Сущность менеджмента, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Определение понятия и сущности менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Определение основных принципов менеджмента. Изучение методов менеджмента. Особенности современного менеджмента в России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность менеджмента, его цели и задачи 5
1.1 Определение и сущность менеджмента 5
1.2 Цели и задачи менеджмента 11
2. Принципы и основные методы менеджмента 14
2.1 Основные принципы менеджмента 14
2.2 Методы менеджмента и их сущность 17
3. Особенности современного менеджмента в России 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

8116-доработка.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

      - культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

      Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента [6, c.79].

      Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных  культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

      Характерным для менеджмента наших дней является следующее.

      - Отказ от рационализма классических школ менеджмента. Стало очевидным, что успех любой компании определяется прежде всего отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.

      - Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие – возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

      - Внутренняя среда предприятия формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции (услуг). Структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия – все эти факторы имеют место в границах предприятия.

      - Применение ситуационного подхода к управлению, в основе которого лежит посылка, что организация предприятия является ответом на самые различные воздействия извне. Все решают конкретные особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени. Поэтому очень важно вычленить те возможности и приемы, применение которых способно активно содействовать достижению цели.

      - Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации. В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам, как организационная культура (наличие у работающих общих целей, их непосредственное участие в достижении этих целей, заинтересованность в общих конечных результатах организации), демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.

      В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

      - наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;

      - работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;

      - прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;

      - менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;

      - стиль управления приобретает все более демократичный характер.

      В последние годы XX столетия (эта тенденция  обязательно сохранится и в последующем) все большее внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, – одна из задач менеджера. Менеджеры опираются ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента. 
 
 
 
 

      Заключение 

      Автор в ходе работы пришел к выводу, что  менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления.  Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

      Прибыльность  фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

      Исследовано в современной специальной литературе множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

      Было  выявлено, что одним из главных аспектов в менеджменте является определение целей деятельности фирмы на ближнюю и дальнюю перспективы, с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. При этом различают общие цели, отражающие концепцию развития фирмы в целом, и специфические, разрабатываемые в рамках общих по основным видам деятельности.

      Важной  задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

      Следовательно, выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

      Задачи  управления непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

      
  1. Веснин  В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: пособие для изучения и подготовки к экзаменам и зачётам 3-е изд., испр. и доп. - М.: Элит, 2008. - 320 с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Гардарики 2007. - 528 с.
  3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2008. - 336с.
  4. Краткий курс менеджмента: учеб. пособие. - М.: Финпресс, 2007. - 176 с.
  5. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях / Под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 384 с.
  6. Менеджмент. Учебник для вузов по эконом. спец. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2005. - 528с.
  7. Менеджмент: учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2007. - 480 с.
  8. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов 3-е изд. - Мн.: Новое знание, 2009. - 336 с.
  9. Переверзев М. П. Менеджмент: учеб. для вузов. - М.: Инфра-М, 2008. - 288 с.
  10. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304с.
  11. Управление персоналом современной организации: учебно-практич. пособие 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО"Бизнес-школа Интел Синтез", 2007. - 368 с.
  12. Управление производством. Учебник. Под ред. Н.А.Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 219с.
  13. Экономика, организация и менеджмент. В 2-х т. Т. 1 пер. с англ. - СПб.: Экон. шк., 2006. - 468 с.

Информация о работе Сущность менеджмента, его цели и задачи