Структура и жизненный цикл туристского продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что реализация рыночного интереса туристского предприятия к своему товару предопределяет необходимость детального изучения его потребительских качеств и свойств, выявления его наиболее привлекательных сторон для туристов.
При анализе жизненного цикла туристского продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос: «Что в действительности будет покупать турист?». Ведь до определенного момента туристский продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………................3
1.Теоретические аспекты понятия «туристский продукт»…………...5
1.1. Понятие и особенности туристского продукта……………...........................5
1.2.Структура туристского продукта……………………………………………...9
2. Анализ жизненного цикла туристского продукта...............................14
2.1 Жизненный цикл туристского продукта и его этапы……………….............14
2.2 Анализ использования концепции жизненного цикла туристского продукта на примере туристической компании «Спутник»…………………………17
2.3. Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»………………….................................................19
3. Практические рекомендации по контролю жизненного цикла туристского продукта.............................................................................................22
Заключение.........................................................................................................................26
Список литературы........................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ЧИСТОВИК 1111111111.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Цикл  прибыльности продукта формируется  различными дорогами в зависимости  от цикла его продаж. Во время  введения продукт может вообще не приносит прибыль, так как его  начальная реклама не окупается.

     В период роста, прежде чем вступает в силу конкуренция, прибыль достигает пика. Затем она начинает падать, хотя общая прибыль может расти в течение некоторого времени, пока повышается объем продаж. В туристской индустрии усиленное увеличение объема продаж, является последствием снижение цены в фазе роста.

     На  последней стадии роста и ранней стадии зрелости увеличивается конкуренция, которая существенно урезает  маржинальный доход, и все сводится к получению общей прибыли. Например, резкое снижение цен на поездки в г. Сочи для отдыха, прежде высоко прибыльные, сейчас имеют малую отдачу, так как такие основные компании, как "МИБС" (Москва), "Роза Ветров" (Москва), "Тройка" (Турция) очень быстро переключили туристский поток на Турцию, Греция, Кипр и другие страны.

     Итак, в период спада снижение объема, очевидно, толкает стоимость к верхнему уровню, что сводит прибыль компании на нет. В последние годы наиболее осведомленные специалисты по маркетингу утверждают, что с развитием туризма пакеты туров (туристских продуктов) быстрее проходят стадию зрелости, а, следовательно, жизненный цикл делается короче. На самом деле эта тенденция соответствует тем главным проблемам, с которыми сталкивается рынок туризма.

     Когда увеличивается количество новых  предложений, то туры, уже существующие на рынке, быстрее входят в стадию зрелости. Так, например, широкий прейскурант туров, маршрутов и программ появился в последние годы на рынке спроса Ростова. Эта тенденция возникла в результате того, что на туристском рынке России сейчас действует свыше 15 тысяч туристских агентств, каждое из которых предлагает, как минимум, до 50 разнообразных туров. Этим вызвано резкое уменьшение прибыли ранее крупных туристских объединений, таких как "Интурист" и "Спутник", а отсюда тенденция к ускорению появления на рынке спроса все большего разнообразии видов и направлений путешествий.

     В последние 5-6 лет в результате расширения доставок в Таиланд, Японию и другие страны Юго-восточной Азии вместе с  резки упрощение Административно-визовых  формальностей значительно изменилась ситуация с выездом российских туристов в данный регион. И как результат - новый регион испытывает увеличение объема туристов, а, следовательно, растет и прибыль от данного региона.

     Тенденция быстрого достижения стадии зрелости может также наблюдаться в средствах доставки туристов. В системе гражданской авиации в 1993 г. возник настоящий бум по вводу в расписание новых типов авиалайнеров. Потребовались более мощный, комфортабельные и безопасный средства доставок, и, как следствие, авиарынок был насыщен самолетами типа А-300, Боинг-747, ТУ-204 и др. 

     2.3 Ошибки в управлении  жизненным циклом  продукта в международной  туристической компании  «Спутник»

      Столкнувшись с проблемой ранней  зрелости и с проблемой сокращения  жизненного цикла, компания "Спутник" стала искать возможность управления жизненным циклом. Некоторые даже вкладывают в это дело капитал. Большинство из компаний, во-первых, ошиблись, отказавшись признать существования жизненного цикла продукта, во-вторых, отказались обратиться к концепции анализа жизненного цикла продукта с целью сформировать рыночную стратегию.

