Сущность и виды управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в процессе управления принадлежит управленческому решению, Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это результат управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе управления, классифицируют по различным признакам: уровню управления; масштабу воздействия; содержанию; характеру; форме подготовки и принятия; частоте повторяемости и в зависимости от полноты и достоверности информации.

Содержание

I. Сущность и виды управленческих решений………………………………..…2

II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….3

III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………………….4

IV. Методы оптимизации управленческих решений……………………………6

V. Информационное обеспечение менеджмента………………………………...8

Выводы………………………………...……………………………………….....12

Список используемой литературы………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Сущность и виды управленческих решений.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
 

     В процессе подготовки, принятия и организации  выполнения управленческих решений  принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна. На долю руководителя  выпадают наиболее сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает окончательное решение, контролирует исполнение решения и несет ответственность за принятое решение и выполненные действия.

     Специалисты   выполняют   в   основном   логические операции и процедуры. Они  разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в формировании   и    реализации   организационного   плана   и контроля.

     Технические исполнители выполняют в основном технические операции и процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля. 

    1. Методы  оптимизации управленческих решений

   Наиболее  распространенными методами оптимизации  управленческих решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.

   Математическое  моделирование  применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.   Построение   математической   модели   может быть представлено в виде схемы (рис. 1) 

Объект

исследования

Перенос знаний Математическая

модель

об  объекте на модель
   
Верификация

модели

 
 
 
 
Изучение  модели
Новые знания

об объекте

 
Перенос новых
Новые сведения

о модели

сведений  на объект исследования
 
 

Рис. 1. Построение математической модели 

     Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:

     1.  Постановка задачи.

     2.  Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.

     3.  Анализ и измерение переменных  величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.

     4.  Построение математической модели.

     5.  Математическое решение модели.

     6.  Логическая и экспериментальная  проверка модели и полученного  с ее помощью решения.

     7.  Разработка  рекомендаций   по   практическому  использованию полученных результатов.

     Методы  экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.

     Экспертиза  представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается,

кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.

     Наиболее  эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

     Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

     все высказываются по очереди;

     говорят, лишь когда могут предложить новую  идею;

     высказывания  не критикуются и не осуждаются;

     все предложения фиксируются.

     Обычно  этот способ позволяет быстро и правильно  решить возникшую проблему.

     Разновидностью  метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товар* привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.

     Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

     Методы  оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

     Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит  от информационного обеспечения менеджмента. 

    V.Информационное обеспечение менеджмента 

   Для разработки и принятия управленческих решений, а также для организации  их исполнения необходима информация.

   Информация  — это совокупность различных сообщений об изменениях в системе управления и окружающей ее среды.

   Управление  как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.

   Информационное  обеспечение менеджмента представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.

   Информация, используемая в процессе управления торговлей, может быть классифицирована по различным признакам.

   По  содержанию различают торгово-оперативную, бюджетно-статистическую, нормативную, организационную, социальную и научно-техническую.

   Торгово-оперативная  информация характеризует выполнение основных хозяйственных функций торговой организацией (закупку товаров, состояние товарных запасов, объем продажи товаров и т. п.).

   Бюджетно-статистическая информация отражает сведения о потреблении определенных товаров отдельными группами населения и др. Такая информация представляет интерес для прогнозирования и оценки деятельности отрасли на макроуровне.

   Нормативная информация включает научно обоснованные нормы и нормативы, отражающие различные процессы, происходящие в торговле.

   Организационная информация необходима для организации управления товародвижением и товароснабжения, для организации торгово-технологического процесса, а также хозяйственного обслуживания и работы аппарата управления торговой организации. К этой информации можно отнести графики завоза товаров и представления заявок, схемы размещения товаров и движения покупательских потоков, графики ремонта торговых помещений, планы проведения совещаний и т. п.

   Социальная  информация образуется в процессе социологических исследований, а также в оперативной кадровой работе. Она включает данные, содержащие социальную характеристику трудового коллектива торговой организации.

   Научно-техническая     информация      представляет собой совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства. Это схемы, чертежи и   технические   характеристики   торгового   оборудования, планировки торговых залов и складских площадей и т. п.

   По  месту образования и направлению информационных потоков принято различать входящую, исходящую и внутреннюю информацию.

   Входящая  информация охватывает сведения, поступающие в торговую организацию. Например, документы, сопровождающие грузы, поступающие в торговую организацию, инструкции и приказы вышестоящих звеньев управления, законодательные акты.

   Исходящая информация —это информация, поступающая от торговой организации. Например, реклама, заявки на поставку товаров.

   Внутренняя  информация образуется в данной торговой организации и используется в основном внутри данной системы управления. Это журналы регистрации, карточки учета товаров и др.

   По  степени преобразования различают  первичную и производную информацию.

   Первичная информация используется в том виде, в котором была получена.

   Производная информация — это информация, полученная путем переработки первичной информации.

   По  времени хранения информацию подразделяют на хранящуюся определенный срок и хранящуюся постоянно.

   По  степени использования выделяют информацию однократного и многократного использования.

   Основным  носителем информации является документ, т. е. материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

   Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом.

   Документы, участвующие в документообороте, могут быть классифицированы по различным признакам.

   В зависимости от авторства различают  служебные и личные документы.

   Служебные документы составляются от имени различных предприятий, организаций и органов управления. Примером служебных документов могут быть заявки и письма торговых организаций предприятиям промышленности. Авторами личных документов являются отдельные граждане. Например, к такого рода документам можно отнести заявление о приеме на работу, расписку, доверенность и т. п.

   По  сложности различают простые  и сложные документы.

   Простые документы затрагивают, как правило, один вопрос, а сложные содержат вопросы, касающиеся различных служб, должностных лиц и подразделений.

   По  степени типизации документы  могут быть типовыми и индивидуальными.

Типовые документы обычно составляют по определенной схеме (например, договоры, уставы, протоколы и т. п.).

     Индивидуальные  документы составляют по произвольной форме, они отражают исключительные ситуации (или явления).

Информация о работе Сущность и виды управленческих решений