Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:07, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение сущности предприятия, его функций и форм.
Для достижения поставленной цели в процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
Определена сущность предприятия и процесс изменения предприятий в ХХ веке;
Описаны цели и функции предприятий;
Изучена классификация предприятий;
Рассмотрено понятие эффекта масштаба;
Определены причины возникновения положительного и отрицательного эффекта масшатаба;
Описаны современные формы существования крупных и мелких предприятий.
Введение 3
1. Экономическая сущность предприятия 5
1.1. Понятие и сущность предприятия 5
1.2. Цели и функции предприятия 8
1.3. Классификация предприятий 12
2.Эффективность отдачи от масштабов производства 19
2.1. Понятие эффекта масштаба 19
2.2. Причины возникновения положительного и отрицательного эффекта масштаба 21
3. Современные формы крупных и мелких предприятий 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Внутренняя экономия связана с удешевлением производства продукции вследствие расширения деятельности предприятия. На основе такой экономии фирма, снижая в долгосрочном периоде средние издержки производства до минимума, достигает оптимального размера своих предприятий и оптимизирует масштабы всей своей деятельности. Когда значение средних издержек минимально, дальнейшее расширение производства будет сопровождаться снижением отдачи от масштаба производства, выраженным в увеличении средних издержек производства. Поэтому после достижения минимума средних издержек фирма либо дублирует существующие предприятия, либо приостанавливает процессы расширения производства.
Внешняя экономия от масштаба производства связана с размещением ресурсов в экономике в целом. Ее источник — комплексное экономическое развитие регионов. Этот тип экономии также выражается в снижении средних издержек производства фирмы. Однако причина такого снижения — уменьшение расходов на наем и подготовку работников, транспорт, связь, получение информации и т.п. за счет региональной концентрации ресурсов. Внешняя экономия от масштаба производства служит основой оптимизации размеров центров деловой активности.
Закономерности роста отдачи и соответственно экономии от масштаба производства показывают, что крупное производство, несмотря на определенные преимущества, имеет и минусы. Поэтому предприятие при планировании своей деятельности должна учитывать пределы расширения масштаба производства и гибко изменять эти масштабы при появлении признаков снижения эффективности.14
Причины положительного и отрицательного эффекта масштаба разнообразны. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, в большей степени, вызвана тем, что:
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупном предприятии:
В различных эфффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одного крупного предприятия. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.
В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные предприятия. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.15
Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются прежде всего количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на:
Автоматизация
производства приводит к тому, что
в определении размера
Тенденция
к росту размера предприятия
связана с развитием
Концентрация
производства на уровне предприятия
позволяет выявить его
Современное акционерное общество значительно размывает само понятие предприятие (фирма).
Крупное предприятие в настоящее время — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала. Фирма связано с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.
Оптимальность
размера предприятия в рамках
фирмы подчинена ее рыночной стратегии.
Удовлетворение внутренних потребностей
фирмы в каком-либо продукте делает
оптимальным небольшое
Современными
формами концентрации производства
выступают комбинирование и диверсификация.
Обе формы включают технически и
функционально взаимосвязанные
производства, способствуют развитию
производства для собственных нужд
и расширению номенклатуры выпускаемых
товаров. Комбинирование как система
взаимосвязанных процессов
Итак, концентрация производства формирует основу для крупного предпринимательства, занимающего ведущие позиции в рыночной экономике. Например, в американской экономике доминирующую роль в настоящее время играют 500 крупнейших промышленных корпораций, половина из которых одновременно функционирует в пяти и более отраслях. 500 корпораций сосредоточивают на своих предприятиях 1/5 всех занятых в экономике и 3/5 всех получаемых прибылей.16
Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена прежде всего его технической активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность дает крупной фирме возможность мобилизовывать значительные суммы капиталов.
Крупное предприятие занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.
Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими предприятиями, фирмами. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.
Мелкие
предприятия имеют свои экономические
преимущества перед крупными. Громоздкая
организация крупного производства
исключает возможность гибкого
маневра, широкого экспериментирования,
что особенно актуально в условиях
современной научно-
Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом.
Но у
мелких предприятий есть и свои проблемы:
разорение в конкурентной борьбе,
недостаток своего капитала для финансирования
развития предпринимательской
Итак, современное
предпринимательство — это
Таким образом, предприятие — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У предприятий есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности предприятий и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Конечной целью деятельности предприятия является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли.
Предпринимательский сектор экономики насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей и экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
С выходом предприятия на оптимальную технологию решается такая вопрос, как проблема масштаба производства, когда предприятие может увеличивать выпуск продукции за счет пропорционального наращивания факторов производства.
Эффект масштаба, или экономия, обусловлен ростом масштаба производства и проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Выбор необходимого масштаба, или размера деятельности фирмы, связан с долгосрочным периодом ее функционировании.
Рост
отдачи от масштаба производства возможен
только в долгосрочном периоде, когда
все факторы производства выступают
переменными. Рост отдачи выражается в
увеличении показателя средней суммарной
отдачи всех факторов производства. Показатель
же предельной отдачи для долгосрочного
периода не рассчитывается, поскольку
по своей природе он предполагает
неизменность факторов производства.
Рост отдачи от масштаба производства
в долгосрочном периоде не является
беспредельным: в какой-то момент чрезмерная
специализация ресурсов ведет к
потере эффективности и к снижению
отдачи от масштаба производства (например,
в результате разрастания бюрократического
аппарата для поддержания связей
между специализированными