Сущность и значение анализа внешней среды для организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 123.60 Кб (Скачать)

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в  первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти. Также, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы.

Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта  продукции. Прогресс науки и техники  несет в себе огромные возможности  и не менее огромные угрозы для фирм. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Анализ технологической внешней среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение компьютеров в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи.

Также выделяются в особую группу природно-географические факторы, связанные с климатическими условиями, запасами природных ресурсов и энергетической обстановкой.

Проводя изучение различных  компонент макроокружения, очень  важно иметь в виду два следующих  момента.

Во-первых, это то, что  все компоненты макроокружения находятся  в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение в одной из компонент  обязательно приводит к тому, что  происходят изменения и в других компонентах макроокружения. Поэтому  их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других составляющих макроокружения.

Во-вторых, это то, что  степень воздействия отдельных  компонент макроокружения на различные  организации различна. В частности, степень влияния проявляется  по-разному в зависимости от размера  организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т. п.

Для того чтобы организация  могла результативно изучать  состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная  система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми  событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации  внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных  способов. Наиболее распространенными  способами наблюдения являются:

1. Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;

2. Участие в профессиональных конференциях;

3. Анализ опыта деятельности организации;

4. Изучение мнения сотрудников организации;

5. Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали ранее или же в каком  состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также вскрыть  те тенденции, которые характерны для  изменения состояния отдельных  важных фактов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

 

1.3. Анализ микроокружения.

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что  организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым она может активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления  угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.

Профиль покупателя может  быть составлен по следующим характеристикам:

- географическое месторасположение покупателя;

- демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т. п.;

- социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.;

- отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.

Организация может увеличить  свою прибыльность и рыночную устойчивость путем поиска таких потребителей, которые наиболее отзывчивы с  точки зрения цены, качества и сервиса. Для этого необходимо проведение маркетинговых исследований. Главный  их вопрос заключается в том, как  протекает процесс принятия решения  о покупке. На это могут оказать  очень сильное влияние культурно-психологические  факторы.

Анализ поставщиков направлен  на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию  различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими и информационными  ресурсами, финансами и т. п., от которых  зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого  организацией продукта.

Поставщики материалов и  комплектующих изделий, если они  обладают большой силой, могут поставить  организацию в очень сильную  зависимость от себя. Поэтому при  выборе поставщиков очень важно  глубоко и всесторонне изучить  их деятельность и их потенциал с  тем, чтобы суметь построить такие  отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

- уровень специализированности поставщика;

- величина стоимости переключения поставщика на других клиентов;

- степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

- концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

- важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков  материалов и комплектующих в  первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

1. Стоимость поставляемого товара;

2. Гарантия качества поставляемого товара;

3. Временной график поставки товаров;

4. Пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она  стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.

  Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции. Все это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера.

Конкурентная ситуация постоянно  развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов  и на этой базе строить свою стратегию  конкурентной борьбы. Пять сил определяют условия, в которых функционируют  конкретные организации, состояние  каждой из сил, а также их совместное воздействие определяет возможности  отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

  Угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов зависит не только от барьеров для входа, но и от ожидаемой реакции организации на вновь входящих в данный момент в сегмент рынка. Однако любая из этих мер оказывает действие только тогда, когда она является реальным барьером для «пришельца». Поэтому очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному «пришельцу» выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Препятствием на пути товаров-заменителей  может встать проведение ценовой  конкуренции, повышение качества при  продаже и обслуживании товара, производство новых более привлекательных  видов продукции, усиление рекламной  деятельности.

Конкуренция является эффективным  методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без  централизованного вмешательства  в их деятельность. Соперничество  между организациями полностью  не исключает и сотрудничество между  ними (разного рода альянсы).

Анализ рынка рабочей  силы направлен на то, чтобы выявить  его потенциальные возможности  в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы.

Нормальное функционирование любой организации обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем  инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической  системы. Поэтому также необходимо проводить анализ и этой компоненты микроокружения организации. Инфраструктура современного предприятия – неотъемлемый компонент деловых отношений. При анализе внешней среды нельзя недооценивать, и тем более игнорировать эту компоненту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Стратегический анализ деятельности организации на примере ООО «Торгсервис»

 

2.1 Организационная характеристика ООО «Торгсервис»

Общество с ограниченной ответственностью «Торгсервис» было открыто в июне 2010 года.  Месторасположение: Хабаровский край, гор. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ремесленная, 1.

Предприятие осуществляет услуги по монтажу, пусконаладке, ремонту, техническому обслуживанию холодильного, грузоподъемного, теплового и торгового технологического оборудования; монтажу, ремонту и техническому обслуживанию кондиционеров и систем вентиляции, а также производит поставку и реализацию торгово-технологического, холодильного и другого, согласно производимым услугам, оборудования и запасных частей.

Осуществляя коммерческую деятельность, поставку оборудования и запасных частей, предприятие тесно сотрудничает с заводами-производителями и  фирмами-поставщиками г.г. Нижний Новгород, Москвы, Казани, Владивостока, Хабаровска , и др.

Услуги оказываются на территории г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Солнечного районов Хабаровского края на следующих объектах:

• МОУ - средние, вспомогательные, коррекционные школы, школы–интернаты, детские дома;

• МДОУ – детские дошкольные учреждения;

• Объекты здравоохранения – больнично-поликлинические комплексы, профилактории;

• Объекты торговли и питания; частные предприниматели.

 

Основным видом деятельности данного предприятия является обслуживание  торгово-технологического оборудования на объектах у заказчика.  На объектах у заказчика производятся  малые, средние ремонты и техническое обслуживание оборудования. Капитальные ремонты оборудования производятся  на территории предприятия.   Согласно договорам, заключенным между данным предприятием и заказчиками срок нахождения на капитальном ремонте на предприятии не должен превышать 10 суток, в противном случае предприятие оплачивает штрафные санкции заказчику. После проведения капитального ремонта предприятие выдает заказчику гарантию на срок не более 6 месяцев.

     Все остальное оборудование, не требующее капитального ремонта, включенное в договор,  ремонтируется линейными механиками на месте у заказчика. Согласно Положению о техническом обслуживании механик обязан один раз в месяц провести текущий ремонт оборудования, который включает в себя  смазку подтяжку ремней дозаправку фреоном и другие незначительные  поломки. Один раз в квартал  электромеханики производят на объектах малые ремонты оборудования, которые включают в себя  более сложные ремонты такие как замена подшипников, сальников переключателей  и прочих запасных частей.

По окончании технического обслуживания и малого ремонта в  течении месяца заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ на основании которого производятся взаиморасчеты с заказчиком за выполненный объем работ.

Работа служб, управляющих  производством, характеризуется показателем  оказанных услуг заказчику, затрат ресурсов, производительности труда, использование  оборудования и площадей, показателями времени простоев оборудования в  ремонте на предприятии а также  качеством выполненных ремонтных  работ.

Службы управления финансами  отвечают за рациональное исполь-зование финансовых средств - своевременная оплата налогов, оплата поставщикам и выплата зарплаты работающим. Служба ОМТС  отвечает за работу с поставщиками, следит за наличием необходимых запасных частей на складе предприятия, контролирует их экономное использование.

Информация о работе Сущность и значение анализа внешней среды для организации