Сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к «Сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал»;
2. Выявить основную проблему «Сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал» в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения «Сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал»;
4. Провести и обозначить тенденции развития тематики «Сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал».

Содержание

. Введение
2. Глава 1. Сущность управления персоналом.
1. Сущность управления персоналом, эффективность, методы и подходы управление персоналом.
2. Нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом.
3. Глава 2. Практика работы.
1. Опыт работы на примере ОАО «Газпром».
2. Анализ кадровой политики, недостатки управления.
4. Глава 3. Предложения по решению вскрытых проблем.
1. Проблемы методов управления персоналом.
2. Решение вскрытых проблем.
4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

курсовая-сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал Бакиевой З.Р.начальный вариант.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Иванцевич Дж. М. и Лобанов А. А. определяют необходимость оценки эффективности управления персоналом для того, чтобы:

  • улучшить функционирование управления персоналом через обеспечение их средствами решения вопросов о том, когда необходимо прекратить, а когда усилить какую-либо деятельность;
  • определить реакцию со стороны работников и менеджеров низшего звена на эффективность управления персоналом;

помочь  управлению персоналом вносить свой вклад в дело достижения целей холдинга.

     Оценка  эффективности управления персоналом может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла, каков, наконец, ее действительный психологический смысл.

     Эти и другие критерии, на мой взгляд, должны лечь в основу исследования эффективности управления персоналом. Оценка эффективности как система процедур, является рефлексивным средством, помогающим руководителю увидеть и оценить в достаточно конкретном смысле качество системы управления персоналом в целом и свои профессиональные способности в частности и те недостатки в подготовке, которые соответственно можно определить как потребность в обучении, с целью повышения результативности работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Нормативно-правовое  обеспечение системы  управления персоналом. 

     Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом - это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством  организации.

     Нормативно-методическое обеспечение создает условия  для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.

     Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор - это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на срок от одного до трех лет.

     Порядок и условия заключения коллективного  договора определяются Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 № 2490-1 в редакции Федерального закона от 24.12.95 № 176-ФЗ. В соответствии с Законом представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений. Работодателей представляют руководители организации или иные лица, уполномоченные в соответствии с уставом организации.

     Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон. Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта договора стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Проект коллективного договора должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный единый проект договора утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем.

     В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

  • форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
  • механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • определение рабочего времени и времени отдыха;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
  • соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
  • экономическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;
  • отказ от забастовок по условиям, включенным в договор, при своевременном и полном их выполнении.

   Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателя. Если условия договора ухудшают по сравнению с законодательством  положение работников, то они недействительны.

     К документам организационно-методического  и методического характера относятся  те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом. Сюда входят: положение по формированию кадрового резерва в организации; положение по организации адаптации работников; рекомендации по организации подбора и отбора персонала; положение по урегулированию взаимоотношений в коллективе; положение по оплате и стимулированию труда; инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др.

     Разработку  этих документов осуществляют работники соответствующих звеньев системы управления персоналом.

     В свою очередь, для разработки этих и  других документов, а также для выполнения ряда функций по управлению персоналом используется такой нормативный документ, как Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Минтруда РФ в 1998 г. Он призван регламентировать организацию труда этих категорий работников, обеспечивать рациональный подбор, расстановку и использование кадров, устанавливать оплату труда работникам в зависимости от уровня их квалификации. Справочник включает квалификационные характеристики должностей, каждая из которых имеет следующие разделы:

     «Должностные  обязанности» - функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность;

     «Должен знать» - требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, знания законодательства, методов и средств выполнения должностных обязанностей;

     «Требования к квалификации» - определенный уровень и профиль специальной подготовки работника, его образование, требуемый стаж работы.

     Для характеристики рабочих должностей, тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, составления программ подготовки и повышения квалификации рабочих используется такой нормативный документ, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих даются по разрядам и состоят из разделов: «Характеристика работ» - перечень трудовых навыков, которыми должен обладать рабочий для получения соответствующего выполняемой работе разряда; «Должен уметь» - минимум специальных знаний и навыков, требующихся для работы по данному разряду; «Примеры работы» - перечень наиболее типичных для данной профессии и данного тарифного разряда работ.

     Рассмотрим  содержание некоторых видов регламентирующей документации.

     Положение о персонале отражает вопросы  профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированное занятости персонала и др. Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. Содержание и структура этого документа одобрены и рекомендованы к применению Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ и Российским фондом федерального имущества. В текст Положения рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например. Правила делового поведения персонала (Кодекс деловой этики).

   Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность. Типовая структура положения включает следующие разделы:

  • общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.п.);
  • задачи подразделения;
  • оргструктура подразделения (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности и взаимосвязей отдельных звеньев и работников подразделения);
  • функции подразделения;
  • взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данным подразделением, от кого и кому, сроки и периодичность;
  • права подразделения (в пределах возложенных на него функций);
  • ответственность подразделения (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).

    Таким образом, видно, что существующие нормативные  документы необходимы для отражения  вопросов о профессиональном и социальном развитии трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантии занятости персонала и др. 
     

Глава 2. Практика работы.

1.1Опыт  работы на примере  ОАО «Газпром».

     Газовая промышленность - ведущая отрасль  топливно-энергетического комплекса- выполняет важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике Российской Федерации и поддерживает экономическую безопасность страны. РАО "Газпром" практически не снижает уровня добычи газа и надежно обеспечивает договорные поставки газа потребителям России, странам СНГ и Западной Европы.

     Отраслям  топливно-энергетического комплекса, в условиях сложной социально-экономической  ситуации в стране, необходимо принимать  дополнительные меры по обеспечению  их устойчивой и надежной работы, повышению  эффективности предприятий, в том числе за счет активизации "человеческого ресурса".

     Таким образом, имеется острая потребность  в научном осмыслении процесса управления персоналом в отрасли топливно-энергетического  комплекса и разработке комплексной  концепции кадровой политики и управления персоналом в условиях углубления рыночных отношений, учитывающей современную политическую и социально-экономическую обстановку, складывающуюся в отрасли кадровую ситуацию и способную обеспечить повышение экономической эффективности и дальнейшее развитие производства.

     В отличие от многих российских компаний, открытое акционерное общество "Газпром" имеет разработанную еще в  начале его деятельности концепцию  кадровой политики, которая постоянно  уточняется и совершенствуется. Основные положения ее представлены на рис 1.2. 
    Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время должны составлять такие факторы, как возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формулировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. 
    Как показывает рассмотрение концепции кадровой политики ОАО "Газпром", она, в основном, соответствует именно такому подходу. 
    В частности, кадровая политика компании направлена на реализацию таких важнейших требований, как :

  • разработка системы научно обоснованного изучения способностей и склонностей     работников, их персонального и должностного продвижения в соответствии с     деловыми и личностными качествами;
  • широкое внедрение целенаправленной подготовки нужных для организации     работников;
  • активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых     коллективов, повышению их трудовой и социальной активности;
  • переход от преимущественно организационно-распорядительных (и даже     авторитарно-бюрократических) методов управления кадрами к использованию     экономических и социально-психологических стимулов и методов;
  • организация участия трудящихся в управлении, взаимодействия менеджмента     организации с профсоюзами и другими представительствами трудящихся, связь      компании с общественностью.

Информация о работе Сущность и характеристика методов управления как способов воздействия на персонал