Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:54, реферат
Актуальность темы состоит в том, что устойчивость банков существенным образом влияет на эффективность экономики страны. И одним из обязательных условий отводится грамотно выбранной и эффективной разработки стратегии.
Введение ……………………………………………………………….2
1. Теоретическая основа стратегического планирования…………...4
1.1. Сущность стратегического планирования……………………….4
1.2 Система стратегического планирования…………………………6
2. Содержание стратегического плана ……………………………...14
3.Анализ планирования коммерческого банка …...………………. 21
3.1. Общая характеристика банка…………………………………..21 3.2 SWOT- анализ «Юниаструм Банка »…………………………...21
3.3. Анализ перспектив и тенденций развития …………………….25
Заключение ………………………………………………………...…33
Список использованных источников ………………………..……...36
Выбор миссии банка - очень ответственный этап стратегического планирования, на котором важно подойти к масштабности установления задачи, не опуститься до частностей. Очень сильное сужение рамок задачи деятельности банка ограничивает возможности высшего руководства рассматривать варианты при принятии решений.
2) цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии банка и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
- конкретностью и измеримостью
- ориентацией во времени
- достижимостью.
3) исходное положение рынка. Оно должно отражать состояние среды в целом и в отдельных сегментах, в которых действует банк. Исследование каждого сегмента с использованием так называемых рыночно–производственных характеристик, осуществляемое при анализе исходного положения рынка, позволяет отразить в стратегическом плане факторы, характеризующие степень привлекательности рынка, и сделать соответствующие выводы относительно качества тех или иных сегментов и целесообразности их обслуживания.
4) оценка факторов, воздействующих на стратегию банка, чрезвычайно важный компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности. Эта оценка производится на этапе анализа рыночных возможностей, а еще более конкретно — при анализе микросреды банка. В плане должна содержаться объективная оценка сильных и слабых сторон банка (а говорить о силе или слабости можно только, имея базу сравнения: в данном случае конкурентов) в отношении доли обслуживаемого рынка, качества и цен на оказываемые услуги.
5) оценка опасностей и возможностей. Стратегический план должен содержать оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается действовать. Эта оценка базируется на анализе исходного положения рынка и относительной конкурентоспособности.
6) стратегия развития хозяйственного портфеля. Она для каждого участка рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций. Однако само по себе направление вложения средств без его обоснования мало что значит, поэтому стратегический план должен отражать четко сформулированные цели для каждого из таких участков рынка и размер средств, необходимых для их достижения.
7) стратегические изменения в регулируемых факторах. Рыночные условия меняются довольно часто и неожиданно, поэтому все предусмотреть в стратегическом плане не представляется возможным. В связи с этим в нем отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе выполнения указанного плана. На осуществление данных изменений направлены цели и задачи планов действий, выбор которых производится особенно тщательно для достижения желаемых результатов. В развитие планов действий могут разрабатываться специальные программы со своими задачами, конкретными мероприятиями и временными рамками.
8) ожидаемые финансовые результаты — возможный результат деятельности банка за год, выраженный в стоимостной оценке.[16,c. 76]
Для обоснования стратегических ориентиров и выбора наиболее эффективных форм и способов преобразования необходимо проводить стратегический анализ и диагностику положения Банка, его потенциала, особенностей конкурентной среды и движущих сил в сфере банковских и связанных с ними продуктов и услуг.
Методической
основой стратегического
- Модель конкурентного анализа М. Портера;
- Бенчмаркинг;
- SWOT-анализ.
Проведение
стратегического анализа
Комплекс задач по анализу внешней среды включает:
Анализ макроокружения (включая социальные, политические, технологические и экономические факторы) проводится с использованием PEST-анализа, SWOT-анализа и сценарного анализа.[2,c.34]
Анализ микроокружения, включая анализ конкуренции, проводится с использованием Модели М.Портера, SWOT-анализа, бенчмаркинга и сценарного анализа:
-aнализ состояния и тенденций развития мировой и российских банковских систем (посегментно);
-анализ стадии развития банковской системы;
-анализ привлекательности банковской сферы;
-анализ движущих сил;
-анализ развития конкуренции в банковской сфере (посегментно);
-анализ ключевых факторов успеха;
-анализ и диагностика конкурентной и стратегической позиции банка;
-выявление и оценку внешних угроз и возможностей.
SWOT-анализ позволяет выявить слабые и слабые стороны организации, возможности и угрозы при проведении стратегического аудита. После проведения аудита накапливается большое количество информации разной степени важности и надежности. SWOT-анализ очищает данную информацию и выделяет наиболее важные результаты внутреннего и внешнего аудита. Небольшое количество опорных пунктов позволяет компании сосредоточить на них свое внимание.
Концепция расширенного
Процесс
анализа организационной среды
начинается с определения основных
элементов внутреннего и
Внутренняя среда (микросреда) организации включает в себя следующие основные элементы: финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности Банка, ее внутренних возможностях.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к Банку факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий).
Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности. Специфика сферы управления определяет необходимость выделения различных направлений: управление финансовой деятельностью, управление персоналом, материальными фондами и т.п. Управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом. Каждое из указанных направлений банковского менеджмента можно рассматривать и как практическую деятельность, и как отдельную науку.
Цели управления банком обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.
Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. Действительно, собственники банка (акционеры, пайщики), формируя уставный капитал, ориентируются на прибыльное размещение средств, дающее им постоянный доход в виде дивидендов. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которым они имеют дело. В прибыльной работе банка заинтересован весь коллектив банка, включая высших менеджеров и младших служащих.
Однако постановка цели — максимизация прибыли банка — зачастую понимается однозначно: зарабатывай больше и снижай издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с ныне малорентабельными, но перспективными Предприятиями и т.д.
Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.
Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи управление банком должно быть ориентировано на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов. [26]
Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.
Социальный аспект целей управления банковской деятельностью заключен также в содействии банков развитию экономики посредством вложения ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, " в экономику различных регионов. Банк является общественным институтом, который призван тесно увязывать свою деятельность с общим хозяйственным развитием и тем самым укреплять и ресурсную основу дальнейшего расширения собственных операций.
Закон
возлагает общую
Прежде всего, формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.
Кроме этого в меморандуме дается расшифровка, каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:
- приемлемые для банка виды ссуд
-
ссуды, от которых банк
- предпочтительный круг заемщиков
-нежелательные для банка заемщики по различным категориям
- география работы банка по кредитованию
- политика в области выдачи кредитов работникам банка
-
ограничение размеров ссуд по
различным категориям
- политику банка в области управления кредитным риском , ревизий и контроля.
Стратегическое
планирование - это то звено, ухватившись
за которое можно вытянуть всю банковскую
цепь, включая средние и небольшие банки.
Главное — использовать его последовательно,
сообразуясь как с внешними обстоятельствами,
так и внутренней средой ее особенностями.
Но при этом нельзя забывать, что банки
не существуют вне экономики и в значительной
мере определяют ее состояние. В свою очередь
и экономика предъявляет к банкам все
более серьезные требования. Будущее любого
коммерческого банка прямо и непосредственно
зависит от того, насколько адекватно
отвечают его действия потребностям рыночной
экономики. Вовремя и правильно ответить
на эти запросы и есть главная задача банков
и, в то же время гарантия их преуспевания.
Информация о работе Сущность стратегического планирования в коммерческом банке