Сущность менеджмента, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Определение понятия и сущности менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Определение основных принципов менеджмента. Изучение методов менеджмента. Особенности современного менеджмента в России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность менеджмента, его цели и задачи 5
1.1 Определение и сущность менеджмента 5
1.2 Цели и задачи менеджмента 11
2. Принципы и основные методы менеджмента 14
2.1 Основные принципы менеджмента 14
2.2 Методы менеджмента и их сущность 17
3. Особенности современного менеджмента в России 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

8116-доработка.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      С развитием рыночной экономики, в  частности в нашей стране, термины  “менеджмент”, “менеджер”, быстро и  прочно вошли в нашу жизнь и  наш словарный обиход, заменив  такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, ”управление”—это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

      Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись  в английском языке еще в прошлом  столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

      В последнее время в силу сильной  конкуренции между предприятиями  стран Запада и перенасыщенности почти всех западных рынков в стиле руководства предприятием (менеджмента) произошли существенные изменения. Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создает новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Не зря говорят, что задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным,

      Целью данной работы является проведение исследования сущности, целей и задач менеджмента как деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. определить понятие и сущность менеджмента,
    2. проанализировать цели и задачи менеджмента,
    3. определить основные принципы менеджмента,
    4. изучить методы менеджмента,
    5. рассмотреть особенности современного менеджмента в России

      Для  курсовой работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Сущность менеджмента,  его цели и задачи

      1.1 Определение и  сущность менеджмента 

      В упрощенном понимании, менеджмент может  быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

      Однако  приведенное выше представление менеджмента является слишком общим для понимания сущности и отличительных особенностей специфической деятельности по управлению организацией для достижения ее целей. В литературе по менеджменту имеются различные определения этого понятия. В качестве примеров рассмотрим ряд из них, получивших наибольшее распространение:

      1. Менеджмент — это достижение  целей организации посредством  скоординированных усилий работающих  людей.

      2. Менеджмент — это особый вид  деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию). 

      3. Менеджмент — это процесс планирования, организации, руководства и контроля  для достижения целей организации  посредством скоординированного  использования человеческих и  материальных ресурсов.

      Несмотря  на различия, приведенные примеры  определения менеджмента позволяют  выделить его общие черты: обязательное наличие цели при управлении; особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности; управление имеет место  в организации. Кроме того, дополнительно к перечисленным общим чертам следует выделить в определении менеджмента присущую ему совокупность основных процессов управления: планирование, организация, руководство и контроль.

      Термин  «Менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия:

      Понятие «управление» намного шире. Оно применяется  во многих видах человеческой деятельности и в разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления [2, c.154].

      Термин  «менеджмент» применяется лишь к  управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.

      В англоязычных и других рыночно ориентированных  странах термин «менеджмент» употребляется  в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие понятия. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration» (переводится как государственное управление), а также другие термины (например, «business administration »).

      Сущность  менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций (и соответственно управления этой деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и обеспечат получение желаемой (планируемой) прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами. При этом объективная оценка конечных результатов деятельности конкретного предприятия или его хозяйственно самостоя­тельных подразделений определяется на рынке в процессе реализации продукции и услуг. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяй­ствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Учитывая изложенное, определение менеджмента может быть уточнено.

      Менеджмент  представляет самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

      Основные  положения приведенной формулировки определения менеджмента требуют пояснения для их однозначного понимания.

      Менеджмент  как самостоятельный вид деятельности предполагает, что менеджер независим  от собственности на капитал компании (предприятия), в которой он работает. Он может владеть ее акциями, а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего. Менеджмент объединяет усилия работников различных специальностей, включая: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и других, которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом. Понятие «менеджер» определяет принадлежность конкретного специалиста к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от занимаемого им организационного уровня управления в иерархии предприятия, а также сферы его профессиональной подготовки и практической работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность предприятия, его конкретную сферу или подразделение (производство, сбыт, финансы, НИОКР, другие сферы и подразделения) [8, c.52].

      Под хозяйственной деятельностью предприятия в определении менеджмента понимается его функционирование в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и т.д.). При этом учитывается любая функциональная область деятельности (НИОКР, производство, сбыт, финансы и другая деятельность), если она направлена на получение прибыли, предпринимательского дохода или социальной выгоды как конечного результата (желаемых целей) такой деятельности. Содержанием хозяйственной деятельности предприятия является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ре­сурсами и организация технологического цикла преобразования ресурсов в конечный продукт (услугу) в целом.

      Понятие технологического цикла включает получение  результатов НИОКР, их внедрение в производство, разработку и совершенствование технологий производства, обеспечение требуемого качества продукции, осуществление коммерческих операций, проведение операций товародвижения, осуществление всех видов расчетов, обеспечение технического обслуживания продукции, материально-технического снабжения производства, обеспечение финансовыми ресурсами, персоналом и т.д.

      Успешная  хозяйственная деятельность предприятия  требует управления, которое постоянно  направлено на поиск и формирование новых возможностей, представляемых внешней средой и формируемых самим предприятием, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваясь получения максимально возможного результата при минимальных затратах.

      Определение целей предприятия на ближайшую  и дальнейшую перспективу является одним из главных элементов в  менеджменте. Различают общие цели, определяющие направления и концепцию  развития предприятия в целом, и  специфические, которые разрабатываются по основным видам его деятельности в рамках общих целей. Управление путем постановки целей осу­ществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и его обеспеченности соответствующими ресурсами, а также учета угроз и возможностей внешней среды.

      Рациональное  использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей  при минимуме затрат и максимуме  полученного результата. Это осуществляется в процессе управления, когда усилия работников предприятия (группы сотрудничающих людей) направляются на достижение его общих целей на основе соответствующей мотивации их труда [3, c.69].

      Менеджмент  имеет свой собственный механизм, который направлен на решение  конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

      Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные  осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.). Механизм менеджмента, в свою очередь, состоит из общей технологии, определяемой как основы менеджмента, и экономического механизма.

      Основы  менеджмента включают общие технологические  аспекты и механизмы, которые содержат: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, а также технологии процессов управления, научную организацию труда (в том числе менеджеров) и некоторые другие категории.

Информация о работе Сущность менеджмента, его цели и задачи