Сущность и содержание управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.
Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Характерные особенности управленческих решений 5
1.1 Классификация управленческих решений 5
1.2 Факторы, влияющие на качество и эффективность принятия управленческих решений 8
Глава 2. Сущность и содержание управленческих решений 11
2.1 Сущность и содержание управленческих решений 11
2.2 Процесс принятия управленческих решений 25
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ..docx

— 73.62 Кб (Скачать)

     1. Сформировать службу управления  персоналом и включить в ее  состав отдел кадров, отдел профессионального  обучения, отдел оценки и аттестации  персонала, отдел оплаты труда,  отдел социальной защиты, отдел  охраны труда и техники безопасности.

     2. Службе управления персоналом  разработать систему управления  проблемными сотрудниками. Выявить  объективные характеристики при  оценке работы, определить проблемы, связанные с характером подчиненных.

     3. Разработать и внедрить системы  повышения эффективности работы  коллектива. Определить факторы,  влияющие на групповое поведение  и эффективность труда.

     Управление  качеством:

     - Разработать систему управления  качеством. Определить стандарты  и требования, выявить отклонения  и принять меры, провести организационные  и технические мероприятия.

     Коммуникации  с внешней средой:

     1. Силами информационного отдела  разработать и внедрить муниципальную  информационно-коммуникационную систему  для повышения эффективности информационного взаимодействия с муниципалитетами других городов.

     2. Начальнику кадровой службы принять  на временную работу для чтения  персоналу лекций по жилищно-коммунальному  хозяйству заместителя начальника  отдела ЖКХ администрации города.

     Особенности процесса принятия управленческих решений  на муниципальном уровне.

     Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление  управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное  образование).

     В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами  неопределенности и субъективности принимаемых решений.

     Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.

     Если  проанализировать возможности воздействия  субъекта управления на объект, то характеристики муниципального образования подразделяются на две группы: устойчивые, которые  достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и изменяемые, восприимчивые к управляющим  воздействиям (рис. 2.5). 

     

     Рисунок 2.5 - Характеристики муниципального образования по восприятию управляющих воздействий 

     Поскольку особенность устойчивых характеристик  муниципального образования как  объекта управления состоит в  том, что их изменение приводит к  корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между  объектом и субъектом, процесс муниципального управления осуществляется главным  образом в рамках воздействия  на изменяемые характеристики.

     Так, при повышении квалификации персонала  или совершенствовании системы  взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая  ситуация в муниципальном образовании.

     Процесс муниципального управления, как и  любой другой управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, выявление и оценку проблем, формулирование цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации.

     Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные  для системы муниципального управления, таковы:

     - необходимость анализа мнений  различных групп населения в  процессе подготовки управленческих  решений;

     - наиболее важные решения принимаются  коллегиально, что соответствует  федеральному законодательству  и уставу муниципального образования;

     - необходимость разработки механизма  взаимоотношений между отдельными  органами местного самоуправления (глава муниципального образования  — представительный орган —  администрация) в процессе принятия  управленческих решений;

     - наличие, помимо обычных видов  контроля реализуемых управленческих  решений, дополнительной формы  контроля — общественного.

     Соблюдение  данных принципов, бесспорно, усложняет  процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более  качественных решений и более  эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям  в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями  муниципальной власти и недовольство населения.

     Технология  управленческого решения в социально-экономической  системе (например, при решении проблем  муниципального образования) включает три этапа: подготовку, принятие и  выполнение управленческих решений (рис. 2.6).

     Эффективность социального управления зависит  от соблюдения всех требований на каждом из этапов.

     Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут  оказываться целенаправленные воздействия.

     Разработка  социальных целей и норм составляет содержание первого этапа управленческой технологии.

     Причинами разработки нового управленческого  решения являются: неполадки в  управляемой подсистеме — 27%; указания вышестоящих органов — 24%; истечение  срока действия предыдущего решения  — 17%; необходимость корректировки  ранее принятого решения — 15%; новое состояние управляющей  подсистемы — 14%. Доля других причин невелика.

     Таким образом, социальные проблемы непосредственно  побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений.

     Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой  подсистемы от планируемого, а также  с изменениями механизма функционирования системы в целом.[9.c 34]

     При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются  не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как  свидетельство несовершенства данной системы.

     Технологии  разработки политических, административных, экономических и иных решений  похожи, так как модели перечисленных  видов деятельности в основном совпадают. Этап подготовки управленческого решения  включает в себя пять стадий (см. рис. 2.6).

     Он  начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных  вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой  проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному  должностному лицу, с которым согласовывается  процедура принятия решения.

     На  этапе принятия управленческого  решения устанавливается перечень государственных и негосударственных  органов, которые обладают правом нормативной  инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных  актов; проводятся заседания; принимаются  нормативные акты и осуществляется информирование других государственных  и иных органов, а также населения  о принятых нормативных актах.

     На  этапе выполнения управленческого  решения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации.

     

     Рисунок 2.6. Этапы технологии принятия решения в социальном управлении

     Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений  во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации.

     Разработка  общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений  по-прежнему актуальна. 
 
 

     2.2 Процесс принятия  управленческих решений

     Основанием  для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений  являются:

    1. Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);
    2. Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

     Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения  заключаются в управлении общим  процессом выработки решений; определении  сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации  его исполнения. При необходимости  выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той  или иной ситуации.

     Сущность  управленческих решений:

    1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.
    2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.
    3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.

     Собрав  и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-либо вопросу решения), определив  цель принятия управленческого решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.

     Для процедуры разработки управленческого  решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить  следующие действия:

    1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.[12.c26]
    2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.
    3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.
    4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.

     После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим  этапом является его реализация, которая  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных  целей и сроков.

     Процедуры организации выполнения управленческого  решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение  исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.

     Основные  формы реализации управленческих решений:

  1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
  2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
  3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
  4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
  5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
  6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
  7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
  8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.
  9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
  10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
  11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
  12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
  13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.
  14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.

Информация о работе Сущность и содержание управленческих решений