Сущность менеджмента и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Менеджмент - явление не новое. Тысячи лет тому назад в Китае была высокоразвита система бюрократических организаций. В Римской империи был довольно сложный подход к контролированию деятельности широко раскинувшейся империи.

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент - явление не новое. Тысячи лет тому назад в Китае  была высокоразвита система бюрократических  организаций. В Римской империи  был довольно сложный подход к  контролированию деятельности широко раскинувшейся империи. Религиозные  организации, такие, как католическая церковь, с незапамятных времен управляли  миссиями и другими видами религиозной  деятельности во всех концах мира.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт менеджмента в  области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства  и т.п. в результате непосредственного  участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки менеджмента, мировых достижений в практической организации экономического и социального  процессов.

В данной работе мы рассмотрим, сущность и теории менеджмента, так  как это слово стало часто  использоваться в повседневной жизни. Проанализируем роль менеджмента в  управлении современным предприятием, его типы организационных структур, какое место он занимает и какие  присущи формы современному менеджменту  в Украине. Рассмотрим практические достижения уже опытных менеджеров и топ-менеджеров.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части: теорию руководства  и практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие “менеджмент“ прочно вошло в нашу обыденную жизнь  и стало привычным для деловой  жизни. Однако необходимо учитывать, что  речь идет о новой философии, где  действуют иные системы ценностей  и приоритетов.

В связи с этим следует  подробно остановиться на значении термина  “менеджмент“. Русское слово “управление“ и английское слово “менеджмент“ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент“, мы следуем  установившейся в международной  практике традиции, согласно которой  под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление“ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент“ потому, что  в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально- экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент  “ употребляется применительно  к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

В наших условиях следует  употреблять термины “ организация  “, “управление“ и “администрирование”. Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей  при минимуме затрат.

Нужно согласиться с профессором  Л. Евенко, который рассматривает  менеджмент как междисциплинарную  сферу знаний, «управленческую мысль», сочетающую в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством.

Итак, менеджмент - это умение определить стратегические и тактические  цели фирмы, организовать персонал на их выполнение, используя все факторы  производства и мотивы поведения  людей.

Объективной основой менеджмента  стало отделение управления от собственности. Отсюда и отличия предпринимательства  от менеджмента. Интерес менеджера  не отделим от интереса коллектива фирмы.

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную  работу коллектива (индивидуума) путем  выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью  менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической  базы.

Исходя из этого важнейшей  задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; разработка стратегии развития организации и реализация ; определение конкретных целей развития организации; постоянный поиск и освоение новых рынков; выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов  и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые  намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или  заменить точными количественными  оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники  и коммуникаций способствовало повышению  эффективности управления. Многие задачи , которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из - за трудоемкости расчетов , стали повседневной реальностью.

Функции и структура менеджмента  находятся в диалектическом единстве. При создании нового предприятия  функции являются основой для  формирования структуры. При диверсификации или полном изменении профиля  производства основной является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура принципиально не меняется, т. е. Сохраняются ключевые подразделения  и должности.

Руководители новых предприятий  после завершения организационного марафона по их регистрации сталкиваются с проблемами: как создать эффективный  механизм управления? С чего начать? Можно идти от здравого смысла и  опыта аналогичных организаций, а можно идти и по пути «под себя» (под конкретного учредителя и организации) механизма управления, используя известные разработанные методики.

Первый вариант самый  дешевый и быстрый. Уже на следующий  день можно создать подразделения, аппарат управления и наделить их правами, полномочиями и ответственностью. В ряде случаев такой механизм хорошо работает.

Но в предпринимательстве  выживает только тот, кто делает не просто хорошо, а лучше, чем другие.

Учредители могут либо сами реализовать достаточно простые  методики формирования механизма управления, либо воспользоваться услугами профессионалов из консультационных фирм.

Профессиональный подход заключается в следующих шагах:

-Формирование временной группы специалистов по созданию предприятия;

-Составление ориентировочного набора функций производства и управления (с указанием трудоемкости);

-Формирование окончательного набора по методике функционально-стоимостного анализа;

-Составление функциональной структуры управления;

-Создание на базе функциональной структуры управления организационной структуры.

