Сущность и виды менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
Основные категории менеджмента…………………………………...6
Виды менеджмента…………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

менеджер чб.docx

— 52.98 Кб (Скачать)

       Субъекты  управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). [5. ст. 15] Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.

       При этом различают следующие виды объекта  управления:

    • операция;
    • проект;
    • система.

       Функциональные  области деятельности объекта:

    • маркетинг;
    • производство;
    • финансы;
    • кадры;
    • НИОКР.

       Уровни  объекта управления:

    • рабочее место;
    • участок;
    • цех;
    • производство;
    • предприятие;
    • объединение.

       По  признаку содержания различают менеджмент:

  1. нормативный – предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
  2. стратегический – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
  3. оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

       Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.

       Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся  однородностью целей, действий или  объектов их приложения.

       Классификация функций управления представлена в  таблице 1.

       Таблица 1- Классификация функций управления

Критерий  классификации Состав функций  управления         
1 Содержание управленческой деятельности Прогнозирование и планирование
Организация
Активизация (мотивация, стимулирование)
Контроль
Координация
Регулирование
Исследование
2 Организационная роль функции Функции интеграции (объединения)
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)
3Направление деятельности Интрафункции
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4 Сферы развития объекта управления Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)
Управление  социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера  и пр.)
Управление  организационными процессами (изменения  в организации, перераспределение  обязанностей и др.
Управление  технологическими процессами (использование  техники, новые технологии и пр.)
5Этапы производственного процесса Управление  подготовкой производства
Управление  процессом производства
Управление  обеспечением производства
Управление  процессами реализации продукции
6 Тип  производства Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7 Масштаб времени Стратегическое  управление
Текущее (тактическое) управление
Оперативное управление
8 Этапность процесса управления Целеполагание
Определение ситуации
Определение проблемы
Решение
9 Основные факторы производственного  процесса Управление  продуктом
Управление  персоналом
Управление  информацией

       В основе менеджмента лежит система  экономических законов, закономерностей  управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

       Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

        Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

       Различают общие и специфические законы управления.

       К общим законам управления относятся:

    • закон специализации управления;

       - закон интеграции управления;

       - закон экономии времени;

       Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

       Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения  другой.

       На  данном уровне развития теории среди  законов управления можно выделить:

       - закон единства и целостности системы управления;

       -закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

       - закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;

       - закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

       - закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

       Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

       Законы  и закономерности устанавливают  общие, существенные и необходимые  связи между изучаемыми явлениями.

       Все закономерности управления можно разделить  на две группы. К первой относятся  закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

       К закономерностям управления относятся:

       - единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

       - пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

       - централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

       - соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

       Исходя  из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие  виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг  рыночный, стратегический маркетинг, логистика  и т.д.

       Метод управления – это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

       Методы  управления: административные, экономические, социально-психологические.

       Принципы  управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

       Автором первых принципов управления был  А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2. [6. ст. 15]

       Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю

       Принцип        Содержание  принципа         
1 Разделение  труда Специализация работ для эффективного использования  труда работающего
2 Полномочия  и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность  за выполнение работы
3 Дисциплина Выполнение  условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций  к нарушителям дисциплины
4 Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником
5 Единство  действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и  работа по единому плану
6 Подчиненность  личных интересов Преимущество  интересов организации перед  индивидуальными интересами         
7 Вознаграждение Получение работниками  справедливого вознаграждения за работу
8 Централизация Достижение  лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9 Скалярная  цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между  уровнями иерархии через непрерывную  цепь команд ("цепь начальников")
10 Порядок Рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем месте
11 Справедливость Справедливое  проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12 Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13 Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14 Корпоративный дух Гармония интересов  персонала и организации (в единении-сила")
 

       Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:

       а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств  ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к  свойствам ее элементов или сумме  этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной  из ее элементов. Это свойство очень  заметно проявляется в таких  понятиях, как эффективность и  качество управления;

       б) принцип генетической определенности, который требует при решении  любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и  последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?»;

       в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды, как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

       г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

       д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу  с внешней средой, но эта граница  имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших  масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг – это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь – очень важная проблема в методологии практического управления;

Информация о работе Сущность и виды менеджмента