Сущность менеджмента, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Определение понятия и сущности менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Определение основных принципов менеджмента. Изучение методов менеджмента. Особенности современного менеджмента в России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность менеджмента, его цели и задачи 5
1.1 Определение и сущность менеджмента 5
1.2 Цели и задачи менеджмента 11
2. Принципы и основные методы менеджмента 14
2.1 Основные принципы менеджмента 14
2.2 Методы менеджмента и их сущность 17
3. Особенности современного менеджмента в России 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

8116-доработка.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

      Экономический механизм менеджмента включает три  основных блока: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Целью настоящего издания  явля­ется рассмотрение механизма  внутрифирменного управления. Управление производством и персоналом является предметом соответствующих специализированных дисциплин. Поэтому при изложении материалов по организации производства и проблемам управления трудовыми ресурсами автор счел возможным ограничиться только сведениями, отражающими основные подходы к эффективному управлению этой деятельностью и оценкой ее влияния на эффективность управления предприятием. 

      1.2 Цели и задачи  менеджмента 

      Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние  или процесс как объект, желаемый для достижения.

      Классификация целей может осуществляться :

      - по охватываемой сфере (общая,  частная цели);

      - значению (главная, промежуточная,  второстепенная);

      - количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

      - предмету цели (рассчитан на общий  или частный результат).

      Типичные  результативно-хозяйственные цели:

      - стремление к доходу;

      - стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего  возможность ее выгодной продажи);

      - стремление к увеличению оборота;

      - стремление к снижению расходов [4, c.57].

      Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

      Как правило, цель ставится не одна, а в  группе с многими другими (система  целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

      Горизонтальные  связи могут быть:

      - идентичными (реализация одной  приводит к реализации другой);

      - комплементарными (гармония- осуществление  одной способствует осуществлению  другой);

      - индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи);

      - конкурентными (конфликт);

      - антагонистичными (взаимоисключение).

      На  рис.1 отражены связи между целями.

      Рис. 1. Связи между целями 

      Выбор цели представляет, как правило, некий  процесс компромиссов между интересами различных групп (рис.2).

      

      Рис. 2. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы 

      Основными задачами менеджмента являются:

      1) организация производства товаров  и услуг с учетом спроса  потребителей;

      2) использование работников, обладающих  высокой квалификацией;

      3) стимулирование сотрудников организации  путем создания для них комфортных  условий труда и системы его  оплаты;

      4) определение необходимых ресурсов  и источников их обеспечения;

      5) разработка стратегии развития  организации и реализация;

      6) определение целей развития организации;

      7) выработка системы мероприятий  для достижения намеченных целей;

      8) осуществление контроля за эффективностью  деятельности организации, за  выполнением поставленных задач.

      Субъект менеджмента представляет собой  человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

      Объект  менеджмента – все то, на что  направлены управленческие воздействия  субъекта менеджмента в рамках организации  и для реализации ее целей и  задач.

      Объекты менеджмента:

      1) человеческие ресурсы организации;

      2) поставщики ресурсов для организации;

      3) конкуренты организации (реальные  и потенциальные);

      4) информационное обеспечение;

      5) финансы организации (т. е. непосредственно  финансово-денежные потоки) и управление ими [2, c.134]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Принципы и основные  методы менеджмента

      2.1 Основные принципы менеджмента 

      Принципы  — это одно из ключевых понятий  в менеджменте. Оно включает широкий  спектр внутрифирменных отношений  и отношений фирмы с окружающей средой (государством, общественными организациями, другими фирмами). Наиболее часто в понятие принципов вкладываются убеждения, которым следует форма  в своей практической деятельности.

      Объективной основой принципов являются экономические  законы и система ценностей, действующих в обществе, таких, как отношение к человеку, понимание социальной справедливости, и др.

      Убеждения составляют идеологическую базу принципов, на которую опираются определенные устойчивые правила и нормы предпринимательского и управленческого поведения. Эти правила и нормы не имеют юридической силы и выражают добровольно взятые на себя моральные обязательства, которые становятся моральными нормативами поведения.

      Устойчивость  не следует понимать как незыблемость принципов, которые в процессе изменения условий деятельности изменяют свою форму. Наряду с традиционными, длительное время существующими принципами возникают новые принципы.

      Нормативный характер принципов придает им практическую направленность рекомендаций, которые  доводятся до сведения всех работников фирмы и становятся образом их мышления и действий. По силе своего влияния на деятельность фирмы принципы менеджмента не уступают прямым руководящим указаниям.

      Классификация принципов может быть различной. Различают общие принципы менеджмента и частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику и организационную культуру.

      Известны  принципы, сформулированные основоположниками  науки управления У. Тейлором, А. Файолем, Г. Фордом, Г. Эмерсоном и др. В  России одними из первых разработчиков принципов управления были А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев.

      Известны  принципы, используемые в условиях административнокомандной системы  управления: демократический централизм, единство политического и хозяйственного руководства, эффективность, плановость, сочетание отраслевого и территориального управления, коллегиальности и единоначалия. Ряд этих принципов используется в условиях рыночного управления [11, c.89].

      Для изучения и практического использования  менеджмента наиболее удобна классификация принципов по признаку выделения отдельных функций и видов управленческих работ. Такая классификация позволяет сформулировать общие принципы менеджмента и специальные принципы реализации его отдельных функций, учесть вклад в разработку принципов известных ученых и фирм.

      Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов  и закономерностей управления, т. с. принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они носят субъективный характер.

      К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

      - принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т. е. привлечения всего спектра современных знаний, их тщательно синтеза, и, прежде всего - комплекса паук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических технических наук;

      - системность и комплексность. Системность означает необходимость использования элементов теории БС, системного анализа в каждом управленческом решении, используя при этом все свойства БС: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и др. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств (возрастных, этнических, профессиональных и др. особенностей структуры коллектива). Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтальным, координационным связям;

      - единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т. е. с учетом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ;

      - принцип демократического централизма, означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма - охлократия (власть толпы), анархия; крайняя степень централизма - автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества.

      Принципы  управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных  документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов  и т. д. [7, c.92].

      Из  принципов управления вытекают правила группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т. и. Для каждой из категорий существуют свои писаные и неписаные правила.

      Из  правил группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей с учетом их личностных характеристик. 

      2.2 Методы менеджмента  и их сущность 

      В процессе решения управленческих задач  достаточно часто применяется метод  «мозгового штурма». В отличие от используемых в работе традиционных совещаний по решению проблем, метод «мозгового штурма» не имеет серьезных недостатков. Обычно «мозговым штурмом» руководит специалист, который часто является организатором рационализации. Его называют модератором.

      Сущность  данного метода состоит в генерации  идей участниками творческой группы. Решение по проблеме принимают специалисты обычно в количестве 5—6 человек. Они знакомятся с предложенными во время «мозгового штурма» идеями и выбирают те из них, которые стоит реализовать.

      Обычно  отбирают примерно 10% выдвинутых идей, а остальные отбрасываются.

      Выбор идеи связан с обсуждением ее специалистами, имеющими свое мнение по этому вопросу. Процесс обсуждения проблемы группой, обобщение выдвинутых идей и анализ их специалистами растягиваются  во времени. Существуют различные варианты метода «мозгового штурма». Одним из них является метод синектики. Он позволяет не растягивать принятие решения на длительный срок.

      Метод синектики отличается от метода «мозгового штурма» организацией работы творческой группы. Процедура метода синектики содержит четыре фазы работы.

Информация о работе Сущность менеджмента, его цели и задачи