Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
В ходе проведенных исследований рассмотрены теоретические подходы к определению сущности и основных характеристик оплаты труда, а также анализ возможных путей ее совершенствования.
Целью и задачей данной работы является определение систем оплаты труда, функций, видов и форм заработной платы, выяснить их недостатки, а также оценка современного состояния номинальной и реальной заработной платы в Украине. Также будут рассмотрены состояние организации оплаты труда, проанализированы действующие элементы организации заработной платы, формы и системы оплаты труда.
Введение…………………………………………………………………………стр3
Суть и функции заработной платы………………………………………….стр4
Сущность заработной платы в различных
экономических концепциях…………………………………………...…стр4
Функции заработной платы……………………………………………..стр7
Современные формы и системы оплаты труда……………………………стр11
Формы и системы заработной платы…………………………………..стр11
Номинальная, реальная и относительная заработная плата……………стр15
Динамика номинальной и реальной заработной платы в современных
условиях……………………………………………………………………..стр20
3.1. Безработица и невыплаты зарплат в СНГ…………………………….стр20
3.2. Европейские стандарты и заработная плата в Украине……………..стр21
Заключение……………………………………………………………………...стр26
Литература………………………………………………………………………стр27
3.
Динамика номинальной
и реальной заработной
платы в современных
условиях.
3.1.
Безработица и невыплаты
зарплат в СНГ
Как сообщила в пятницу пресс-служба Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), за прошедший год в ряде государств - Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане - наблюдался рост задолженности по зарплате. По словам председателя ВКП Владимира Щербакова, сегодня размер минимальной заработной платы по-прежнему остается на недопустимо низком уровне и значительно отстает от прожиточного минимума.
Щербаков
утверждает, что для достижения этого
социального норматива
В Молдавии среднемесячная номинальная заработная плата составляет только половину от минимального потребительского бюджета, на Украине и в Киргизии ее размер практически равен установленному прожиточному минимуму в этих странах. В России, Белоруссии и Азербайджане это превышение составляет от 2 до 2,5 раз.
По данным Статкомитета СНГ, в 2005 году во всех странах СНГ наблюдался рост не только номинальной, но и реальной заработной платы, который составлял от 7% в Армении до 30% в Белоруссии. Этот рост, как отмечают в ВКП, не смог компенсировать трудящимся объем тех потерь в заработной плате, которые они понесли за годы экономических реформ. В 2001 году только в Белоруссии реальная заработная плата превысила уровень 1991 года на 21%. В Таджикистане она составляла к дореформенному уровню 8%, Молдавии - 34%, Киргизии - 37%, Казахстане - 39%, Армении - 44%, Украине - 48%, России - 52%, Азербайджане - 62%.
Во Всеобщую конфедерацию профсоюзов входят 47 членских организаций общей численностью 75 миллионов членов. Около трех миллионов безработных официально зарегистрировано службами занятости стран СНГ, однако фактически, с учетом методологии Международной организации труда это число составляет не менее 11 миллионов человек или 9% от экономически активного населения. Владимир Щербаков выразил особую обеспокоенность тем, что "в ряде государств Содружества сокращается число вакансий, заявляемых в службы занятости, а это ведет к резкому росту нагрузки на каждое рабочее место". По словам профлидера, "в Киргизии на каждую вакансию претендуют 50 человек вместо 39 годом раньше, а в Грузии и Армении этот показатель составляет, соответственно, 310 и 107 безработных". Кроме того, Владимир Щербаков отметил крайне низкий уровень материальной поддержки безработных в странах СНГ. В Грузии, например, пособие получают лишь около 3% потерявших работу, в Армении - немногим более 4%, в Азербайджане и Киргизии - 6,4 и 10,4% безработных, соответственно.
До сих пор около 2,9 миллиона украинским гражданам не погашена задолженность по зарплате, причем трети из них не выплачена зарплата за шесть и более месяцев. По данным министерства труда и социальной политики Украины, с апреля 2005 года количество штатных работников, которым несвоевременно выплачивается зарплата, снизилось почти наполовину. К началу апреля 2006 года задолженность по выплате зарплаты в отраслях экономики страны составила 2,625 млрд. гривен.
