Сущность и значение анализа внешней среды для организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 123.60 Кб (Скачать)

Корпоративное управление выдвигает  повышенные требования к кадровому  потенциалу. Это связано в первую очередь с тем, что для эффективного корпоративного управления важен профессиональный и психологический потенциал  персонала.

Оценка персонала является подсистемой в системе управления персоналом и обеспечивает систему  управления персоналом информацией  о его качестве с точки зрения соответствия стратегии компании, целям  бизнеса.

Оценка персонала - деятельность, проводимая на различных этапах функционирования системы управления персоналом для  различных целей, в том числе:

- при определении потребности  в персонале на этапе кадрового  планирования. Оценивается существующий  кадровый потенциал и формируются требования к привлечению персонала;

- при отборе персонала  (на этапе его привлечения)  с целью определения приемлемости  кандидатов на вакантные должности;

- при определении потребности  в повышения квалификации персонала  на этапе его обучения и  развития. Оценивается существующий  уровень персонала в сравнении  с требуемым и определяется необходимость обучения конкретных работников, проверяется соответствие должности работников их компетентности;

- при аттестации персонала,  проводимой регулярно для оценки  состояния уровня кадрового потенциала  и выработки регулирующих воздействий  широкого круга. В том числе:

- для принятия мер по  вознаграждениям, продвижениям, наказаниям, увольнениям;

- выработки мер по мотивации  и стимулированию труда;

- планирования кадрового  резерва;

- планирования персональных  перемещений.

В таблице 2.5 приведен анализ кадрового состава ООО «Торгсервис» за 2010 - 2012 года

Таблица 2.5 

Показатель

2010

2011

2012

1

2

3

4

  1. Численность рабочих, в т.ч.:

30

30

32

- административно-управленческий  персонал

12

12

12

- основной персонал

20

20

22

  1. Категории персонала по уровню образования:
     

- с высшим образованием

20

20

14

- со средне специальным образованием

10

10

6

  1. Категории персонала по возрастному признаку:
     

- до 30 лет

4

4

4

- от 30 до 45 лет

6

6

7

- свыше 45 лет

20

20

21

  1. Пол
     

- женский

8

8

8

- мужской

22

22

24


 

Анализируя таблицу 2.5 можно сказать, что в коллективе ООО «Торгсервис» преобладают мужчины, как в 2010 году, так и в 2012 году. Основная численность рабочих приходится на основной персонал. По уровню образования кадровый состав персонала имеет высшее и средне специальное образование. Можно сказать о том, что ООО «Торгсервис» имеет линейно-функциональную структуру управления, кадровый состав, характеризующийся высоким уровнем знаний в данной области и большим опытом работы.    

Таблица 2.6

Факторы, способствующие повышению  конкурентоспособности предприятия

Шкала оценок

Факторы, препятствующие повышению  конкурентоспособности предприятия

1

Стремление к организационным  изменениям (стабильности в движении)

7

Отсутствие стремления

2

Использование новых методов  управления

6

Отсутствие стремления

3

Целенаправленное изучение рынка, недостаточное внимание к  изучению рынка

7

Недостаток внимания к  изучению

4

Всестороннее изучение рынка  конкурентов

6

Недостаток внимания конкурентов

5

Постоянное изучение новой  информации в области производства товаров, услуг и идей

7

Отсутствие должного внимания

6

Стремление внедрить инновации

7

Боязнь инноваций

7

Применение эффективных  стратегий решений управленческих задач

7

Приверженность к устаревшим методам решения задач

8

Учет внутренних и внешних  факторов деятельности организации

7

Отсутствие системы учета  внешних и внутренних факторов

9

Высокий уровень компетентности руководителей

7

Недостаток высокого уровня компетентности

10

Высокий уровень профессионализма специалистов и персонала

6

Недостаток высокого уровня профессионализма

11

Наличие элементов предпринимательского стиля руководителей

7

Боязнь рискованных действий

12

Появление организационной (корпоративной) культуры руководства

5

Отсутствие организационно-культурных руководителей

13

Наличие надежных коммуникаций между руководителем и подчиненными

6

Отсутствие надежных коммуникаций

14

Учет и активизация  человеческого фактора

6

Недостаточное внимание к  человеческому фактору

15

Участие руководителей низового звена и персонала в обсуждении и принятие решений

4

Единоличное принятие решений

16

Предоставление возможности  творчества всем сотрудникам

3

Подавление творческих возможностей

17

Возможность самореализации и проявление интеллектуального  потенциала для всех сотрудников

4

Ориентация на административные бюрократические методы управления

18

Учет индивидуально-психологических  и личностных особенностей сотрудников

4

Нивелировка (отсутствие учета)

19

Принятие социальной ответственности  руководителем за последствия управленческих решений

5

Не принятие социальной ответственности руководителем за последствия управленческих решений

20

Наличие положительных мотивов  в деятельности руководителя

7

Преобладание мотивации  избегания неуспехов руководителя

21

Положительно мотивирование  руководителем персонала

7

Неумение положительно мотивировать

22

Рациональность кадровой политики (своевременное обновление персонала)

8

Стремление руководителей  поддержать работоспособность организации  с помощью прежних работников

23

Доступность руководителей

8

Неумение или нежелание  руководителя общаться с подчиненными

24

Наличие нормального психологического климата

6

Наличие конфликтных отношений

25

Наличие атмосферы доверия

6

Отсутствие доверия

26

Применение демократического стиля управления

5

Применение авторитарного  стиля

27

Положительное влияние формального  лидера в рабочую группу

6

Наличие конфликтных отношений

28

Наличие авторитета формального  лидера

7

Отсутствие авторитета

29

Наличие использования руководителем  группового единства

6

Отсутствие группового единства

30

Наличие групповой сплоченности в рабочих группах

6

 

 

175 балла – хорошо. У  организации есть шансы подняться на более высокую ступень предпринимательской способности.

