Сущность и роль малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……2
1. Сущность и роль малого бизнеса……………………………………….……3
1.1 Понятие малого предприятия и условия, необходимые для
их формирования…………………………………………………….……3
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике страны……….………5
2. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого
бизнеса…………………………………………………………………………7
2.1 Общие положения………………………………………………...……….7
2.2 Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (ЕСХН)…………………………………..……….8
2.3 Упрощенная система налогообложения……………………...…………..9
2.4 Система налогообложения в виде единого налога на вменённый
доход для отдельных видов деятельности………………………………11
3. Налоговое регулирование малого бизнеса…………………….…………….15
3.1 Налоговое регулирование: понятие, методы, способы…………..……..15
3.2 Способы упрощенной работы с налогоплательщиками…….………….18
3.3 Новые налоговые льготы по малому бизнесу………………….………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

контрольная1.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….……2

1. Сущность и роль малого бизнеса……………………………………….……3

    1.1 Понятие малого предприятия  и условия, необходимые для

          их формирования…………………………………………………….……3

    1.2 Роль малого предпринимательства в экономике страны……….………5

2. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого

    бизнеса…………………………………………………………………………7

    2.1 Общие положения………………………………………………...……….7

    2.2 Система налогообложения для сельскохозяйственных

          товаропроизводителей (ЕСХН)…………………………………..……….8

    2.3 Упрощенная система налогообложения……………………...…………..9

    2.4 Система налогообложения в виде единого налога на вменённый

          доход для отдельных видов деятельности………………………………11

3. Налоговое регулирование малого бизнеса…………………….…………….15

    3.1 Налоговое регулирование: понятие, методы, способы…………..……..15

    3.2 Способы упрощенной работы с налогоплательщиками…….………….18

    3.3 Новые налоговые льготы по малому бизнесу………………….………..20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  литературы………………………………………………………………24

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Развитие  малого бизнеса является актуальной проблемой в наше время.

      Малым предприятиям в рыночной экономике  большинства  развитых стран принадлежит значительная роль. Именно малые  предприятия являются  важным  звеном  осуществления  реальных   экономических преобразований в стране.

     Малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

     Сектор  малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает  множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная  база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.

      Государство в значительно степени воздействует на малый бизнес с помощью налоговой политики. 

      Множественность налогов позволяет в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

    Одной из серьезнейших проблем налоговой реформы  было  и  остается налогообложение предприятий малого бизнеса. Этот не  урегулированный до конца действующим законодательством вопрос  не  нашел окончательного решения в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

         Таким образом, главной целью данной работы является изучение сущности механизма налогового регулирования.

     1. Сущность и роль  малого бизнеса

     1.1 Понятие малого предприятия и условия, необходимые для их формирования 

     Сущность  малого предприятия трактуется следующим  образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

     К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

     Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

     Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

       В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

     - в промышленности, строительстве  и на транспорте-100 человек;

     - сельском хозяйстве-60 человек;

     - инновационной деятельности-60 человек;

     - оптовой торговле-50 человек;

     - научно-технической сфере-60 человек;

     - розничной торговле и бытовом обслуживании-30 человек;

     - остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности-50 человек.

     Этим  же законом статус «малого» не предоставляется  предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или  лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий.

    Важную  роль в формировании малого бизнеса  играют подготовка, переподготовка и повышении квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональных отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.

    Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий, к которым относятся  наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

    Правовые  нормы должны обеспечивать:

    -упрощенную  и ускоренную процедуру открытия  и регистрации предприятий малого  бизнеса;

    -защиту  предпринимателей от государственного бюрократизма;

    -совершенствование  налогового законодательства в  направлении мотивации производственной  предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности  предпринимателей России с предпринимателями  зарубежных стран.

    Все малые предприятия можно условно разделить на две группы:

    Первая  группа - предприятия,  прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей  и узлов; более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей.

    Ко  второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке.

    Предпосылками для бурного развития предприятий  этой группы являются: способность  быстро реагировать на требования рынка  и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.

     Малый бизнес все сильнее воздействует на экономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малое предпринимательство  оказывает на социальную сферу, оставаясь  основным источником создания новых  рабочих мест.

     Малые формы предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

    Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.  

     1.2 Роль малого предпринимательства  в экономике страны 

     Роль  и значение малого предпринимательства  необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

   • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

   • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

   • доли мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;

   • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

   • доли малого бизнеса в экспорте продукции;

   • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

   • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

   • доли отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

     С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

     Социальная  значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер.

     В результате развития малого бизнеса  она проявляется по следующим  направлениям:

   • в снижении уровня безработицы;

   • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

   • в улучшении качества обслуживания;

   • в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;

   • в формировании среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

   • в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

   • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе. 
 
 
 
 
 

     2. Применение специальных  налоговых режимов  субъектами малого  бизнеса

     2.1 Общие положения 

      Законодательство  Российской Федерации о налогах и сборах состоит из налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст. 1 НК РФ).

      Совокупность  налогов и сборов, установленных  НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

      В то же время наряду с общим режимом  налогообложения, предусмотренным  законодательством российской Федерации  о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

      В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса  Российской Федерации специальным  налоговым режимом признаётся особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени.

Информация о работе Сущность и роль малого бизнеса