Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:12, контрольная работа
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
Основные категории менеджмента…………………………………...6
Виды менеджмента…………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Тема: Сущность и виды менеджмента.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Менеджмент
- это вид деятельности человека,
который имеет общие и
Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:
- спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;
- уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
- отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;
- нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;
- не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.
Особенности
российского менеджмента
- чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
- комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
- культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.
Воздействие
факторов внешней и внутренней среды
придало российскому
Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.
Российские
менеджеры должны не только изучать
науку и практику менеджмента, но
и знать суть западной и восточных
культур (Россия является евроазиатской
страной). Без этого невозможно совершенствовать
собственный стиль руководства,
повышать имидж, создавать условия
для повышения
Цель работы – раскрыть сущность, основные категории и виды менеджмента.
Поставленную цель раскрывают следующие задачи:
- дать определение менеджменту, раскрыть его сущность;
-
раскрыть основные понятия
-
дать классификацию видам
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.
В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление) Шапиро Уалдемер.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Например: «менеджмент предприятия» или «управление предприятием», но только «управление автомобилем».
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [1. ст. 15] В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [2. ст. 15] К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Менеджмент – это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1.
рыночные механизмы развития
экономики, предполагающие
2.
гибкости и адаптации в
- ориентации на человеческий фактор,
- высокого профессионализма,
- творчества менеджера.
Таким
образом, менеджмент и управление в
современной управленческой литературе
рассматриваются как
В
современной специальной
Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата. [4. ст. 15]
Управление как процесс.
Выполнение
функций менеджмента
Управление – это менеджмент.
Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:
1.
роль принимающего решения.
2.
информационная роль. Деятельность
менеджера неразрывно связана
со сбором и анализом
3.
межличностные роли. Менеджер формирует
отношения внутри и вне
- высокое чувство долга и преданностью делу;
- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- умение выражать свои мысли и убеждать;
- уважительное отношение к персоналу;
- способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.
Управление – это аппарат управления.
Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
Менеджмент – это наука управления.
Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. – проблемы гибкости и адаптивности, постоянным изменениям внешней среды, которая, в конечном счете, переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, вначале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.
Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента – это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления – могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).