СВОТ-анализ "Сбербанка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Сбербанк России — универсальный банк, предоставляющий широкий спектр банковских услуг (различные виды кредитования физических и юридических лиц, прием вкладов, операционное обслуживание, обмен валют, интернет-банкинг и т. д.). Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов на 1 июня 2009 года составляла 50,5 %, а его кредитный портфель соответствовал более 30 % всех выданных в стране займов.

Работа содержит 1 файл

Sberbank.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Краткое описание ОАО «Сбербанк России»

Сбербанк России — российский коммерческий банк, один из крупнейших банков России и Восточной Европы.

Центральный аппарат Сбербанка  России находится в Москве.

Ключевые фигуры: Герман Греф (президент  и председатель правления) и Сергей Игнатьев (председатель наблюдательного совета).

Сбербанк России — универсальный  банк, предоставляющий широкий спектр банковских услуг (различные виды кредитования физических и юридических лиц, прием вкладов, операционное обслуживание, обмен валют, интернет-банкинг и т. д.). Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов на 1 июня 2009 года составляла 50,5 %, а его кредитный портфель соответствовал более 30 % всех выданных в стране займов.

Филиальная сеть банка на 1 апреля 2011 года включает 17 территориальных банков и 19292 подразделения по всей России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, в Германии. В июне 2010 года Сбербанк получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в Пекине, а в сентябре 2010 года Банк России зарегистрировал филиал ОАО «Сбербанк России» в Индии.

По состоянию на 9 августа 2011 года собственный капитал банка составил 1 421 млрд руб. С начала года величина капитала возросла на 14,4 %. Источник роста капитала — заработанная чистая прибыль. Прибыль до уплаты налогов из прибыли составила 250,1 млрд руб., чистая прибыль составила 201,2 млрд руб. против 76,8 млрд руб. за 7 месяцев 2010 года.

В 2010 году численность персонала  Сбербанк России сократилась на 3,6% - до 240,895 тыс. человек.

Миссия Сбербанка России:

  • Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
  • Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.

Стратегические цели Сбербанка  до 2014 года:

Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).

Качественные показатели развития: лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.

Основой системы контроля качества является система управления рисками. Так 11 марта 2012 года Сбербанк провел тендер по внедрению системы оценки и управления рисками на сумму 800 млн. руб. Были выбраны 4 иностранных и 1 российская компании, имеющие положительный опыт внедрения программ отвечающих за риск-менеджмент. Так на 31. 12. 2011 выдано неработающих кредитов на 407 млрд. руб., что составляет 4,9% от всего кредитного портфеля. Резерв под обесценивание кредитного портфеля составляет 662 млрд. рублей, что составляет 7,9% от кредитного портфеля.

Таким образом, следует считать, что  эффективная система контроля качества дорабатывается, при этом ее можно считать достаточно эффективной.

 

2. Возможности предоставляемые внешней средой

2.1 Потребители

В 2011 году динамика ипотечного рынка превзошла самые оптимистичные прогнозы: объем предоставленных ипотечных кредитов заметно превысил исторический «максимум» и составил 713 млрд. руб., что на 90% больше результатов 2010 года.

2.2 Конкуренты

Сбербанк занимает первую строчку  в рейтинге 10 крупнейших банков России, на долю которых приходится 57% чистых активов российского банковского сектора. Список составлен по данным информационного портала Банки.ру по состоянию на 1 января 2011 года. (См. Приложение №1,2,3)

В списке представлены 10 самых прибыльных банков России по состоянию на 1 января 2011 года. При том, что активы сбербанка превосходят активы ближайшего конкурента в 3,2 раза, чистая прибыль Сбербанка больше чистой прибыли ВТБ в 3,8 раза.

2.3 Технологии, НТП

Современные технологии позволяют  банкам осуществлять свою деятельность дистанционно через интернет. Благодаря этому банки смогли реализовать такие услуги интернет-банкинга, платежных терминалов, банкоматов. При этом произошло делегирование части полномочий сотрудников банка к потребителям услуг, что позволит к 2014 году сократить 60 тыс. сотрудников Сбербанка.