     Другая  причина неадекватного управления жизненным циклом продукта - это  пренебрежение туристского обращения  к долгосрочности жизненного цикла, а точнее, ко всей системе туристских связей. Это можно проиллюстрировать на примере туристских компаний, чьи услуги, как правило, имеют жизненный цикл 1-2 года, а то и менее. Туристская компания "Спутник" не проявляет должно беспокойства по данному поводу, явно недооценивая жизненный цикл своего перечня услуг.

     Новые и улучшенные продукты - это жизнеспособность любой организации в туризме. Если расчет во времени не точен, то компания может выйти из бизнеса  за два года. К счастью, быстрое  развитие программ по обеспечению спроса жизнеспособными предложениями - характерная черта многих туристских организаций.

     Так, в "Спутнике" сокращаются расходы  на длительный отдых, так как конкуренты вводят новый продукт более мобильного типа. Зачарованные потенциальным ростом их собственных программ, туристские предприятия отказались посмотреть фактам в лицо. Из-за того, что руководство предприятия отказывается обратиться к анализу жизненного цикла туристского продукта, оно напрасно тратить деньги и талант, которые могут быть выгодно направлены на рост более эффективного пакета туров и дальнейшее увеличение потенциала своих товаров.

     В общем, такие ошибки в менеджменте  понятны, и изменения требований компании "Спутник" к своим  программам также допустимы. Жизненный  цикл развивается медленнее, а период зрелости развивается быстрее, поэтому проблема может стать очень актуальной.

     Классическая  концепция жизненного цикла должна быть, главным образом, определена позиция  турпродукта в самом цикле, поскольку, как видно по отдельным фактам, критические факторы влияют на изменение прибыльности во всех четырех фазах - от роста до спада. В начальной фазе разработка и развитие продукта считается критической. Для туристского предложения, где потребности покупателей меняются от устоявшейся традиции, технологического совершенства и суммы затрат, существует необходимость знания данных факторов, чтоб турпродукт успешно вышел на рынок.

     Во  время периода роста знание точных потребностей покупателей считается  необходимым, чтобы обеспечить успех  большинству туристских предложений, а также удовлетворить требования к набору услуг и программ туризма. Репутация качества, базирующаяся на адекватных способностях туризма, может помочь фирме занять лидирующие позиции на рынке, как, например, это сделали туристские фирмы "Бегемот", "Спутник", "Роза Ветров", расширяющие сеть своих туристских агентств и набор маршрутов. Эффективная реклама и хорошая сеть продаж могут стать ключевыми факторами для резкого увеличения туристских потоков по конкретным направлениям. На стадии зрелости необходимо четкое определение эффективности рынка для туристического оператора (компании). Рыночное мастерство проявляется различными средствами, например: прирост прибыли за счет снижения цены, тем самым привлекается больше покупателям; поиск и продвижение новых способов использования туристского продукта; расширения каналов сбыта для достижения наибольшей эффективности на первичном рынке. 

3. Практические рекомендации по контролю и управлению жизненным циклом туристского продукта. 

Управление  жизненным циклом имеет два основных аспекта.

  1. Контроль жизненных циклов всей туристской продукции по всей торговой линии: во-первых, планирование новых улучшенных предложений и сокращение торговой линии, и, во-вторых, распределение денег и персонала между существующими туристскими продуктами и пакетами туров согласно возможностям получения прибыли с учетом всех составных звеньев жизненного цикла.
  2. Контроль жизненного цикла по каждому отдельному продукту с целью выявления дополнительных прибылей .

    Опыт  подсказывает, что существуют возможности для рыночного регулирования процессом изменения формы и продолжительности жизненного цикла каждого отдельного продукта на всех стадиях, исключая последнюю.

     Например, период представления турпродукта  может быть сокращен за счет увеличения рыночных расходов и обеспечения более быстрого сетевого распределения. В следующей фазе рост может быть ускорен, а продажи и прибыль могут перескочить на более высокий уровень за счет использования, положим, дополнительных рынков, стимулирования расширения перечня услуг или увеличения рекламы и распродаж, короче, за счет более эффективно спланированной и осуществленной рыночной стратегии.

