Сущность и особенности бизнес-плана, основное содержание и порядок разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план – это очень хорошее средство для их осмысления. Само планирование играет важную роль, для того чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного направления. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия (фирмы, компании).

Работа содержит 1 файл

Функциональный менеджмент.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

 

Сумма денежных средств на начало планируемого периода  берется из отчетных балансов активов  и пассивов предприятия, а на последующие  планируемые периоды из стр. 6 предшествующего периода.

Планирование выручки осуществляется с учетом времени поступления денежных средств на счет предприятия за отгруженную продукцию.

Платежи на сторону  складываются из:

  • затрат на производство продукции без амортизации;
  • уплаты налогов, относимых на финансовый результат;
  • затрат на приобретение основных фондов;
  • уплаты процентов за кредит;
  • норматива оборотных средств;
  • прироста оборотных средств;
  • погашения кредита;
  • уплаты НДС;
  • уплаты налога на прибыль.

При планировании этих затрат следует учитывать как  поступления денежных средств, так и время их уплаты предприятием (продолжительность нормальной кредиторской задолженности поставщикам, бюджету и др.)

 

Доходы и  затраты

Номер строки

Показатели

1-й год

2-й год

3-й год

1

Доходы (выручка) от реализации (без НДС)

     

2

Полная себестоимость – всего

     
 

В том числе:

Условно-переменные затраты

     
 

Условно-постоянные затраты

     

3

Налоги, относимые  на финансовые результаты деятельности

     

4

Балансовая  прибыль

     

5

Налог на прибыль

     

6

Чистая прибыль

     

7

Рентабельность  продукции, %

(стр. 6 / стр. 2*100%)

     

8

Рентабельность  продаж, %

(стр. 6 / стр. 1*100%)

     

 

  • Финансовый план предприятия на первый планируемый год (баланс доходов и расходов)

Источники средств

Прибыль

Амортизация

Отчисления  от себестоимости

Прочие доходы

Кредиты банка

Фонд потребления

Фонд накопления

итого

Направление средств

1. Платежи в  бюджет:

               

-налог на  прибыль

 

Х

Х

Х

Х

Х

   

-налог на  имущество

Х

Х

Х

   

Х

Х

 

-плата за  пользование водными ресурсами

Х

Х

 

Х

Х

Х

Х

 

-налог на  добавленную стоимость

Х

Х

Х

 

Х

Х

Х

 

-налог на  рекламу

Х

Х

Х

 

Х

Х

Х

 

-сбор на нужды  образовательных учреждений

Х

Х

Х

 

Х

Х

Х

 

-целевые сборы  на содержание правоохранительных  органов, благоустройство, нужды  образования

Х

Х

Х

 

Х

Х

Х

 

2. Арендная плата

     

Х

Х

     

3. Погашение  ссуд банка

Х

Х

Х

Х

Х

     

4. Капитальные  вложения

Х

Х

Х

Х

 

Х

   

5. Прирост оборотных  средств

Х

Х

Х

Х

 

Х

   

6. Налоги в  дорожные фонды

Х

Х

 

Х

Х

Х

Х

 

7. Расходы на  социально-культурные мероприятия

Х

Х

Х

         

8. Отчисления  в фонд потребления

 

Х

Х

Х

Х

     

9. Отчисления в фонд накопления

   

Х

         

10. Платежи в  пенсионный фонд и фонд социального  страхования;

платежи в фонд занятости, фонд медицинского страхования

Х

Х

 

Х

Х

 

Х

 

11. Неиспользованные  остатки фонда потребления на  коней периода

Х

Х

Х

Х

Х

     

12. Неиспользованные остатки фонда накопления на конец периода

Х

Х

Х

Х

Х

     

13. Уплата процентов  за краткосрочный кредит

 

Х

 

Х

Х

     

14. Уплата процентов  за долгосрочный кредит

Х

Х

Х

Х

Х

     

15. Прочие затраты  на производство продукции

               

Итого

               

 

Финансовый план составляется затем, чтобы проверить правильность учета источников средств и их распределения. Здесь по горизонтали обозначаются возможные источники средств (прибыль, амортизация и др.), а по вертикали – направления средств (платежи в бюджет, арендная плата, уплата процента за кредит и др.).

Таким образом, столбики по вертикали показывают распределение  средств в каждой статье доходной части финансового плана, а строчки  по горизонтали – величину поступления  средств из различных источников, направленных на покрытие отдельных статей расходов. Финансовый план составлен правильно, если общий итог по горизонтали равен общему итогу по вертикали.

  • Расчет безубыточности и график безубыточности.

Расчет ведется  на основании доходов и затрат и уровня цены на единицу продукции. Цель расчета – определение критического объема производства и запаса «Финансовой прочности» предприятия.

