Сущность и виды менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
Основные категории менеджмента…………………………………...6
Виды менеджмента…………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

менеджер чб.docx

— 52.98 Кб (Скачать)

Тема: Сущность и виды менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
  2. Основные категории менеджмента…………………………………...6
  3. Виды менеджмента…………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  литературы………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические  черты. Общие черты отражают этапы  развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных  научных подходах. Специфические  черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических  отношений, культуру. Именно поэтому  существует понятие не только менеджмента  вообще, но и понимание существования  американской, японской, и, конечно  же, российской модели менеджмента.

       Процесс движения России к рыночной экономике  необратим. Россия сейчас проходит тот  эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека  тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями  в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:

       - спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;

       - уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

       - отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;

       - нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;

       - не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

       Особенности российского менеджмента определяются:

       - чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

       - комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

       - культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

       Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты.

       Россия  сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным  путем к освоению методов современного менеджмента.

       Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных  культур (Россия является евроазиатской  страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия. В этом состоит актуальность темы исследования.

       Цель  работы – раскрыть сущность, основные категории и виды менеджмента.

       Поставленную  цель раскрывают следующие задачи:

       - дать определение менеджменту,  раскрыть его сущность;

       - раскрыть основные понятия менеджмента;

       - дать классификацию видам менеджмента.

       1. Понятие и сущность  менеджмента.

       При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с  термином "управление" стал активно  применяться термин "менеджмент", который используется как синоним  управления предприятием.

       В англо-русском словаре есть слова  manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление) Шапиро Уалдемер.

       Энциклопедический словарь определяет управление как  функцию организованных систем любой  природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется  с людьми и является атрибутом  исключительно социальных систем и  их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

       Например: «менеджмент предприятия» или «управление предприятием», но только «управление автомобилем».

       Термин  «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [1. ст. 15] В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [2. ст. 15] К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

       Менеджмент  – это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

       1. рыночные механизмы развития  экономики, предполагающие наличие  конкуренции, свободы предпринимательства  и принятия хозяйственных решений,  миграционные механизмы при движении  капитала, рабочей силы, свободного  ценообразования, что, в свою  очередь, приводит к необходимости.

       2. гибкости и адаптации в поведении  фирмы па рынке, что невозможно  без:

       - ориентации на человеческий фактор,

       - высокого профессионализма,

       - творчества менеджера.

       Таким образом, менеджмент и управление в  современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Любая деятельность требует управления. Менеджмент – это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять – это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

       В современной специальной литературе рассматривается множество функций  менеджмента, например: прогнозирование, целеполагание, планирование, организация деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

       Менеджмент  понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата. [4. ст. 15]

       Управление  как процесс.

       Выполнение  функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения  и использования с учетом взаимозависимости  и взаимосвязанности функций  управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через  призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые  примеры: процессы коммуникационные и  принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс  закупок, и множество других.

       Управление  – это менеджмент.

       Менеджмент  нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации  ряд ролей, среди них:

       1. роль принимающего решения. Менеджеры  несут ответственность за такие  области принятия решений, как  выбор стратегии развития, распределения  ресурсов, осуществление оперативной  деятельности и т. п.;

       2. информационная роль. Деятельность  менеджера неразрывно связана  со сбором и анализом информации  для принятия управленческих  решений. Современная ситуация  характеризуется недостатком информации  в условиях ее избытка. Именно  поэтому способность менеджера  использовать современные информационные  технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать  и доводить информацию до исполнителей  являются необходимым условием  успеха;

       3. межличностные роли. Менеджер формирует  отношения внутри и вне организации.  Он должен быть лидером, за  идеями которого люди захотят  идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как:

       - высокое чувство долга и преданностью делу;

       - честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

       - умение выражать свои мысли и убеждать;

       - уважительное отношение к персоналу;

       - способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

       В зависимости от позиции менеджера  в организации, характер реализуемых  функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает  решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

       Управление  – это аппарат управления.

       Аппаратный  подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между  звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности  работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

       Менеджмент  – это наука управления.

       Менеджмент  как область самостоятельных  знаний, как наука сформировался  в конце XIX в. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. – проблемы гибкости и адаптивности, постоянным изменениям внешней среды, которая, в конечном счете, переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, вначале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.

       2. Основные категории  менеджмента.

       Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

       Основные  категории менеджмента – это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

       Объектом  управления – могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Информация о работе Сущность и виды менеджмента