Представители
профсоюзных организаций, Министерства
труда и социальной политики и
организаций работодателей - как стороны
социального партнерства - на своем заседании
констатировали выполнение, в целом, положений
Генерального соглашения, которое они
заключали на 2003-2004 годы и продолжали в
2005 году. Как сообщили председатель Федерации
профсоюзов Украины Александр Стоян, благодаря
сотрудничеству социальных партнеров
по выполнению Генерального соглашения,
на протяжении 2005 года было, в частности,
трудоустроено 780 тысяч безработных граждан,
уровень безработицы снизился с 4,2% в начале
2001 года до 3,7% по состоянию на 1 января
2006 года. По словам Стояна, в 2001 году на
43,9% (или на 2162 млн. грн.) была сокращена
задолженность по зарплате, на 43,3% увеличился
уровень трудовых пенсий. В свою очередь
Иван Сахань отметил, что в "актив"
позитивных достижений социальных партнеров
можно также отнести сокращение долгов
по регрессным и другим страховым выплатам,
а также внедрение системы предоставления
адресной денежной помощи вместо системы
социальных льгот.
3.2.
Европейские стандарты
и заработная плата
в Украине
В 2005 году в европейских государствах были достигнуты следующие социально-экономические показатели (данные РИА «Новости» со ссылкой на британскую консалтинговую компанию «Mercer Human Resource Consulting»):
В пересчете на евро самая высокая номинальная средняя зарплата была среди стран нынешнего состава ЕС - в Бельгии (53 тысяч 577 евро в год), в Швеции (52 тысячи 800 евро) и Германии (50 тысячи 445 евро). По этому показателю в первую пятерку вошли также Люксембург (49 тысяч 752 евро) и Великобритания (46 тысяч 541 евро).
Напротив, самые низкие трудовые доходы среди стран ЕС - в Латвии (4 тысячи 752 евро) и Литве (5 тысяч 649 евро). В целом по 25 странам ЕС средняя номинальная зарплата составляла 28 тысяч 269 евро в год. При этом в государствах Западной Европы оклады в среднем на 23% выше, чем в США, а в Центральной и Восточной Европы ниже на 15%.
Нужно учесть, что в большинстве стран Европы принимается во внимание не месячная зарплата, а почасовая. Так, в Дании она составляла в 2005 году в среднем 28 евро в час, а во Франции - немногим более 24 евро.
Но
если для сравнения перевести
европейские почасовые
К этому добавим, что показатели средней и минимальной зарплат, от которых прямо или косвенно зависят размеры пенсий и различных государственных пособий, являются определяющими в социальной сфере для всех стран.
А теперь посмотрим на сегодняшние реалии и тенденции последних лет по средним зарплатам в Украине. В январе-октябре 2006 года среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная штатному работнику (без учета работников малых предприятий и занятых у граждан-предпринимателей), составила 1012,13 грн. (здесь и далее использованы сведения Госкомстата Украины).
Прирост этого показателя к соответствующему периоду 2005 года равняется 30,4%. Однако, с учетом значительной ежегодной инфляции в Украине, целесообразнее будет перейти к оценкам динамики реальной среднемесячной зарплаты.
За 11 месяцев 2006 года реальная средняя зарплата по сравнению с аналогичным периодом 2005 года выросла на 19,1%. Прирост данного показателя в 2005 году составил – 20,3%, в 2004 году – 23,8%.
Если большую часть 2005 года Кабмин возглавляла Ю. Тимошенко, то весь 2004 год премьер-министром Украины был В. Янукович. Правда, Виктор Федорович руководил правительством и в 2003 году, когда обговариваемый нами показатель был скромнее – 15,2%. Но 2004-ый – как известно, год президентских выборов…
Рост среднемесячной зарплаты по стране примерно соответствовал увеличению размеров минимальной зарплаты. Что и понятно – от значения минимальной зарплаты зависят непосредственно оклады «бюджетников» и зарплаты в госсекторе экономики, а для частного бизнеса она становится вынужденным ориентиром. За неполные три года – с января 2004 года по декабрь 2006 - минимальная зарплата выросла почти в два раза: с 205 грн. до 400 грн.
Как видим, в последние три года в Украине происходил процесс значительного увеличения реальной зарплаты трудящихся – около 20% ежегодно (кстати, при повышении номинальных значений средней зарплаты в 1996-2000 годы ее реальная величина лишь сокращалась). Представим себе, что такие темпы роста сохранились бы и в следующие годы. Сколько лет бы понадобилось в таком случае украинцам для достижения нынешнего уровня благосостояния граждан западноевропейских государств?
Переведем упомянутый выше размер среднемесячной зарплаты украинцев в 2006 году (1012 грн.) в евро по курсу Нацбанка – 6,65 грн./евро. Получается: 152 евро в месяц.
При увеличении реальной средней зарплаты в 1,2 раза (на 20%) ежегодно, украинцы получали бы за свой труд: через 5 лет – 378 евро в месяц; через 10 лет – 941 евро; через 12 лет – 1355 евро (больше нынешней минимальной зарплаты в Евросоюзе – 1200 евро); через 15 лет – 2342 евро; и только через 18 лет – 4047 евро (больше чем 3500 евро среднемесячной зарплаты, достигнутой Европой).
