Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:34, курсовая работа
Определение понятия и сущности менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Определение основных принципов менеджмента. Изучение методов менеджмента. Особенности современного менеджмента в России.
Введение 3
1. Сущность менеджмента, его цели и задачи 5
1.1 Определение и сущность менеджмента 5
1.2 Цели и задачи менеджмента 11
2. Принципы и основные методы менеджмента 14
2.1 Основные принципы менеджмента 14
2.2 Методы менеджмента и их сущность 17
3. Особенности современного менеджмента в России 24
Заключение 28
Список литературы 30
- культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.
Воздействие
факторов внешней и внутренней среды
придало российскому
Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.
Характерным для менеджмента наших дней является следующее.
- Отказ от рационализма классических школ менеджмента. Стало очевидным, что успех любой компании определяется прежде всего отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.
- Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие – возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).
- Внутренняя среда предприятия формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции (услуг). Структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия – все эти факторы имеют место в границах предприятия.
- Применение ситуационного подхода к управлению, в основе которого лежит посылка, что организация предприятия является ответом на самые различные воздействия извне. Все решают конкретные особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени. Поэтому очень важно вычленить те возможности и приемы, применение которых способно активно содействовать достижению цели.
- Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации. В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам, как организационная культура (наличие у работающих общих целей, их непосредственное участие в достижении этих целей, заинтересованность в общих конечных результатах организации), демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.
В
этом плане характерно формирование
новых отношений между
- наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;
- работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;
- прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;
- менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;
- стиль управления приобретает все более демократичный характер.
В
последние годы XX столетия (эта тенденция
обязательно сохранится и в последующем)
все большее внимание обращается
на человеческий аспект управления. Главное
в менеджменте – умение работать с людьми,
добиться их заинтересованности в наибольшей
эффективности своего труда и общей прибыльности
фирмы. Менеджмент нацелен на человека,
на то, чтобы побуждать людей к результативным
совместным действиям. Формирование единой
команды, где каждый четко знает свое место,
где правильно организованы взаимодействие
и взаимопомощь, – одна из задач менеджера.
Менеджеры опираются ныне и на общую культуру,
и на культуру общения в частности, активно
формируют коммуникации между людьми,
стремятся точнее определять индивидуальный
вклад каждого работающего в общий результат.
Этика бизнеса становится золотым правилом
менеджмента.
Заключение
Автор в ходе работы пришел к выводу, что менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.
Исследовано в современной специальной литературе множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Было выявлено, что одним из главных аспектов в менеджменте является определение целей деятельности фирмы на ближнюю и дальнюю перспективы, с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. При этом различают общие цели, отражающие концепцию развития фирмы в целом, и специфические, разрабатываемые в рамках общих по основным видам деятельности.
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
Следовательно, выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи
управления непрерывно усложняются
по мере роста масштабов производства,
требующего обеспечения все возрастающими
объемами ресурсов - материальных, финансовых,
трудовых и др.
Список
литературы