могут оказывать следующие факторы, не зависящие от фирмы:

  • Законодательная база и возможные изменения в нормативных актах, принятие новых законов и т.д. К примеру, для многих торговых и производственных предприятий особенно важными являются изменения в таможенном законодательстве, особую роль они играют для малых и средних предприятий. Даже изменение таможенных пошлин, может привести к банкротству преуспевающую компанию.
  • Экономическое положение страны, региона. Изменение показателей ВНП, возможные крупные изменения в экономике, которые могут повлиять на компанию, а также инфляция. Анализ этих факторов поможет своевременно внести жизненно важные изменения в ассортиментную и ценовую политику компании.
  • Изменение технологий. Также бывает критическим, особенно если на рынке ожидается появление субститутов, которые могут сделать продукцию компании морально устаревшей.
  • Международная среда. В большей степени влияет на крупный бизнес.
  • Социально-демографические факторы.
  • Экологическая среда также должна учитываться некоторыми компаниями.

     После этого принимаются во внимание все  тенденции, которые фирма может  использовать, и продумываются  меры по нейтрализации внешних угроз.

     Переходим к внутреннему аудиту, а именно, к анализу сильных и слабых сторон компании.

     В процессе проведения внутреннего аудита компании оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес процессы, анализируется конкурентоспособность и, конкретно, переоцениваются конкурентные преимущества компании.

     Основные  факторы анализа на этом этапе:

  • Менеджемент. Включает оценку потенциала сотрудников компании, их квалификация, мотивация, лояльность и т.д.
  • Маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, PR), сравнение рекламной политики с конкурентами, эффективность маркетинговой политики;
  • Персонал, особенно это касается торгового персонала, уровня его квалификации и мотивированности в сравнении с целями и задачами фирмы, а также анализ контактов, новых потребителей, стоимости содержания торгового персонала;
  • Анализ продуктового портфеля. Оцениваются текущие и ожидаемые объемы продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;
  • Наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или новейших технологий и патентов;
  • Анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, оптимальные цены для продукции, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.

Информация о работе SWOT-анализ и синтез