     Стадия  зрелости обычно предлагает менеджерам по маркетингу самые широкие возможности  изменять форму и продолжительность  жизненного цикла продукта. Насколько продукт приближается к стадии исчезновения, поскольку он заменяется более лучшим предложением, или потребности покупателя меняются коренным образом?  Или только кажется, что стадия спада приближается в силу того, что рыночное регулирование достигло необходимого спроса потребителя по причине лучшего владения конкурентами искусством маркетинга?  Вопрос будет находиться в стадии критики до тех пор, пока предполагаемая стадия зрелости будет вводить менеджера в заблуждение. Радикальные меры могут достаточно влиять на период молодости продукта благодаря смене перечня услуг, внешним изменениям, переоценке, увеличению количества каналов распространения или изменению комбинаций рыночной стратегии.

     Конечно, это не всегда возможно. Стадия зрелости для некоторых туристских продуктов ускоряется из-за изменений привычек потребителя или из-за появления улучшенного продукта. В этом случае определяют, когда сократить время на регулирование и инвестиции, отдав преимущество новому, более конкурентоспособному, продукту. Это ключевые особенности при принятии рыночных решений .

     В конце концов, в стадии спада рыночная эффективность начинает почти полностью  зависеть от знания того, когда надо сократить жизнь продукта, который  со стороны управления требует большей доли внимания, чем прибыль, которую он приносит.

      Успех  лидирующих компаний в управлении развития жизненного цикла как каждого  отдельного продукта, так и всей массы туристских предложений может  стать огромным импульсом эффективного управления.

     Подгоняемые технологическими изменениями в области бронирования и оформления транспортных документов для все увеличивающегося потока туристов, туристские компании все более осваивают и участвуют в новых информационных системах, например Galileo, Sabre, Amadeus, Gabriel, Сирена и др. За последнее время эти системы приобретают транснациональный характер, конкурируя между собой, ведут к глобальному перераспределению туристских потоков. Сегодня практически нет ни одной крупной туристской компании, которая бы не осваивала указанные системы в сочетании с Internet. Жизнеспособность туристских компаний, как и их набор услуг и туров, фактически зависит от квалификации и умения персонала пользоваться данными системами. Появление улучшенных систем бронирования повлияло на продажу не только отдельных туров или пакета маршрутов, но и всего каталога предложений, которыми располагают крупнейшие туроператоры, например «American Express» (США), «Delta» (США), «Nekkerman» (Германия), «Vagon Lee Cook» (Франция), «Medeterian Club» (Франция).

      Эффективное регулирование жизненным циклом может быть найдено в контроле жизненного цикла всей массы туристского  предложения. Признав стадию зрелости информационных систем, Internet начал развивать локальные и региональные подсистемы включения новых пользователей. Ныне, лидируя по числу пользователей, благодаря изменению формы жизненного цикла информационного обеспечения туризма, Internet также обеспечил рост другим новым туристским продуктам, увеличивая тем самым их торговую массу .

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существование ЖЦТП позволяет туристскому предприятию:

  • своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада;
  • эффективно организовывать работу с существующими турпродуктами на каждой стадии;
  • оптимизировать структуру предлагаемых продуктов с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла и др.

   Контроль жизненных циклов всей туристской продукции по всей торговой линии:

     - во-первых, планирование новых улучшенных  предложений и сокращение торговой линии;

     - во-вторых, распределение денег и  персонала между существующими  туристскими продуктами и пакетами  туров согласно возможностям  получения прибыли с учетом  всех составных звеньев жизненного  цикла;

     Контроль  жизненного цикла по каждому отдельному продукту ведется с целью выявления дополнительной прибыли.

     Эффективное регулирование жизненного цикла  может быть найдено в контроле жизненного цикла всей массы туристского  предложения. Десятилетие потребовалось  крупной туристской корпорации "Спутник", чтобы успешно преобразовать стадию зрелости в стадию роста путем улучшенной рыночной стратегии. Компания изменила формулу и марку обслуживания, стабилизировала цены и тем самым нашла новых потребителей для своей гостиничной и туристской сети по всей России через последовательную рекламную кампанию. Экономические показатели, в том числе и от транзитного туризма, в 90-е гг. увеличились в несколько раз. Сегодня "Спутник" остается одним из самых крупных туроператоров и является наиболее прибыльной корпорацией в Ростове-на-Дону и в России.

     Этот  пример служит советом в практике принятия верных рыночных решений, число  которых будет увеличено, если управление туризмом будет знать, в каком  месте жизненного цикла находится  продукт как отдельно, так и  во всей своей совокупности. 

Информация о работе Структура и жизненный цикл туристского продукта