Энтузиазм часто подталкивает руководителей предприятий к  быстрым решениям по реорганизации  системы управления, которые часто  сводятся к ломке старого и  созданию нового механизма управления предприятием и отношений с внешней  средой. Эта ломка начинается со структуры. Сокращаются должности  и подразделения, в результате наступает  функциональная парадигма, т. е. Несоответствие функции структуре управления.

Существует четыре группы функции управления: активизирующие, тормозящие, потенциальные и нейтральные. Активизирующие направлены на реализацию текущих программ собственника, тормозящие - это дань старым подходам и традиция, потенциальные направлены на реализацию стратегических программ собственника и, наконец, нейтральные - это функции, влияние которых на процесс производства и управления минимален, они важны  с социальной стороны производства.

Все эти группы функций  должны присутствовать в общем наборе функций процветающего предприятия, важны их пропорции.

На практике руководителя активно сокращаются тормозящие, нейтральные, а иногда и потенциальные  функции, оставляя в основном активизирующие. Но парадокс заключается в том, что  оставленный набор активизирующих функций начинает со временем распределятся на перечисленные выше четыре группы. И от первоначального объема активизирующих функций остается существенно меньше. Благие намерения руководителей оборачиваются серьезной дестабилизацией в работе предприятия.

Профессиональны подход к  решению проблем управления для  действующих предприятий заключается в следующем:

-Создание на конкурсной основе группы специалистов по развитию предприятия;

-Составление ориентировочного набора функций производства и управления;

-Формирование окончательного набора по методике функционально-стоимостного анализа;

-Составление функциональной структуры управления;

-Сравнение этой структуры с существующей;

-Внесение коррективов в набор функций;

-Внесение коррективов в существующую структуры управления предприятием.

1.2 ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Теорию менеджмента принято  рассматривать как комплексную  науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические  и практические знания. Это объясняется  многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно - технических организационных, социально - психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления очевидно должна быть ориентирована  на решение практических задач .

Элементами управления как  всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект  управления, взаимодействующие в  определенной окружающей среде.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно - управленческие, организационно - экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда).

Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки  и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений .

Содержание управленческого  труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых  во всех видах производственной деятельности: научно - технической, технологической, учетной, финансовой, и др..

Первая половина ХХ столетия характеризовалась бурным ростом количества идей и теории, которые помогали управляющим справляться с меняющейся реальностью. Вряд ли можно дать четкую классификацию различных теорий управления. В свое классической статье «Джунгли теории управления», опубликованной в журнале Академии управления (1961 год), Гарольд Кунц попытался это сделать. Он выделил шесть школ:

Подход к управлению, как  к процессу. Эти теории рассматривают  управление как средство организации  практического опыта управления. Практическое управление можно совершенствовать на основе теоретических исследований и эмпирической проверки его принципов. Его можно развивать и путем  формального обучения процессу управления.

Эмпирическая школа. Эта  школа ратует за обучение управлению исходя из конкретных ситуаций. Рассматривая опыт управления в реальных обстоятельствах, будущие управляющие могут усваивать  понятия и методику, применяемую  в конкретных ситуациях.

Школа человеческого поведения. Здесь внимание сосредотачивается  на психологических и социологических  аспектах управления людьми в организациях. Выводы основаны на теоретических материалах различных дисциплин, таких, как  антропология и экономика, поскольку  они изучают влияние человеческого  фактора на профессиональное управление и производительность труда.

Школа социальных систем. Внимание этих теорий сосредоточено на группах  людей и их проведении. Школа исследует  групповые факторы, которые влияют на совокупную производительность труда  организации.

Школа теории принятия решений. Эта школа занимается процессом  принятия решений и различными подходами, которые используют менеджеры. Процессы принятия решений рассматриваются  как количественной, так и качественной точки зрения. Цель, которую преследует управляющий, - собирать как можно  больше нужной информации и эффективно ее обрабатывать, чтобы принимать  решения.

Информация о работе Сущность менеджмента и его развитие