2.4 Состояние экономики финансовая система

Среднегодовые темпы роста объемов банковского сектора России на период до 2014 года прогнозируются на уровне от 15 до 25%. При этом к 2014 году объем активов банковского сектора составит порядка 70 — 80% по отношению к ВВП.

Неизбежный процесс консолидации банковского рынка России создает, очевидные возможности для более крупных участников рынка. Консолидация сектора увеличивается год от года, что подтверждается данными Росстата. Так число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций в 2007 году составляло 1189, 2008г. – 1136 организаций, 2009г. – 1108, 2010г. – 1058, 2011г. – 1012.

В рознице доля банков, не изменявших либо ужесточавших условия кредитования, выросла с 40 до 60%, в кредитовании малого бизнеса — с 60 до 75%, в корпоративном кредитовании — с 70 до 90% в 2011 году. По данным Эксперт РА в 2012 году данная тенденция только усилится.

2.5 Социально-культурная среда

Высокие цели Сбербанка достигаются  командой единомышленников, которых  объединяет общая система ценностей. Основными ценностями сбербанка являются:

    • Порядочность
    • Стремление к совершенству
    • Уважение к традициям
    • Доверие и ответственность
    • Взвешенность и профессионализм
    • Инициативность и креативность
    • Командность и результативность
    • Открытость и доброжелательность
    • Здоровый образ жизни.

На основе этих ценностей будут  создаваться и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, а также будут строится системы управления внутри Банка и его взаимоотношения с клиентами.

2.6 Действия властей

Председатель Банка России Сергей Игнатьев не исключает приватизацию части 7,6-процентного пакета Сбербанка уже в этом году. В настоящее время к приватизации запланированы 7,6% акций Сбербанка. Этот пакет, принадлежащий главному акционеру – Банку России – оценивался в 7 млрд долларов. Приватизация планировалась еще на сентябрь прошлого года, однако затем была отложена на неопределенный срок из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

2.7 Система внешних коммуникаций

В Стратегии развития Сбербанка  до 2014 года указано, что Сбербанком реализуется система CRM (Customer Relationships Management — управление взаимоотношениями с клиентом), являющаяся классическим примером системы внешних коммуникаций. Главным достоинством системы является автоматизированность процесса взаимодействия и обслуживания клиента через интернет.

Сбербанк приобрел 90% акций компании «Корус Консалтинг СНГ» — сервисное  подразделение группы компаний «Корус Консалтинг», оформившееся как отдельное юридическое лицо в 2011 году. Ключевая компетенция компании — предоставление услуги EDI (электронного обмена внешними документами между контрагентами, в основном между торговыми сетями и их поставщиками): клиентская база — более 8 тыс. предприятий по всей России. Помимо того, в портфеле компании несколько SaaS-решений, а также услуги по разработке BI-решений на базе Oracle Database.

 

3. Угрозы внешней среды

3.1 Потребители

Требование высоких процентов  по депозитам вкладичиков привело  к низкой рентабельности по депозитарным продуктам розницы, приводящим к нулевой/негативной марже (чистая процентная маржа (без учета Сбербанка России) в 2010 году упала с 4,3 до 3,9%. Если же не брать в расчет кризисный 2009 год, когда фондирование было аномально дорогим, а убытки покрывались за счет масштабных вливаний капитала, снижение окажется еще более заметным: с 6,1% в 2008 году до упоминавшихся 3,9% в 2010-м).

3.2 Конкуренты

В ответ на выход Сбербанка на рынок экспресс-кредитования, ознаменованный подписанием 28 декабря прошлого года с Cetelem (группа BNP Pariba) соглашения о создании совместной кредитной организации, группа ВТБ приобрела брянский Бежица-банк для реализации на его базе своего проекта «легкого банка».

