Свот анализ Сбербанка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 23:45, доклад

Описание работы

Цель данной работы: Выполнение задания с использованием фактического материала с переходом от теоретических моделей и концепций стратегического анализа к их применению в конкретной ситуации. А именно рассмотрение SWOT-анализа и применения его в конкретной ситуации.

Работа содержит 1 файл

swot.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Введение

     Происходящие  в современной экономике изменения, такие как: нарастание конкуренции, интернационализация и глобализация бизнеса, развитие информационных технологий, возрастание роли человеческого капитала, рост неопределенности и т.д. приводят к переосмыслению понятий стратегического анализа и управления предприятиями, обеспечения их роста, развитию и актуализации исследований в этой области.

     Долгое  время большинство подходов к  оценке эффективности предприятий базировалось, в основном, на экономико-финансовых индикаторах, что исключало из анализа такие важные факторы успеха любой организации, как ее брэнд, знания и опыт сотрудников, качество отношений с клиентами и партнерами, потенциал инноваций и т.п.  

     При сравнении всех инструментов стратегического анализа целесообразно выделить методику SWOT-анализа как одну из наиболее эффективных по сравнению с другими зарубежными и российскими методиками, применяемыми в настоящее время в России, преимуществом которой явилась возможность применения для всех отраслей хозяйствования, простотой использования и понятностью широкому кругу заинтересованных лиц. Этот метод широко применяется в зарубежной практике финансового анализа, где он рассматривается как важнейший инструмент маркетингового анализа организации.

     Акроним SWOT был впервые введен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

     В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета — Leraned, Christensen, Andrews, Guth предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

     Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

     Все это объясняет актуальность выбранной  темы работы.

     Цель  данной работы: Выполнение задания с использованием фактического материала с переходом от теоретических моделей и концепций стратегического анализа к их применению в конкретной ситуации. А именно рассмотрение SWOT-анализа и применения его в конкретной ситуации. 

     Задачи  работы:

  1. Рассмотреть понятие, структуру, последовательность и технологию SWOT-анализа;
  2. Провести SWOT-анализ на примере Волго-Вятского банка Сбербанка России;
  3. Рассмотреть пути дальнейшего стратегического развития банка с помощью инструмента SWOT-анализа;
  4. Сделать выводы по SWOT-анализу банка;
  5. Решить задачу об основных группах, влияющих на деятельность банка, а именно применить модель Менделоу на практике (выявить основных «стейкхолдеров» и количественно представить их влияние на деятельность банка).

     Объектом  исследования является Волго-Вятский Банк Сбербанка России.

     Методологической  и информационной базой являются монографии, научные статьи зарубежных и отечественных ученых по проблемам стратегического анализа в целом, и применения SWOT-анализа в частности; данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат); информационная база сети Интернет; материалы научно-исследовательских учреждений; оперативная отчетность по группе «Сбербанк»; данные, полученные автором в ходе собственных исследований.

SWOT – анализ Волго-Вятского банка Сбербанка России

     Сбербанк  России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны,  а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

     Основанный  в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный  универсальный банк, удовлетворяющий  потребности различных групп  клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Основные  характеристики Сбербанка России [19]:

  1. Сбербанк — крупнейший банк в СНГ по размеру активов
  2. Сбербанк — крупнейший банк в России со 167-летней историей,
  3. Филиальная сеть Сбербанка состоит из 17 территориальных банков и более 20 тыс. отделений, дополнительных офисов и других внутренних структурных подразделений, а также около 13 тысяч банкоматов
  4. Присутствие во всех регионах России, в 11 часовых поясах
  5. Высокая узнаваемость бренда по всей стране
  6. 300 млн. счетов физических лиц в стране с населением 142 млн. чел
  7. Сочетание государственного и частного капитала в структуре акционерного капитала Сбербанка позволяет достичь баланса между устойчивостью и стремлением к повышению эффективности
 

 

