Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия
Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
Глава 2 Основы построения организационной структуры.
2.1 Этапы построение организации
2.2 Место и роль подразделений в организационной структуре
2.3 Определение обязанностей и полномочий. Схемы организации.
2.4 Взаимоотношения членов организации.
2.5 Принципы создания хорошей организации.
2.7 Передача полномочий, централизация и децентрализация.
2.6 Масштабы управления.
2.7 Передача полномочий, централизация и децентрализация.
2.8 Координация деятельности.
2.9 Место и роль органов управления в структуре предприятия.
2.10 Контроль.
Заключение
Список использованной литературы
Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.
Недостатки использования схематичных построений. Это, во-первых, статичность. Схема строения организации быстро устаревает. Она отражает организацию в определенный момент времени, в этом смысле она статична. Но так как бизнес динамичен, то, несмотря на то, что основная структура организации остается неизменной в течение длительного времени, в рамках этой структуры возникает много изменений (например, кадровых), что, естественно, требует внесения определенных замен и дополнений.
Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее практическую значимость.
Схемы могут привести к бюрократизму. Они по существу негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают наиболее рациональных, коротких связей, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации.
Наконец, нередко возникают
трудности в представлении об
уровнях значимости. Неправильное впечатление
может возникнуть в результате чтения
схемы, где на одной горизонтальной
линии показаны несколько менеджеров,
что якобы подразумевает их одинаковый
статус. Поэтому иногда довольно сложно
с требуемой точностью
Руководство (справочник) по
организационному построению предприятия.
Такие виды документов часто называются
отдельными справочниками или
Распределение обязанностей означает определение масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности, обозначенной на схеме. Здесь же содержится описание выполняемых функций. В документе "Распределение обязанностей" должны содержаться следующие положения: название должности; отдел, в котором имеется эта должность; уровень положения; описание выполняемых функций; обязанности и права; взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными; число подчиненных, их особенности; должность непосредственного руководителя; особые полномочия (обязанности); ограничения в полномочиях (например, возможность действовать по своему усмотрению, определение величины денежных средств).
2.4 Взаимоотношения членов организации
Существование столь большого разнообразия типов построения организации безусловно ведет к установлению разных видов взаимоотношений между членами организации, занимающими различные посты и должности. Виды отношений внутрь организации аналогичны типу построения структуры ее управления. Они включают следующие варианты:
линейные отношения;
функциональные отношения;
отношения управленческого аппарата;
латеральные отношения.
Линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненными. Например, начальник цеха - мастер, главный бухгалтер - бухгалтер-калькулятор.
Функциональные отношения
- это отношения специалиста, который
уполномочен выполнять ту или
иную функцию в рамках всей организации,
с другими членами организации.
Обычно такая производственная миссия
имеет рекомендательный характер. Например,
начальник отдела кадров поддерживает
функциональные отношения с начальником
цеха в вопросах приема на работу, обучения
и социального обеспечения
Отношения управленческого
аппарата. Данный тип отношений имеет
место в случае представления
чьих-либо прав и полномочий. Должностные
обязанности при этом состоят
в предоставлении рекомендаций, советов.
Например, помощник начальника управления
вступает в отношения с линейными
руководителями как бы от имени и
по поручению начальника управления,
выражая волю и желание последнего.
В этом случае помощник осуществляет
полномочия, которыми обладает начальник
управления. Не располагая лично полномочиями,
помощник не принимает решения, но его
обязанность состоит в
Преимущество: это хороший
метод обучения и подготовки будущих
руководителей, экономия рабочего времени
для высшего звена
Недостатки обычно проявляются в том, что помощники руководителей часто превышают свои полномочия, неофициально приобретая дополнительные власть и влияние; руководители, ответственные за решение кадровых вопросов, могут пытаться оказывать влияние на линейных руководителей.
Латеральные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиональные - это отношения между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику. Во-вторых, параллельные - это отношения, которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между служащими (работниками), занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.
2.5 Принципы создания хорошей организации
Ниже приведены принципы, которые были сформулированы А. Файолем.
Единство управления.
Независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий нести полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен один человек.
Скалярный метод передачи полномочий.
Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.
Единство подчинения.
У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.
Принцип соответствия.
Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей.
Масштабы управления.
Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит от ряда обстоятельств, от характера выполняемой работы.
Коммуникации, система связи.
Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
Принцип ориентирования.
Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.
Принцип избирательности.
Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной, то есть либо благоприятной, либо неблагоприятной для ведения бизнеса. Таким образом можно будет отсечь лишнюю, непригодную к использованию информацию.
Дифференциация работы.
Различные виды работы имеют
разные характеристики, что необходимо
предусмотреть при создании организации.
Например, высококвалифицированный
индивидуальный труд требует иных условий,
чем полуквалифицированные
Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация.
Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить затраты.
Контроль за осуществлением операции.
Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату. Определенная часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться.
Планирование
должно всегда предшествовать выполнению работы.
Гибкость.
Структура организации должна
позволять вносить в нее
Доступность всех уровней организации.
Любой сотрудник (работник) организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему руководителю.
2.6 Масштабы управления
Среди изложенных выше принципов Файоля, касающихся построения организации, есть ссылка на необходимость установления соответствующих масштабов управления, что является весьма важным элементом всей концепции. Как Файоль, так и известный английский консультант по вопросам менеджмента Урвик высказываются в пользу строгого ограничения верхнего предела числа подчиненных одному руководителю. Урвик считает, что идеальное число подчиненных для руководителя любого масштаба - четыре. Однако имеется много факторов, таких как сложность, характер осуществляемых операций, которые вызывают необходимость иметь больше, чем четыре человека в своем подчинении.
Не существует указаний относительно
числа лиц, которыми менеджер сможет
наиболее эффективно руководить. Но в
каждом конкретном случае их число
ограничено. Этот лимит и определяет
границы данной организации, правильного
сочетания делегирования
Определение масштабов управления.
При определении масштабов
Важность установления масштабов управления. Огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий.
Следует учитывать, что в
случае необоснованно увеличенных
масштабов управления теряется личный
контакт между менеджером и подчиненными,
менеджер может потерять управление
группой, возможно появление подгрупп
(с неофициальным
С другой стороны, в случае
необоснованно сокращенных
2.7 Передача полномочий, централизация и децентрализация
От масштаба полномочий зависит
степень централизации и
Делегирование полномочий.
Главная цель делегирования полномочий
- сделать возможной
Методы передачи полномочий. Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме. Методы могут быть общими или специальными. Вместе с тем полномочия не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими.
Принципы передачи полномочий. Здесь наиболее важными требованиями являются следующие:
передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом (что должно быть согласовано). Подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;
передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;
каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления;
передаются лишь полномочия. Старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия своего подчиненного.