Сущность, место и роль лоббирования в политической деятельности

Автор: Алена Кондрашова, 11 Июня 2010 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом – lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово «лоббизм» получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.1

Содержание

Сущность, место и роль лоббирования в политической деятельности……………..3
Специфические черты лоббизма……………………………………………………...5
Достоинства и недостатки лоббизма…………………………………………………8
Объекты и субъекты лоббирования…………………………………………………12
Лоббирование как технологический процесс……………………………………….16
Каким может и должен стать лоббизм в России?.......................................................18
Список использованной литературы………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

ЛоббизМ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 Следует  заметить,  что понятие «лоббиста-профессионала»  для России чисто условно, и  будет таковым до тех пор,  пока лоббизм  официально не  признан у нас в качестве профессиональной деятельности. Но это – с формально точки зрения. Фактически же в структурах исполнительной и законодательной власти и в предпринимательском сообществе  работает немало высококвалифицированных, «классных» лоббистов, работающих, кстати, в рамках  «цивилизованного лоббизма».

Интересно на этот счет мнение непосредственных участников законодательного процесса. В. Катренко и В. Зоркальцев (руководители думских комитетов в период 1999-2003 гг.) полагают, что примеров, когда  умное, профессиональное лоббирование способствует законотворчеству, в последнее время становится все больше. Почву для злоупотреблений создает не само по себе существование лоббизма, а, во-первых, недостаточная зрелость этого демократического института у нас в стране и, во-вторых, абсолютная неурегулированность его, в результате чего значительная часть лоббистской деятельности находится в полукриминальной тени. Появление системы профессиональных лоббистов, имеющих лицензию и аккредитованных в соответствующих органах власти, существенно упорядочило бы ситуацию, способствовало бы повышению качества законотворчества.15

Есть  и еще одно немаловажное преимущество легализованного лоббизма. Оно дает возможность для организации  профессиональных объединений (как  этот происходит в сфере консалтинга), которые совместными усилиями вырабатывают (и обязуются руководствоваться)  определенные моральные правила, ограничения и т. п. У лоббистских организаций на Западе эту роль выполняют «Кодексы этической деятельности». Например, в подобном документе немецких лоббистов говорится:

В своей  деятельности лоббист:

- не  может выступать в качестве  просителя и лица, выдвигающего  требования, он должен быть носителем  знаний...

-  должен  восполнять недостаток информации. ...У чиновников и парламентариев, если они получают в письменном или устном виде информацию от лица, представляющего чьи-либо интересы, должно сложиться впечатление, что они кое-что изучают дополнительно и узнают больше, чем прежде.

-  должен  создавать опережение в информации;

- должен сокращать пути передачи информации;

-  должен  всегда быть на месте. Лоббист  всегда должен быть по возможности  «при этом», как можно ближе  к «эпицентру событий»;

-  мастера  своего дела начинают действовать  раньше. Лобби не должно терять  время. Оно должно заранее узнавать, что происходит, и немедленно начинать действовать;

-  работать  превосходно и осторожно. ...Лобби  лишь в том случае работает  превосходно, если учитывает последствия  для общества в целом и других  групп, если оно представляет  интересы с политической осторожностью;

-  требовать  в меру. Лицо, представляющее чьи-либо  интересы, должно сдерживать свой  инстинкт выдвигать требования и высказывать пожелания. Оно не может все время требовать и совсем уж не должно требовать слишком многого;

-  завоевывать  доверие. Лоббист, начинающий  работать в столице федерации,  должен в первую очередь пользоваться  таким доверием, чтобы его вообще  выслушали, чтобы его слушали с интересом и внимательно;

-  заслуживать  доверие. При представлении интересов  не должен иметь место дефицит доверия... Лица, представляющие чьи-либо интересы, должны остерегаться говорить об одном и том же по-разному...16

  Лоббирование как  технологический  процесс 

Существует  широкий спектр форм, методов, процедур как цивилизованной, так и не совсем цивилизованной лоббистской деятельности, давно и успешно применяемых за рубежом и в России. Некоторые (в основном,  использующие систему разделения властей и ее институты) для нас относительно новы, другие существовали и существуют издавна (их суть заключена в известных терминах «землячество», «кумовство», «протежирование», «покровительство», «патронирование», «содействие»,  «способствование», «внимательное рассмотрение» и др.).

В разных сферах  лоббирования - свои приемы, чем и объясняется их существенное разнообразие. Например, к лоббированию в палатах парламента следует отнести:

-  участие  в законопроектной деятельности, в инициировании и подготовке  постановлений, обращений и заявлений,  проведение парламентских слушаний, совещаний, «круглых столов» и т.п.;

- инициирование  проведения пресс-конференций депутатской  фракции (депутатской группы), встреч  с избирателями по конкретному  вопросу, с освещением их в  средствах массовой информации  для возбуждения общественного мнения;

- участие  в  создании депутатских комиссий по различным вопросам политической или экономической деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов и т. п.

