Сущность и типы муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Значительная роль отводится местным бюджетам, которые, по сути, являются фундаментом всей бюджетной системы Российской Федерации. Общее состояние муниципальных бюджетов характеризуется высокой степенью дотационности, низкой обеспеченностью собственными источниками средств и наличием у большинства муниципалитетов сохраняющегося из года в год дефицита бюджета. Собственные доходы местных бюджетов формируются за счет отчислений от регулирующих и закрепленных налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 7
2.1. ЛИНЕЙНО-ОБЪЕКТНЫЙ (ПОСТАТЕЙНЫЙ) БЮДЖЕТ 10
2.2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ 12
2.3. ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ 14
2.4. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Сущность муниципального бюджета.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

Введение

 

     Вопрос  об основных условиях формирования муниципальных бюджетов снова является актуальным. Развитие местного самоуправления ставит проблемы о новом административном устройстве органов власти, об обеспечении баланса прав и обязанностей населения, о формировании муниципальной собственности, прежде всего муниципальных бюджетов, об уточнении прав собственности и правоотношений в жилищной сфере1.

     Преодоление экономических трудностей, с которыми столкнулись регионы России, требует решения фундаментальных бюджетных проблем, реализации широкомасштабных рыночных реформ, обеспечения устойчивого экономического роста регионов, повышения конкурентоспособности производимой продукции и благосостояния населения.

     Значительная  роль отводится местным бюджетам, которые, по сути, являются фундаментом всей бюджетной системы Российской Федерации. Общее состояние муниципальных бюджетов характеризуется высокой степенью дотационности, низкой обеспеченностью собственными источниками средств и наличием у большинства муниципалитетов сохраняющегося из года в год дефицита бюджета. Собственные доходы местных бюджетов формируются за счет отчислений от регулирующих и закрепленных налогов.

     Ограничению самостоятельности как регионального, так и местных бюджетов способствует отмена ряда местных налогов и изменения в распределении регулирующих налогов по уровням бюджетной системы. Это существенно ослабило их финансовую основу и затрудняет решение проблемы обеспечения соответствия объема собственных доходов местных бюджетов их расходным полномочиям.

     Законы  Российской Федерации, принятые за годы экономических реформ, не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости. В настоящее время страна в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав муниципальных образований.

     Таким образом, исходя из вышесказанного, проблема формирования муниципальных бюджетов является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития экономики нашей страны. 
 
 

1. Сущность и понятие муниципального бюджета

 

     Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет. В соответствии со статьей 14 Бюджетного Кодекса РФ "Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления"2. Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений3.

     Местные бюджеты могут формироваться из трех основных источников:

     1) государственных средств, передаваемых  органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

     2)  собственных средств муниципального  образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и тому  подобное)

  1.   заемные средства или муниципальный кредит.

        Соотношение этих трех основных  источников в структуре местных бюджетов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности.

     2. Основные типы муниципальных бюджетов

 

     Использование бюджета в качестве инструмента  проводимой местными органами власти политики требует определенной корректировки его структуры4. Так как бюджет является комплексным нормативным актом, произвольно менять его структуру недопустимо. Однако в целях упрощения и повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в местном бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы органов местного самоуправления, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования муниципального хозяйства и всех его постоянно действующих хозяйственных структур5.

     Таблица. 1

     Примерная структура бюджета

     Расходы      Доходы
     Текущий бюджет:

     Расходы на заработную плату;

     Материальные  текущие затраты;

     Отчисления  и субсидии;

     Расходы на оплату процентов по полученным ссудам;

     Прочие  расходы.

     Текущий бюджет:

     Налоги  и сборы;

     Арендная  плата;

     Квартирная  плата;

     Проценты  по выданным ссудам;

     Доходы  от участия в капитале предприятий;

     Общие отчисления (дотации) субъекта Федерации;

       Прочие поступления.

     Инвестиционный  бюджет:

     Превышение  текущих доходов над текущими расходами, а также инвестиционные доходы используются на инвестиционные расходы, в том числе на:

     Погашение займов и процентов по ним;

     Капиталовложения  и инвестиции;

     Пополнение  резервных фондов.

     Инвестиционный  бюджет:

     Отдельные налоговые поступления;

     Муниципальные займы;

     Субвенции субъекта Федерации на капиталовложения.

 

     Необходимо  стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько муниципальное образование окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей муниципального образования и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов.

     К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование муниципального хозяйства (расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например, получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

     Подобная  структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям развития муниципального хозяйства. Также представляется целесообразным использовать группировку бюджетных статей на средства, направляемые на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления и на средства, направляемые для исполнения государственных полномочий, которые были делегированы вышестоящими органами власти. Хотя подобные группировки не всегда могут применяться в чистом виде, их использование способствует более грамотной организации финансового планирования и бюджетного процесса.

     Бюджет  должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекты бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.

     Одновременно  с проектом бюджета на очередной  финансовый год формируется перспективный  финансовый план. План разрабатывается на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

     Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и составляется в целях:

     — информирования представительных органов  власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

     — комплексного прогнозирования финансовых последствий реализации проектов программ, законов;

     — выявления необходимости и возможности  осуществления в перспективе  мер в области финансовой политики;

     — отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

     Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет, а следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

     Исходной  базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

     Известно  три основных типа бюджетов. Рассмотрим их подробнее.

     2.1. Линейно-объектный (постатейный) бюджет

 

     Наиболее  ранний по времени появления подход к составлению бюджета — линейно-объектный или постатейный бюджет остается самым популярным у всех органов власти благодаря точности отчетности и простоте контроля6.

     В постатейном бюджете средства распределяются между определенными статьями или объектами расходов. Расходы на заработную плату, оборудование, канцелярские принадлежности и т.п. рассчитываются на будущий год так, что соответствующая служба имеет лишь ограниченную возможность при наличии обоснования повысить на некоторую сумму величину расходов, предусматривавшихся по данной статье в предыдущем финансовом году. Главное преимущество существующей линейно-объектной бюджетной системы состоит в строгом контроле за деятельностью финансирующих ведомств.

     Многие  исследователи отмечают значительные недостатки линейно-объектной системы, так как в качестве инструмента управления этот тип бюджета имеет весьма ограниченную применимость, и поэтому обычно используется только совместно с финансовым планом.

     В частности, большинство специалистов отмечают, что такой бюджет сложно соотнести с целями. Данный подход не предусматривает сравнения затрат и результатов, игнорирует возможные альтернативы проводимой политики, не обеспечивает интеграции функций планирования, разработки бюджета и контроля. Линейно-объектный бюджет инерционен, любые изменения возможны лишь в виде небольших приращений соответствующих показателей предшествующего года.

Информация о работе Сущность и типы муниципального бюджета