 

2.4 SWOT- анализ

SWOT-анализ - это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды). SWOT-анализ  позволяет выбрать оптимальный  путь развития бизнеса, избежать  опасностей и максимально эффективно  использовать имеющиеся в распоряжении  ресурсы. Процесс осуществления  SWOT-анализа сводится к заполнению  матрицы, в которой отражаются  и затем сопоставляются сильные  и слабые стороны компании  и возможности и угрозы рынка.  Это сопоставление позволяет  определить, какие шаги могут  быть предприняты для развития  предприятия, а также какие  проблемы необходимо срочно решить. В таблице 2.7 приведена матрица SWOT-анализа.

Таблица 2.7

Матрица SWOT- анализа

 

Возможности:

1.Добавление сопутствующих услуг.

2.Ускорение роста рынка.

Угрозы:

1.Возможность появления  новых конкурентов.

2.Неблагоприятная политика  государства.

3.Высокая инфляция.

Сильные стороны:

1.Хорошая репутация у  заказчиков.

3.Наличие инновационных  способностей и возможности их реализации.

4.Высокая доля рынка.

1.Стратегия диверсификации;

2.Стратегия конкурентной  инновации;

3.Совершенствование ценовой  политики.

1.Стратегия повышение  конкурентной позиции;

2.Стратегия обратной вертикальной  интеграции;

3.Стратегия конгломеративной диверсификации.

Слабые  стороны:

1.Недостаток управленческого  таланта и глубины владения  проблемами.

2. Возрастающее конкурентное давление.

4. Работа с бюджетными  организациями

1.Стратегия усиление конкурентной  позиции;

2.Стратегия центрированной  диверсификации;

3.Стратегия горизонтальной  диверсификации.

1.Стратегия изменение  режима работы и выход на  новые рынки;

2.Стратегия конкурентной  конфронтации;

3.Стратегия доставления  беспокойства конкуренту.


 

Матрица SWOT- анализа образует 4 поля:

- СИВ – сила и возможности;

- СИУ – сила и угрозы;

- СЛВ – слабость и  возможности;

- СЛУ – слабость и  угрозы.

Наиболее благоприятные  возможности открывает поле СИВ позволяющее использовать сильные стороны предприятия, для того, что бы получить соответствующую отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.

СЛВ – позволяет за счет выявленных возможностей, попытаться преодолеть имеющиеся у предприятия  слабости.

Возможности использования  сильных сторон предприятия для  устранения угроз предлагает поле СИУ.

Наибольшую опасность  вызывает попадание в поле СЛУ, где  слабые позиции предприятия позволяют  воспрепятствовать угрозам.

Заключение

Анализ среды — это  очень важный для выработки стратегии  организации и очень сложный  процесс, требующий внимательного  отслеживания происходящих в среде  процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами  организации, а также возможностями  и угрозами, которые заключены  во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы  обеспечить себе успешное продвижение  к своим целям, вырабатывает стратегию  взаимодействия с элементами внешней  среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы  переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким  образом, можно говорить о том, что  управление фирмой определяется двумя  факторами:

- особенностью производственного процесса;

- характером внешней среды.

Современная тенденция состоит  во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.

Для проведения анализа необходимо:

- Определить основное направление развития предприятия

- Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении .

- Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

Необходимо знать сильные  и слабые стороны предприятия, а  также рыночные возможности и  угрозы.

Стратегический маркетинг  в структуре менеджмента фирмы  играет значительную роль, так как  указывает фирме на такие возможности, которые обеспечивают потенциал  для ее роста и рентабельности. Как всякое стратегическое направление, стратегический маркетинг имеет  среднесрочные и долгосрочные планы. И в первую очередь он осуществляет анализ прогнозируемых потребностей потенциальных  покупателей. Стратегическое планирование является неотъемлемой составляющей эффективного функционирования любого предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.   Баринов В.А, Харченко  В.Л., Стратегический менеджмент  Изд-0: Инфра-М.;2005-326с.

2.   Баумгарген Леонид , «Методы анализа макросреды организации» Маркетинг и маркетинговые исследования №2 -2008

3. Зуб.Анна. «10 шагов стратегического планирования», Маркетинг и маркетинговые исследования №6-2007.

4.Набоков В.И, Семенов  А., Основы менеджмента, Изд-ий дом:Дашков и Ко ,2009-576с.

5.Одинцов А.А. Стратегический  менеджмент Изд-о:КОЛОСС,2006-458с.

 


Информация о работе Сущность и значение анализа внешней среды для организации