Как выходит из вышеприведенных расчетов, при сохранении достигнутых за последние три года темпов роста реальной зарплаты Украине понадобится около 20 лет для выхода по этому социальному параметру на уровень государств Западной Европы. Конечно, это немаленький срок. Тем не менее, при таком раскладе европейские блага познают на себе если и не все сегодня здравствующие граждане Украины, то, по крайней мере, их дети.
К слову, ощутимых социально-экономических достижений все нынешние развитые страны мира добивались за исторически короткие сроки – 15-20 лет. Это и США после депрессии 30-ых годов прошлого столетия, и европейские государства после разрухи Второй мировой войны, и азиатские страны – Япония, Южная Корея, а в последние 15 лет - и Китай.
Какую
же скорость продвижения к нормам
европейской цивилизации в
Об этом можно судить по закладываемым показателям в госбюджет-2007. Правительство намерено увеличить минимальную зарплату с 400 грн. в декабре 2006 года до 460 грн. в декабре 2007 года. Следовательно, планируемый ее прирост – только 15%. Но это показатель увеличения лишь номинального значения зарплаты. А что будет с реальными зарплатами – с учетом роста цен?
Кабинет Министров предусмотрел в финансовой смете на 2007 год инфляцию в размере 7,5%. Откуда он мог взять эту цифру? Ответ один – с потолка. Для сравнения: в 2003 году, когда правительство возглавлял Янукович, инфляция составляла 8,2%, а в 2004 году – 12,3%. Но в те годы, напомним, не было вовсе подорожания импортного газа.
Это лишний раз говорит о крайне низком профессиональном уровне нынешнего состава Кабмина. Еще один свежий пример некомпетентности, в частности, руководителей экономического блока правительства – это их громогласные заявления в сентябре 2006 года о том, что инфляция по году не превысит отметку в 10%. Тем самым правительство дало маху даже в краткосрочной перспективе, ошибшись в данном показателе на 1,6 пункта (инфляция-2006 – 11,6%). Не помогли даже снижение мировых цен на нефтепродукты и «убедительные» призывы Кабмина к отечественному бизнесу. А что же ожидать тогда от прогнозов на год вперед?
Кстати, превышение инфляции над показателями, предусмотренными госбюджетом-2006, привело к тому, что реальная зарплата наемных работников в ноябре 2006 года снизилась в Украине по сравнению с октябрем на 0,5%.
Индекс потребительских цен вырастет в 2007 году, несомненно, выше, чем предсказало правительство Януковича. Поэтому при номинальном росте зарплат, пусть, на 15-20% - реальная средняя зарплата может увеличиться лишь на каких-то 5%.
Конечно,
правительственные чиновники
В нынешнем правительстве и парламентской коалиции все те же лица, которые были при власти и в 2003-2004 годах. А чем они занимались в те годы? Экономикой? Социальной сферой?
Это были последние годы кучмизма. В Украине расцвела махровая коррупция во всех сегментах власти. За бесценок «нужным людям» сбывались высокорентабельные украинские предприятия. Отечественные олигархи, «крышуемые» властью и делясь с нею барышами, уклонялись от уплаты налогов (в том числе – через СЭЗ) и вывозили деньги в островные оффшоры. Окрепла и развернулась до невиданных масштабов система откатов при дерибане госбюджета – по данным правоохранителей (после «оранжевой» революции) за 2004 год было незаконно возмещено около 5 млрд. грн. НДС.
В этом месте заметим, что трудно точно сказать, благодаря чему в большей степени стал возможным тот «легендарный» прирост ВВП в 2004 году – 12,1%? Огромному – в 1,5-2 раза – повышению мировых цен на сталь, или фиктивному ВВП по схемам незаконного возврата НДС? Однако – это точно не заслуга тогдашних правителей, занимавшихся под руководством Кучмы «другими делами».
Теперь представим, что новая власть пришла надолго, и она будет удерживать ежегодный прирост реальной средней зарплаты украинцев на уровне 5%, как это, похоже, намечается на 2007 год. Как скоро Украина доберется до сегодняшних европейских стандартов в таком случае?
В
2006 году реальная средняя зарплата украинца
(исходные данные) – 152 евро, в 2016 году –
260 евро, в 2026 году – 423 евро, в 2036 году –
689 евро, в 2046 году – 1122 евро. И только через
42 года реальная средняя зарплата в Украине
достигнет 1237 евро, превысив сегодняшнюю
минимальную зарплату в странах Европы.
Правда, к тому времени европейские социальные
стандарты уйдут далеко вперед. Ну а для
достижения заработка в 3500 евро при таких
темпах Украине понадобится вообще около
65 лет…