Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:53, реферат
Актуальность выбранной темы заключается в неотъемлемости рабочего процесса от коммуникационного, так как без общения между сотрудниками организация не сможет добиться хороших результатов.
В данном реферате решаем следующие задачи:
Рассмотреть основные виды коммуникации
Выявить элементы коммуникации
Введение...........................................................................................................3
1. Коммуникации: понятие, виды, основные элементы.............................4
2. Виды коммуникаций...................................................................................9
3. Модели и функции коммуникации..........................................................11
4. Организационные факторы, влияющие на коммуникации.................19
Заключение....................................................................................................21
Список использованных источников и литературы................................22
- передача социального наследия от поколения к поколению.
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции в структуре управления. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия.
Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х гг. XX в. появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом, которая исходит из признания равноправности субъектов коммуникации - и коммуникатора, и реципиента, связанных как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений.
Эффект же коммуникационного
Такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается или разрушается.
Обычно выделяют следующие функции коммуникации:
- информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;
- интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью между людьми и группами;
- дестабилизирующую, направленную на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе;
- культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта;
- экспрессивную - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;
- контактную - установление и поддержание коммуникативного контакта;
- регулятивную - социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.
Многие из этих функций взаимосвязаны.
Так, например, интеграция в обществе
немыслима без социального
Внутриличностная коммуникация - это коммуникация, которая возникает внутри самого индивидуума. Это то, как индивидуум говорит сам с собой. Он является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь - это то, что дополняет информацию или отвергает ее.
Рис. 4. Развернутая модель коммуникации.
Коммуникация с другим человеком
называется межличностной. Это самый
распространенный тип коммуникации.
В межличностной коммуникации мы
действуем и как принимающая,
и как посылающая информацию сторона.
Посланием является предоставляемая
информация, каналом ее передачи является
обычно взгляд или звук, а обратной
связью - ответ каждого участника
коммуникации. Интервью часто рассматривается
как тип межличностной
Коммуникация в малой группе
каждый индивидуум имеет равный шанс
участвовать в обсуждении, может
быть легко услышан и
В общественной коммуникации выступающий
(источник информации) передает послание
аудитории (получателям информации).
Общественная коммуникация возникает,
когда группа слишком большая, чтобы
все ее члены могли эффективно
участвовать в ее работе. Каналы
те же, что и при межличностном
общении или общении в малой
группе (взгляд и звук), однако возможно
использование технических
Внутренняя оперативная
Внешняя оперативная коммуникация - эта коммуникация связана с достижением организацией своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и образованиями, которые существуют вне ее. Она также относится к взаимоотношениям с правительственными, государственными, региональными органами и общественностью. Поскольку успех каждой организации зависит от ее внешней среды, этот тип коммуникации важен для продолжения деятельности организации.5
Не вся связь в организации
основывается на получаемых заданиях.
Личностная коммуникация определяется
как случайный обмен
Следует особо отметить важность восприятия как определяющего момента в эффективности коммуникации. Руководитель должен знать, что:
- информация, не находящаяся в области опыта получателя (руководителя, подчиненного, работника одного уровня), будет восприниматься медленнее, чем знакомая информация;
- в незнакомой ситуации работник почти автоматически выбирает ту часть своего прошлого опыта, которая связана с этой ситуацией и может быть использована для ее оценки;
- коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете опыта работника;
- даже наиболее объективная информация включает субъективные представления;
- несоответствие кодирования и расшифровки информации вытекает из различий в опыте ее источника и получателя;
- один только язык не может решить проблему несоответствия кодирования и расшифровки информации.
- Возможные препятствия на пути коммуникаций представлены на рис. 5. Известны многочисленные руководства и правила, направленные на обеспечение эффективного восприятия управленческой информации в процессе коммуникаций. Основной упор в них делается на то, чтобы снять все помехи и барьеры, относящиеся к поведению лиц, получающих деловую информацию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, используемые в практике деятельности организаций разных типов и обращенные к руководителю, к которому поступает информация от подчиненных.
Как уже отмечалось, особенно важно,
чтобы в процессе коммуникаций была
обеспечена обратная связь. В организации
обратная связь может осуществляться
различными путями. При непосредственном
общении руководитель может использовать
прямую обратную связь, в других случаях
ему приходится полагаться больше на
косвенные методы обратной связи. Например,
снижение эффективности производства,
увеличение количества прогулов и текучести
кадров или плохая координация между
подразделениями могут
Существуют различные виды сетей коммуникаций. Некоторые виды зависят от конкретного фактора, например от качества и объема информации. На рис. 6 представлены четыре типа коммуникационных сетей. Экспериментальные данные показали, что в целом различия между видами сетей следующие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Сеть в виде колеса представляет собой другую крайность: она менее активна, имеет определенного лидера, хорошо и устойчиво организована, более упорядочена. Следует упомянуть и о многоканальной сети, представляющей собой тоже колесо, но со связью между подчиненными.
Очевидным становится то, что структура
сети коммуникаций влияет на точность
и недвусмысленность посланий, на
функционирование группы, на чувство
удовлетворенности ее членов. Она
является важным компонентом в типах
взаимодействия внутри организаций, в
способности группы направлять общие
усилия на выполнение определенных задач.
С этих позиций структура в
виде колеса считается наиболее простой
для организации. В отдельных
группах она оказывается
Таблица 1. Эффективность
различных типов
Критерий оценки |
Коммуникационные сети | ||||
«ЦЕПЬ» |
«Y» |
«Колесо» |
«Круг» |
«Многоканальная» | |
Скорость |
средняя |
средняя |
высокая |
низкая |
высокая |
Точность |
высокая |
высокая |
высокая |
низкая |
средняя |
Удовлетворенность |
средняя |
средняя |
низкая |
высокая |
высокая |
Рис. 2. Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «Y»; г – колесо
4. Организационные факторы, влияющие на коммуникации
коммуникация связь управление общественность
Должностное положение. Коммуникации в формальной организации связаны с положением работника. Можно утверждать, что коммуникации в целом и инициатива коммуникаций в частности имеют в основном вертикальную направленность, т. е. идут сверху вниз. Вместе с тем существуют три измерения потоков коммуникаций, которые надо учитывать: потоки информации сверху вниз, снизу вверх и горизонтальные. В большинстве организаций эти три потока существуют одновременно или в различные периоды времени.
Самый простой способ изучения коммуникаций
состоит в рассмотрении приказов,
инструкций и распоряжений, идущих
от высших руководителей до низовых
(например, мастеров) и относящихся
к информации и отчетам, направляемым
от низовых руководителей к
Наряду с использованием официальных
каналов коммуникаций работники
организации удовлетворяют свою
потребность в советах и
Восприятие работниками любой коммуникации определяется многими организационными и личностными факторами. Изменение в представлениях работника может быть вызвано изменением получаемой информации или рабочего окружения. На восприятие также влияет прошлый опыт. В действующей организации приказы высшего руководителя фильтруются, а затем воспринимаются.
Стиль управления. Коммуникации между
руководителями и подчиненными являются
двухканальной информационной системой,
которая обеспечивает свободный
поток информации как в направлении
сверху вниз, так и снизу вверх.
Вместе с тем руководитель в силу
своего положения прямо влияет на
направление и поток
Информация о работе Структура и функциии коммуникаций в организации