Рис. 1. Доля Сбербанка России на основных сегментах российского финансового рынка  

Рис.2. Доля  Сбербанка России на рынке банковских услуг 
 

 

Рис. 3. Основные показатели деятельности банка [19]

     SWOT-анализ  – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). [1, 147]

  1. Сильные стороны (от. англ. Strengths) - преимущества организации;
  2. Слабости (от. англ. Weaknesses) - недостатки организации;
  3. Возможности (от. англ. Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  4. Угрозы (от. англ. Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы:

  • использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
  • являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
  • какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
  • какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

     Место SWOT-анализа в разработке стратегии показано на рисунке 4.

     Задачи SWOT-анализа: [5, 65]

  • выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
  • оценить возможности и угрозы внешней среды;
  • связать сильные и слабые стороны с возможностями и
  • угрозами;
  • сформулировать основные направления развития организации.

     

Рис.4. Место SWOT-анализа в разработке стратегии предприятия [5, 33]

     Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, они ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и должны быть учтены при обосновании развития организации.

     В процессе проведения SWOT-анализа аналитик ищет ответ на следующий ряд вопросов: каковы сильные и слабые стороны организации (в настоящее время и прогнозируемые); каково влияние на деятельность организации внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное); насколько организация может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде; в какой мере слабые стороны не позволяют этого ей сделать; какую оценку можно дать бизнес-направлениям организации (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз); какие стратегии следует внедрить и реализовать в организации при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании.

     В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 5, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5. Матрица SWOT-анализа [6, 42]

     СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ предприятия - то, в чем  предприятие преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.

     СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение.

     Рыночные  ВОЗМОЖНОСТИ – это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. Возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать редприятие.

     Рыночные  УГРОЗЫ – события, наступление которых  может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.

     В качестве объекта SWOT-анализа выбран Волго-Вятский Банк Сбербанка России. В таблице 1 представлена SWOT-матрица, в которой выделены силы (S), слабости (W), возможности (O) и угрозы (T) и представлена их семантическая характеристика. Каждый из параметров анализа оценивается количественно. Для этого используются следующие показатели: [10, 119]

    1. z – наблюдаемое значение воздействия или влияние;
    2. p – определенность суждения о наблюдаемом значении;
    3. v – значимость параметра, которая определяется как v=z*p

     Кроме того, для каждого параметра может быть установлена оценка важности – k. В итоге каждой отдельной SWOT-ячейке дается количественная оценка как сумма всех параметров: U=Σ(k*v). (1) Их числовые значения и динамика по трем горизонтам планирования (настоящее, будущее и перспектива) приведены в таблицах 2 и 3

     Таблица 1. Матрица SWOT-анализа Волго-Вятского СБ РФ

Силы Слабости
S1 – Работа с клиентами: опыт  массового обслуживания  W1 – Управление: консерватизм системы и 
клиентов, обширная клиентская база. управления, высокий уровень бюрократизации.
S2 – Персонал: высокий профессиональный  уровень  W2 – Организационная  структура: масштабность,
сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура. громоздкость  структуры. Невозможность 
S3 – Репутация банка: кредитный рейтинг принимать оперативные  решения в филиалах.
инвестиционного уровня, высокая репутация банка. W3 – Кадровая  политика: текучесть кадров на  низших должностях.
Возможности Угрозы
O1 – Кредитование физических лиц:  расширение рынка  T1 – Региональные банки: развитие региональных
потребительских кредитов. банков.
O2 – Кредитование юридических лиц,  инвестирование: T2 – Рискованность:  высокие темпы роста не 
рост  инвестиционной активности предприятий. только объемов  кредитования, но и рискованности
O3 – РЦБ: перспективы работы  на расширяющемся  данных операций.
РЦБ. T3 – Экономический  кризис: высокая вероятность возникновения  экономического кризиса зарубежом,  его негативное влияние на  российскую экономику. 

Информация о работе Свот анализ Сбербанка