Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:12, контрольная работа
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
Основные категории менеджмента…………………………………...6
Виды менеджмента…………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). [5. ст. 15] Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
Функциональные области деятельности объекта:
Уровни объекта управления:
По признаку содержания различают менеджмент:
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.
Функции
менеджмента определяют устойчивый
состав специфических видов
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Таблица
1- Классификация функций
Критерий классификации | Состав функций управления | |
1
Содержание управленческой |
Прогнозирование и планирование | |
Организация | ||
Активизация (мотивация, стимулирование) | ||
Контроль | ||
Координация | ||
Регулирование | ||
Исследование | ||
2 Организационная роль функции | Функции интеграции (объединения) | |
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) | ||
3Направление деятельности | Интрафункции | |
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) | ||
4
Сферы развития объекта |
Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) | |
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) | ||
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | ||
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | ||
5Этапы производственного процесса | Управление подготовкой производства | |
Управление процессом производства | ||
Управление обеспечением производства | ||
Управление процессами реализации продукции | ||
6 Тип производства | Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства | |
7 Масштаб времени | Стратегическое управление | |
Текущее (тактическое) управление | ||
Оперативное управление | ||
8 Этапность процесса управления | Целеполагание | |
Определение ситуации | ||
Определение проблемы | ||
Решение | ||
9
Основные факторы |
Управление продуктом | |
Управление персоналом | ||
Управление информацией |
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти
законы затрагивают те стороны управления,
для которых характерно взаимовлияние:
когда изменение формы и
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- закон единства и целостности системы управления;
-закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
- закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
- закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
- закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все
закономерности управления можно разделить
на две группы. К первой относятся
закономерности, присущие управлению
вообще как целенаправленному
К закономерностям управления относятся:
- единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
- пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
- централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления – это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2. [6. ст. 15]
Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю
Принцип | Содержание принципа | |
1 Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего | |
2 Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы | |
3 Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины | |
4 Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником | |
5 Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану | |
6 Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами | |
7 Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу | |
8 Централизация | Достижение
лучших результатов при правильном
соотношении между | |
9 Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") | |
10 Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте | |
11 Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи | |
12 Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу | |
13 Инициатива | Поощрение работающих
к выработке независимых | |
14 Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") |
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?»;
в)
принцип пространственно-
г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг – это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь – очень важная проблема в методологии практического управления;