ВТБ24 сегодня обладает 11,5% долей  в кредитовании населения и приблизительно 7,1% депозитов всех граждан России находятся на его счетах. Доля всей группы ВТБ (включающей в себя три банка – ВТБ24, Банк Москвы и ТрансКредитБанк) – 14% на рынке кредитования и 9% на рынке депозитов внутри России. На балансе ВТБ24 в данный момент 9 млн. договоров, еще около 2 млн. клиентов имеет ТрансКредитБанк и 1,5 млн. – Банк Москвы. На сегодняшний день в трех верхних по доходам сегментах клиентов ВТБ24 держит от 25% до 40% рынка России. Точнее, 40% всех клиентов, которые разместили на счетах банков от полумиллиона долларов или от 15 млн. рублей и выше, обслуживается в этой кредитной организации.

3.3 Технологии, НТП

Высокая стоимость внедрения телекоммуникационных и автоматизированных систем. Длительный процесс наладки и длинный испытательный период. Высокий процент сбоев  и поломок на раннем этапе использования.

3.4 Состояние экономики и финансовая система

Отмечают следующие отрицательные макропоказатели банковской отрасли экономики России:

  1. падение рентабельности по наиболее простым продуктам как автокредитование (по данным Frank Research Group, на 1 июля 2011 года портфель автокредитов Сбербанка составил 67,6 млрд руб., что соответствует 10,3% всего рынка автокредитования);
  2. низкая рентабельность по депозитарным продуктам розницы, приводящим к нулевой/негативной марже (чистая процентная маржа (без учета Сбербанка России) в 2010 году упала с 4,3 до 3,9%. Если же не брать в расчет кризисный 2009 год, когда фондирование было аномально дорогим, а убытки покрывались за счет масштабных вливаний капитала, снижение окажется еще более заметным: с 6,1% в 2008 году до упоминавшихся 3,9% в 2010-м);
  3. недостаток ликвидности в банковской системе, вызванный проведением жесткой бюджетной политики Минфином с начала 2011 года, а также оттоком капитала нерезидентов, которые занимают 31,4% в структуре учредителей Сбербанка;
  4. высокий инфляционный фон, так цены на товары и услуги в России увеличились за 2011 год на 6,1% (по странам ЕС - на 3,0%).

Неизбежный процесс консолидации рынка приведет к повышению уровня конкуренции.

По прогнозу Эксперт РА в 2012 году банковский рынок ожидает заметное замедление (См. Приложение №4,5,6).

3.5Социально-культурная среда

Угрозами со стороны культурной среды являются не соблюдение принципов  и ценностей регламентированных миссией и стратегией Сбербанка, что негативно влияет на взаимоотношения между сотрудниками и клиентами.

 

3.6 Действия властей

Недостаток ликвидности в банковской системе, вызванный проведением жесткой бюджетной политики Минфином с начала 2011 года, а также оттоком капитала нерезидентов, которые занимают 31,4% в структуре учредителей Сбербанка являются ярким примером негативного воздействия властей на бизнес.

3.7 Система внешних коммуникаций

Главным недостатком системы  CRM реализованной Сбербанком является высокая степень привязки к телефонным системам и сети интернет. Автоматизация может привести к резкому ограничению связи клиентов и персонала компании.

  
5. Сильные стороны деятельности организации

5.1 Распределение функций, полномочий и ответственности

В условиях углубления и дифференциации потребностей клиентов и усиления конкуренции  на финансовом рынке важным условием успешной реализации целей организации является построение адекватной системы корпоративного управления. Сбербанк России развивает и совершенствует систему корпоративного менеджмента, обеспечивая ее соответствие лучшим мировым стандартам. Компания разработала и приняла принципы корпоративного управления, соблюдение которых позволяет обеспечить высокую инвестиционную привлекательность компании и предоставить дополнительные гарантии всем группам лиц, участвующим в ее работе.

Органы управления банка:

Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком. К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

  1. внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции;
  2. реорганизация Банка;
  3. ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  4. избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий;
  5. избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;
  6. избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;
  7. определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  8. увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций;
  9. увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;
  10. увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций и т. д.

Информация о работе СВОТ-анализ "Сбербанка"