Автор: Алена Кондрашова, 11 Июня 2010 в 11:45, курсовая работа
Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом – lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово «лоббизм» получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.1
Сущность, место и роль лоббирования в политической деятельности……………..3
Специфические черты лоббизма……………………………………………………...5
Достоинства и недостатки лоббизма…………………………………………………8
Объекты и субъекты лоббирования…………………………………………………12
Лоббирование как технологический процесс……………………………………….16
Каким может и должен стать лоббизм в России?.......................................................18
Список использованной литературы………………………………………………...21
Следует
заметить, что понятие «лоббиста-
Интересно на этот счет мнение непосредственных участников законодательного процесса. В. Катренко и В. Зоркальцев (руководители думских комитетов в период 1999-2003 гг.) полагают, что примеров, когда умное, профессиональное лоббирование способствует законотворчеству, в последнее время становится все больше. Почву для злоупотреблений создает не само по себе существование лоббизма, а, во-первых, недостаточная зрелость этого демократического института у нас в стране и, во-вторых, абсолютная неурегулированность его, в результате чего значительная часть лоббистской деятельности находится в полукриминальной тени. Появление системы профессиональных лоббистов, имеющих лицензию и аккредитованных в соответствующих органах власти, существенно упорядочило бы ситуацию, способствовало бы повышению качества законотворчества.15
Есть и еще одно немаловажное преимущество легализованного лоббизма. Оно дает возможность для организации профессиональных объединений (как этот происходит в сфере консалтинга), которые совместными усилиями вырабатывают (и обязуются руководствоваться) определенные моральные правила, ограничения и т. п. У лоббистских организаций на Западе эту роль выполняют «Кодексы этической деятельности». Например, в подобном документе немецких лоббистов говорится:
В своей деятельности лоббист:
- не может выступать в качестве просителя и лица, выдвигающего требования, он должен быть носителем знаний...
- должен
восполнять недостаток
- должен
создавать опережение в
- должен сокращать пути передачи информации;
- должен
всегда быть на месте. Лоббист
всегда должен быть по
- мастера
своего дела начинают
- работать
превосходно и осторожно. ...Лобби
лишь в том случае работает
превосходно, если учитывает
- требовать в меру. Лицо, представляющее чьи-либо интересы, должно сдерживать свой инстинкт выдвигать требования и высказывать пожелания. Оно не может все время требовать и совсем уж не должно требовать слишком многого;
- завоевывать
доверие. Лоббист, начинающий
работать в столице федерации,
должен в первую очередь
- заслуживать
доверие. При представлении
Лоббирование как
технологический
процесс
Существует широкий спектр форм, методов, процедур как цивилизованной, так и не совсем цивилизованной лоббистской деятельности, давно и успешно применяемых за рубежом и в России. Некоторые (в основном, использующие систему разделения властей и ее институты) для нас относительно новы, другие существовали и существуют издавна (их суть заключена в известных терминах «землячество», «кумовство», «протежирование», «покровительство», «патронирование», «содействие», «способствование», «внимательное рассмотрение» и др.).
В разных сферах лоббирования - свои приемы, чем и объясняется их существенное разнообразие. Например, к лоббированию в палатах парламента следует отнести:
- участие
в законопроектной
- инициирование
проведения пресс-конференций
- участие в создании депутатских комиссий по различным вопросам политической или экономической деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов и т. п.
Реализация разных интересов даже в какой-то одной сфере предполагает возможность их разных классификаций. Так, исследуя банковский лоббизм, И. и Р. Пузыревы выделяют: общецеховой, корпоративный, региональный и индивидуальный (частный) банковский лоббизм. Примером общецехового могут служить усилия российских банков по уменьшению присутствия иностранных банковских структур на российском финансовом и фондовом рынке (указ Президента РФ от 17 ноября 1993 г. «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации»), результативное прохождения через Госдуму поправок при разработке и совершенствовании банковского законодательства. Корпоративный лоббизм представляет собой продвижение более узких специфических интересов (лоббирование инвестиционных направлений банковской деятельности; интересов крупных, средних и мелких банков, интересов экспортно-импортных банков, сберегательных банков, работающих преимущественно с физическими лицами и т. п.). Региональное лобби имеет ряд отличительных особенностей. Это, часто, отстаивание не корпоративных, а частно-индивидуальных интересов: интересов отдельной группы, не выходящих за пределы конкретного региона. Другой формой отстаивания частно-индивидуальных интересов является индивидуальный (частный) лоббизм, представляющий собой процесс продвижения меркантильного интереса отдельного банка или группы банков, временно объединенных вокруг одной цели. Этот вид банковского лобби является доминирующей формой отстаивания банками своих интересов. А самой успешной и продуктивной его формой являются личные контакты руководства банка с правящим политическим истеблишментом в отсутствие надлежащей законодательной базы.17
Есть
ли у нас основания процесс
лоббирования расценивать как
определенный технологический
Действительно, установление неформальных контактов с целью получения преференции само по себе не является технологией. Однако достижению этой цели политттехнологии способствуют в очень большой степени. Но они не эксклюзивно лоббистские, а лишь используемые в лоббировании. Это технологии ведения переговоров: умение расположить к себе собеседника, заинтересовать его и т.д. Это имиджевые технологии: образ лоббиста – лица или организации играет важную роль. Это технологии «паблик рилейшнз» и рекламы, создающие общественное мнение (пусть даже в пределах одной организации…
Собственно
лоббистской технологией
Каким может и
должен стать лоббизм
в России?
Проект Закона, разработанного Государственной Думой ФС РФ "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" дает следующие формулировки:
“Лоббист”
- независимое юридическое или
физическое лицо, осуществляющее
свою деятельность от имени
и в интересах иных организаций.
В качестве лоббистов не могут выступать
депутаты парламента, выборные должностные
лица Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, административно-
Каждый
лоббист обязан
Формами
и методами лоббистской
Представление
в федеральные органы
Участие в обсуждении комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.
Устные
и письменные контакты с
Экспертиза
проектов законов и иных
Проект закона определяет приоритетными следующие цели:
легализовать лоббистскую деятельность как законное, демократическое средство взаимодействия общества и власти;
создать
законодательные предпосылки
оградить федеральные органы
государственной власти от
предоставить общественности возможность знать, кто, что и как лоббирует в федеральных органах государственной власти, и контролировать этот процесс;
способствовать
процессу осознания и
предоставить возможность оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России.
Официальное
признание института лоббизма
в России способствовало бы
в определенной степени
Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.
Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:
обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;
цивилизованному
ограничению сфер деятельности
аппарата государственной
расширению
круга активных участников
контролю
взаимодействия частных
Переход
от «черного», «дикого», стихийного, криминального
лоббизма в России к цивилизованным
отношениям, нормальной лоббистской
деятельности, несомненно, благоприятствовал
бы стабилизации общества.
Информация о работе Сущность, место и роль лоббирования в политической деятельности