Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:12, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. Планирование – это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ СВОДНОГО ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАН………………………..4
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ СВОДНОГО ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАН………………………..4
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...19
ВВЕДЕНИЕ
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. Планирование – это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.
1. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ СВОДНОГО ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Сводный тактический план представляет собой поэтапную реализацию выработанной стратегии предприятия, позволяющей ему адаптироваться к изменениям внешней среды за короткий промежуток времени (1-2 года). При формировании плана текущей деятельности в рамках принятой стратегии должны быть решены следующие задачи:
-
эффективное использование
-
рациональное использование
-
обеспечение финансовой
-
поддержание и развитие
Состав разделов тактического плана организации и их содержание могут быть уточнены и дополнены с учетом специфики предприятия:
1) основные показатели деятельности предприятии: объем производства продукции, работ, услуг; объем реализации продукции в оптовых ценах предприятия; прибыль валовая; затраты на 1 руб. товарной продукции; среднесписочная численность ППП; Средняя з/п 1 работника ППП; среднегодовая стоимость активов предприятия; капиталовложения, коэффициент использования производственных мощностей; коэффициент износа основных производственных фондов; показатели, характеризующие его платежеспособность и др.
2)
План маркетинга: объем реализации
продукции и услуг в
3) План производства: товарная продукция; производство основных видов продукции; показатели качества продукции; доля новой продукции в ее общем объеме; производственная мощность по основным видам продукции; изменение незавершенного производства.
4)
План организационно-
5)
План материально-технического
6) План по труду и социальному развитию: численность персонала; фонд з/п; средняя з/п; прочие расходы на персонал всего и на 1 работника; показатели, качественный состав персонала, эффективность использования кадров, расходов на оплату труда, улучшений условий и охраны труда; динамика производительности труда под влиянием основных технико-экономических факторов.
7)
План охраны природы и
8)
План по себестоимости
9)
План капиталовложений и
10) Финансовый план: финансовые результаты; показатели, распределение прибыли; сметы расходов фондов организации; состав активов и пассивов; показатели движения денежных средств по сферам деятельности организации; показатели рентабельности продукции и капитала, деловой активности организации, ликвидности и финансовой устойчивости. Состав исходных данных для разработки сводного плана текущей деятельности:
- стратегия предприятия;
-
прогнозы общеэкономические,
- результаты исследования рынка;
-
результаты анализа
- законченные НИР и ОК и ТР, патенты, лицензии;
-
бизнес-планы инвестиционных
- нормы и нормативы;
- данные о наличных ресурсах предприятия (оборудование, персонал);
-
информация о ценах на ресурсы,
План маркетинга – основа всего плана, через него составляются остальные разделы плана, а финансовый план – это обобщающий раздел сводного плана. Если полученные конечные результаты по плану не подходят, то план пересматривают, т.е. он носит итеративный характер (основан на методах последовательного приближения), итерации (варианты) разрабатываются последовательно или параллельно. Выбирать план целесообразно по следующим критериям: на соответствие его стратегии предприятия; прибыльности и рентабельности капитала; показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности. Для выбора плана применяют следующие методы: метод балльной оценки, дополненный оценками значимости показателей, с привлечение экспертов. Для расчета общего количества баллов по данному варианту:
О = (ΣОiYi) / ΣYi ,
Оi – балльная оценка значения i-го показателя поданному варианту
Yi
– относительная оценка
О = max лучший вариант
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вариант 1
Задача 1.1
Предприятие ОАО «Станпром» производит различные модели станков для различных групп потребителей. Объем реализации станков за последние два года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 1.
Задание:
1) Построить матрицу БКГ;
2) На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Таблица 1.
Характеристика портфеля предложений предприятия ОАО «Станпром»
№ п/п | Виды продукции | Объем реализации по годам, млн. руб. | Доля рынка, 2010 г., % | ||
2009 г. | 2010 г. | Предприятия «Станпром» | конкурента | ||
1 | Станки модели КД-1 для легкой промышленности | 187 | 373 | 50 | 25 |
2 | Станки КТ-1 для железнодорожного транспорта | 154 | 135 | 60 | 20 |
3 | Станки модели КТ-2 для малых предприятий | 59 | 260 | 51 | 23 |
4 | Станки модели П-1 для ВПК | 122 | 65 | 52 | 33 |
5 | Станки модели П-2 для промышленных предприятий | 20 | 126 | 28 | 51 |
6 | Станки модели П-3 для медицинских организаций | 23 | 38 | 32 | 40 |
Решение
Темп роста рынка (РР)
РР = V реализ. 2010 текущ./ V реализ. 2009 пред. * 100%
1) РР1 = 373/187 = 1,2
РР2 = 135/154 = 0,88
РР3 = 260/59 = 4,4
РР4 = 65/122 = 0,53
РР5 = 126/20 = 6,3
РР6 = 38/23 = 1,65
ОДР = доля предпр. на рынке/ доля конкур. фирмы
2) ОДР1 = 50/25 = 2%
ОДР2 = 60/20 = 3%
ОДР3 = 51/23 = 2,22%
ОДР4 = 52/33 = 1,58%
ОДР5 = 28/51 = 0,55%
ОДР6 = 32/40 = 0,8%
3) Рассчитать процентную долю каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2010 г.
997 – 100% = 9,97
1) 373/9,97 = 37,4%
2) 135/9,97 = 13,5%
3) 260/9,97 = 26,1%
4) 65/9,97 = 6,5 %
5) 126/9,97 = 12,6%
6)38/9,97 = 3,8%
Таблица 2
Исходные данные для БКГ
№ продукции Показатель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Темпы роста рынка | 1,2 | 0,88 | 4,4 | 0,53 | 6,3 | 1,65 |
2. Относительная доля рынка | 2 | 3 | 2,22 | 1,58 | 0,55 | 0,8 |
3. Доля продукции в общем объеме, реализованном предприятием % | 37,4 | 13,5 | 26,1 | 6,5 | 12,6 | 3,8 |