«Критический  объем производства (Vкр) определяется по формуле:

 

Vкр=УПЗ/(Ц-УППЗ),

 

Где УПЗ –  сумма условно-постоянных затрат, руб.,

Ц – цена единицы продукции, руб.,

УППЗ – сумма  условно-переменных затрат на единицу  продукции, руб.» (2)

«Запас финансовой прочности» определяется как разница  между планируемым размером выручки  и размером пороговой выручки  и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным.

«Сопоставлением критического объема производства с  планируемым выпуском продукции  определяется дата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графика безубыточности следует составить уравнения следующего вида:

 

у1=ах;

у2=а0+а1х,

 

где у1 – выручка, руб.,

у2 – затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,

а – цена единицы  продукции без НДС, руб./ед.,

х – планируемый  объем реализации продукции, ед.,

а0 – сумма  условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,

а1 – сумма  условно-переменных затрат на единицу  продукции(УППЗ), руб./ед.» (3)

С целью оценки финансово-экономических результатов  проекта составляется прогнозный баланс активов и пассивов предприятия:

 

Актив

1-й  год

2-й  год

3-й  год

Пассив

1-й  год

2-й  год

3-й  год

  1. Внеоборотные активы
  2. Основные фонды по балансовой стоимости
  3. Амортизация
  4. Основные фонды по остаточной стоимости (стр. 1.1-стр. 1.2)
     
  1. Капитал и резервы
  2. Уставный фонд
  3. Специальные фонды (фонд накопления)
  4. Нераспределенная прибыль
     

Итого по разделу 1 (стр. 1.3)

     

Итого по разделу 4 (стр. 4.1+стр. 4.2+стр. 4.3)

     
  1. Оборотные активы
  2. Запасы
  3. Дебиторская задолженность
  4. Денежные средства – всего
     

5. Долгосрочные  пассивы (задолженность по долгосрочному кредиту)

     

В том числе:

  • касса
  • счета в банках
             

Итого по разделу 2 (стр. 2.1+стр. 2.2+стр. 2.3)

     

Итого по разделу 5

     

3. Убытки

     

6. Краткосрочные  пассивы

6.1 Кредиторская  задолженность

  • поставщикам
  • по оплате труда
  • задолженность перед бюджетом
  • прочие кредиторы (по% за кредит)

6.2 Фонд потребления

     

Итого по разделу 3

     

Итого по разделу 6 (разд. 6.1+разд. 6.2)

     

Итого по разделам (итог разд. 1+итог разд. 2+итог разд. 3)

     

Итого по разделам (итог разд. 4+итог разд. 5+итог разд. 6)

     

Баланс

     

Баланс

     

 

Для вновь проектируемого предприятия прогнозный баланс может  быть составлен методом прямого  счета с использованием метода «пробки» (для балансирования сумм по активу и пассиву баланса).

Размер дебиторской  задолженности (Дз) рассчитывается по формуле:

 

Дз=N*Д/360,

 

Где N – выручка от реализации продукции, руб.,

Д – планируемая  продолжительность задолженности  покупателей, дней.

Размер денежных средств в кассе в прогнозном балансе может быть определен  в сумме, установленной для данного  предприятия по согласованию с банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За последнее  время у нас в стране возник повышенный интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций  и предприятий. Однако в публикациях  по данному вопросу практически  не рассматриваются вопросы определения  места бизнес-плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия. Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планом предприятия и его годовым планом маркетинга. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времени. Другой общей чертой этих двух планов является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план, как и план маркетинга, основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый не содержит программ действий, что является характерной особенностью планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения. Однако констатация данной стратегии не сопровождается планом разработки нового продукта. Разработка бизнес-планов приобрела особую актуальность в нашей стране в последнее время в связи с открытием финансирования отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в таком конкурсе. Бизнес-план может включать в свой состав следующие разделы: реквизиты организации; описание бизнеса, включая характеристику форм собственности; его текущее состояние и перспективы развития; управление организацией, включая краткие автобиографические справки на руководителей; характеристику выпускаемой продукции; цели и стратегии развития; исследование рынка (рыночные сегменты и их емкость, характеристика потребителей, конкуренты, рыночная доля, барьеры проникновения на рынок); стратегии маркетинга; прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет (возможно, на 5 лет) с погодовой разбивкой; фонды и их использование с подробным обоснованием требуемых валютных средств; обоснование сроков возврата кредита. Можно рекомендовать разработку двух бизнес-планов. Первый составляется для тех, кто может занять вам деньги или вложить их в ваш бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. Второй план – для самого предприятия. Этот план является более детальным и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль над деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия. Составляют бизнес-план обычно сотрудники данного предприятия при методической помощи и участии экспертов-консультантов. Действительно, никто, кроме сотрудников предприятия, лучше не знает производственных и иных возможностей этого предприятия, поставщиков, потребителей, торговых посредников и т.п. При составлении бизнес-плана в ряде случаев целесообразно проводить экспертные опросы и социологические исследования (или использовать результаты таких исследований, проведенных другими организациями), касающиеся различных аспектов деятельности предприятия и состояния рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и особенности бизнес-плана, основное содержание и порядок разработки