Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
- подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла;
- изучить литературу по данной теме;
- изучить понятие жизненного цикла организации;
- рассмотреть модели жизненного цикла;
- исследовать анализ моделей жизненного цикла;
Введение
1. Теоретический аспект жизненного цикл организации
1.1 Структура жизненного цикла организации 4
1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности 6
1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности 7
1.4 Стадия старости. Этап спада 9
1.5 Методика анализа жизненного цикла организации 10
1.6 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла 12
1.7 Модели жизненных циклов организации 13
1.8 Факторы, влияющие на продолжительность жизни организации 18
2. Организационная структура - линейно-функциональная 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Эти артефакты обеспечивают
широкое распространение
Этап реструктуризации
Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
1.3. Стадия старости. Этап спада
Этап спада - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.
В такой ситуации получаемый
организацией реальный опыт не фиксируется
в существующих знаниях организации.
В результате базовые представления
перестают адекватно
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.
Основные показатели эффективности на различных стадиях можно свести в таблицу
Таблица 1. Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла
Показатели |
Платежеспособности и ликвидности |
Финансовой устойчивости |
Рентабельности и деловой активности |
Рыночной активности |
Рискованности |
Этапы жизненного цикла | |||||
Зарождение |
+ |
+ |
+ | ||
Рост |
+ |
+ |
|||
Зрелость |
+ |
+ |
|||
Спад |
+ |
+ |
+ |
+ |
По показателям эффективности можно сделать вывод о степени эффективности деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием предприятия критерии оценки на разных этапах жизненного цикла различны. Это связанно с тем, что предприятие развивается во времени, и, начиная с зарождения, претерпевает коренные изменения в инвестировании, структуре активов и пассивов, в состоянии конкурентоспособности и деловой активности, основных средств и прочих факторов.
По мнению автора – управление по ключевым показателям эффективности деятельности и построение сбалансированной системы показателей является одним из современных инструментов стратегического управления.
Учитывая изложенное во 2-ой главе можно составить таблицу. В приведенной ниже сводной таблице приводятся цели и потребности предприятия, находящегося на разных стадиях жизненного цикла.
Таблица 2 Цели и потребности организации на разных стадиях жизненного цикла.
Цель |
Потребность |
Основные потребности для каждого периода жизненного цикла предприятия | ||
становление |
расширение |
зрелость | ||
Продажа новых продуктов; и/или освоение новых рынков |
Исследования и разработки |
х |
х |
х |
Новые помещения |
х |
х |
||
Новое оборудование |
х |
х |
||
Замена оборудования |
х |
х |
||
Дополнительный капитал |
х |
х |
||
Дополнительные дебиторы |
х |
х |
х | |
Инвестиции в нематериальные активы |
х |
х |
х | |
Международная коммерческая деятельность |
Дополнительный капитал |
х |
||
Дополнительные дебиторы |
х |
х | ||
Уменьшение кредитного риска |
х |
|||
Управление валютным риском |
х |
х | ||
Уменьшение финансового риска |
Управление валютным риском |
х | ||
Управление риском процентных ставок |
х | |||
Увеличение финансовой эффективности |
Управление книгой продаж |
х |
х |
х |
Управление балансом наличности |
х | |||
Смена владельца предприятия |
План перехода прав собственности |
х | ||
Привлечение внешних инвесторов |
х |
х |
х | |
Уменьшение других рисков |
Консультации в области законодательства |
х |
х |
х |
Консультации по вопросам налогообложения |
х |
х |
х | |
Консультации по бухучету |
х |
х |
х | |
Страхование |
х |
х |
х |
1.4. Методика анализа жизненного цикла организации
Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт и ответить на ряд важных вопросов:
- Что представляет собой наша организация сегодня?
- Чего мы достигли, чего - нет?
- Какие у нас накопились противоречия и трудности?
- Почему их не удается в полной мере преодолеть?
- Что нужно изменить
для того, чтобы эти проблемы
и трудности преодолевались
Жизненный цикл организации
(ЖЦО) - точки «перелома»: причины
и антикризисные (инновационные) действия.
Использование методики анализа
ЖЦО производится для определения
направления изменений в
Рисунок 1. Стадии жизненного цикла организации
Рассмотрим более подробно каждую из стадий.
1. рождение организации:
главная цель заключается в
выживании; руководство
2. детство и юность: главная
цель - получение прибыли в ближайшей
перспективе и ускоренный рост;
стиль руководства жесткий;
3. зрелость: главная цель
- систематический
4. старение организации:
главная цель - сохранение достигнутых
результатов; эффект
5. возрождение либо исчезновение:
главная цель состоит в
Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью специальных методов:
1. Анализ характеристик организации
2. Экспертное оценивание
3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла
4. Обработка и анализ результатов
5. Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.
1.5. Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла
Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, «живущие» долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них - получение прибыли в конечном итоге, то есть за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом). Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это - слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.). Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития производства по-прежнему являются технические возможности предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на изменения внешней среды.
Управление развитием
предприятия на основе модели жизненных
циклов дает возможность вырабатывать
направление необходимых
1.6. Модели жизненных циклов организации
Существует как минимум десять моделей, созданных в разное время. Интересно, что все десять моделей появились в Америке в промежутке с 1967 по 1983 год. Каждая из этих моделей предлагает различные основания для изменений. Кратко рассмотрим каждую из моделей в их исторической последовательности возникновения.
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных путей возникновения комитетов, Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия - борьба за автономию - возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания». Вторая стадия - стремительного роста - включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия - замедления - характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур. Кратко, эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, и затем к формализации и контролю.
Разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они преложили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение - создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность - развитие устойчивости и репутации; и зрелость - достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются от стадии к стадии.
Эта модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной (как он это называет - «шоу одного человека») до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов.
Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972). Основная предпосылка создания этой теории состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. В доказательство этому Л. Грейнер опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на организационное развитие, он обсуждает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании. Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.