Реализация  разных интересов даже в какой-то одной сфере предполагает возможность  их разных классификаций. Так, исследуя  банковский лоббизм, И. и Р. Пузыревы выделяют: общецеховой, корпоративный, региональный и индивидуальный (частный) банковский лоббизм. Примером общецехового могут служить усилия российских банков по уменьшению присутствия иностранных банковских структур на российском финансовом и фондовом рынке (указ Президента РФ от 17 ноября 1993 г. «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации»), результативное прохождения через Госдуму поправок при разработке и совершенствовании банковского законодательства. Корпоративный  лоббизм представляет собой продвижение более узких специфических интересов (лоббирование инвестиционных направлений банковской деятельности; интересов крупных, средних и мелких банков, интересов  экспортно-импортных банков, сберегательных банков, работающих  преимущественно с физическими лицами и т. п.). Региональное лобби имеет ряд отличительных особенностей. Это, часто, отстаивание не корпоративных, а частно-индивидуальных интересов: интересов отдельной группы, не выходящих за пределы конкретного региона. Другой формой отстаивания частно-индивидуальных интересов является индивидуальный (частный) лоббизм, представляющий собой процесс продвижения меркантильного интереса отдельного банка или группы банков, временно объединенных вокруг одной цели. Этот вид банковского лобби является доминирующей формой отстаивания банками своих интересов. А самой успешной и продуктивной его формой являются личные контакты руководства банка с правящим политическим  истеблишментом в отсутствие надлежащей законодательной базы.17

 Есть  ли у нас основания  процесс  лоббирования расценивать как  определенный технологический процесс?  Безусловно, есть. Но это не означает, что существуют исключительно специфические лоббистские технологии.

Действительно, установление неформальных контактов  с целью получения преференции  само по себе не является технологией. Однако достижению этой цели политттехнологии способствуют в очень большой  степени. Но они не эксклюзивно лоббистские, а лишь используемые в лоббировании. Это технологии ведения переговоров: умение расположить к себе собеседника, заинтересовать его и т.д. Это имиджевые технологии: образ лоббиста – лица или организации играет важную роль. Это технологии «паблик рилейшнз» и рекламы, создающие общественное мнение (пусть даже в пределах одной организации…

Собственно  лоббистской технологией является лишь та, цель которой -  определить и использовать в необходимых  пропорциях  конкретную  сумму  технологий из всего арсенала политконсалтинга. Эту технологию, в случае проведения крупного лоббистского мероприятия, разрабатывает, как правило, менеджер, а реализуется она коллективными усилиями специалистов разного профиля. Да и сам квалифицированный лоббист должен представлять собой «сумму технологий» - знать и уметь использовать все их разнообразие.   
 
 

  Каким может и  должен стать лоббизм  в России? 

Проект  Закона, разработанного Государственной  Думой ФС РФ "О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" дает следующие формулировки:

  “Лоббист”  - независимое юридическое или  физическое лицо, осуществляющее  свою деятельность от имени  и в интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

 Каждый  лоббист обязан зарегистрироваться  в специальном   отделе  Министерства       юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.

 Формами  и методами лоббистской деятельности  в Российской Федерации признаются:

  Представление  в федеральные органы государственной  власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти.

 Участие  в обсуждении комитетами   и   комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.

 Устные  и письменные контакты с депутатом,  должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.

 Экспертиза  проектов законов и иных нормативных  актов федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

Проект  закона определяет приоритетными следующие  цели:

  легализовать  лоббистскую деятельность как  законное, демократическое средство  взаимодействия общества и власти;

  создать  законодательные предпосылки для  очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;

   оградить федеральные органы  государственной власти от грубого  и незаконного давления, содействовать  повышению) профессионализма и  ответственности при выработке  и осуществлении государственных  решений; 

  предоставить общественности возможность знать, кто, что и как лоббирует в федеральных органах государственной власти, и контролировать этот процесс;

  способствовать  процессу осознания и организации  интересов различных социальных  групп и слоев; 

  предоставить возможность оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России.

 Официальное  признание института лоббизма  в России способствовало бы  в определенной степени оптимизации  социально-экономического развития страны, стабильности общества.

Главное достоинство лоббизма заключено  в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.

Юридически  четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:

  обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;

  цивилизованному  ограничению сфер деятельности  аппарата государственной власти (сделает его более открытым  для контроля со стороны общества, уменьшит возможность волевых решений);

  расширению  круга активных участников политического процесса, что может благоприятно сказаться на развитии гражданского общества в целом; 

  контролю  взаимодействия частных интересов  и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции.

Переход от «черного», «дикого», стихийного, криминального  лоббизма в России к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской  деятельности, несомненно, благоприятствовал бы стабилизации общества.  
 
 
 
 

Информация о работе Сущность, место и роль лоббирования в политической деятельности