Сущность конфликтов и возможные методы их урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Провести анализ литературы по данной теме;
Раскрыть содержание понятия «конфликт»;
Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;
Обозначить методы и цели управления и предотвращения конфликтов в индустрии гостеприимства;
Провести практическое исследование, применив изученный материал.

Работа содержит 1 файл

Курсовик УП.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

     Рассмотренные виды конфликтов могут выполнять  как позитивные, так и негативные функции.

     Таблица 1

Позитивные Негативные
  • Вперед, стимулирующее изменения и развитие;
  • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
  • Получение дополнительных сведений об оппонентах , анализ их возможностей;
  • Формирование новых отношений, коррекция взаимодействия сторон;
  • Создание необходимого уровня напряженности, стимулирующего творческую активность в коллективе;
  • Групповая интеграция, рост сплоченности, солидарности группы при противоборстве с внешним врагом;
  • Снятие синдрома покорности у подчиненных при обоснованном конфликте с руководителем
  • Увлечение конфликтной ситуацией в ущерб работе;
  • Большое эмоциональное напряжение, возможные материальные затраты на участие в конфликте;
  • Уменьшение степени сотрудничества между конфликтующими сторонами;
  • Увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, снижение дисциплины;
  • Независимость конфликта от исходных причин в случае его эскалации(устранение причин не прерывает конфликта);
  • Сложное восстановление деловых отношений после конфликта;
  • Представление «победителей» конфликта о «побежденных» как врагах, убеждение в том, что «победа» важнее решения проблем

     1.3 Причины возникновения конфликтов

     Причин, вызывающих конфликты, так же много, как и конфликтов. К основным причинам конфликтов в организациях относятся:

     1.Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации.

     Как известно, ресурсы в любой экономической  системе ограничены, а потребности  людей ограничения не имеют. Поэтому  даже самые крупные и богатые  организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. Люди хотят получать все больше и больше и ищут способы удовлетворения собственных потребностей, которые кажутся им вполне обоснованными. То, что является препятствием в получении доступа к ресурсам, будет для них причиной конфликта.

     2.Взаимозависимость  задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

     3.Различия  в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель – выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т.д. У высшего руководства свои цели – и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.

     3.Различия во взглядах и представлениях. Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственной верной, а своего оппонента может принимать за врага.

     5.Неудовлетворительные  коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации, неправильным ее толкованием. По этой причине очень сложно управлять конфликтом.

     6.Обманутые  надежды. Обещания, данные людям, не выполняются.

     7.Различия  в психологических особенностях  людей. Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей. Эти различия особенностях людей. Эти различия особенно часто являются причинами межличностных конфликтов. Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, негативно воспринимают то, о чем им говорят. Они постоянно либо «нападают», либо «защищаются», оспаривают каждое слово, не вникая смысл сказанного оппонентом.

     Психологические исследования показывают что, такие  люди обладают низким уровнем самоуважения и стараются компенсировать это  показной самоуверенностью, стремлением  продемонстрировать свою власть. В отличие от них люди с высоким адекватным уровнем самоуважения, как правило, не вступают в бесцельные конфликты по пустякам по данным психологов им свойственны:

     – верность собственным принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно;

     – способность действовать по собственному усмотрению, не опасаясь неодобрительных  мнений и не испытывая по этому  поводу вины или сожаления;

     – способность не проявлять чрезмерное6 беспокойство о вчерашнем и завтрашнем дне;

     – умение сохранять веру в свои способности, несмотря на временные трудности и неудачи.

     По  мимо указанных причин существуют и  межличностные причины конфликтов.

     К подобным причинам конфликта можно  отнести индивидуальные различия (в  темпераменте, типе личности, расхождения в системе ценностей, привычках и др.), несовместимость ролей, дефицит информации о других участников конфликта, что часто порождает недоверие. В психологии есть понятие «конфликтная личность» - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации. Исследователями-психологами были предложены различные классификации таких конфликтных личностей, одна из них приведена в таблице 2 : 

     Типология конфликтных личностей           Таблица 2

Тип Стереотипы поведения Адаптивные  возможности
Демонстративный Не относит  себя к источнику конфликта, стремиться хорошо выглядеть перед другими, быть в центре внимания, более эмоционален, чем рационален Способен к  ситуативному приспособлению, планирует  свои поступки по обстоятельствам, но не доводит планы до полного воплощения, хорошо себя чувствует в ситуации спора
Ригидный (негибкий) Имеет завышенную самооценку, подозрителен, постоянно  требует от других подтверждения  своей значимости, обидчив Низкий приспособительный  потенциал, прямолинеен, негибок, нечувствителен к мнению окружающих
Неуправляемый Плохо предсказуем, поведение агрессивное, склонен  к завышенной самооценки, в неудачах винит других Плохо контролирует себя, плохо планирует свою деятельность, плохо учитывает прошлый опыт, не признает общепринятых норм поведения
Сверхточный Скрупулезен в  работе, обращает внимание не детали, чрезвычайно  сильно переживает любые свои просчеты и неудачи Склонен к повышенной тревожности, обидчив, придирчив, общается с другими сухо, плохо разбирается в отношениях с коллегами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методы разрешения конфликтов  

     2.1 Структурные и межличностные  методы урегулирования конфликтов 

     Существует  несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

     Руководителям организаций не стоит считать  причиной конфликтных ситуаций простое  различие в характерах сотрудников. Конечно, это различие может явиться  причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

     К структурным методам урегулирования конфликта относят - разъяснение  требований к работе, использование  координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных  комплексных целей и использование  системы вознаграждений.

     Разъяснение требований к работе является одним из лучших методов управления, предотвращающим дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

     Координатные  и интеграционные механизмы урегулирования конфликта - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще  давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

     В управлении конфликтной ситуацией  очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные  группы, целевые группы и совещания  между отделами. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

     Установление  общеорганизационных комплексных  целей - еще один структурный метод  управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.

     Система вознаграждений так же используется, как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

     Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

     Известны пять основных межличностных стилей урегулирования конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

     Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек  старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это  не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

     Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв.

Информация о работе Сущность конфликтов и возможные методы их урегулирования