Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 14:54, курсовая работа
Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находятся сотрудники, например из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодическим вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
Надо отметить, что современные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования человеческих ресурсов. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………………………………………………………...5
Понятие стресса……………………………………………………………….....5
Причины стресса…………………………………………………………………7
Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12
2.1 Результаты исследования стресса на примере компании…………………....12
2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17
2.3 Рекомендации как повысить производительность и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20
2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23
Заключение………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………
Организационное
поведение. Это еще один действенный способ
управления стрессом, позволяющий повысить
жизнеспособность организации в неблагоприятных
условиях. Основной задачей организационного
поведения является предотвращение потерь
психологических ресурсов и использование
стрессовых ситуаций для развития и обучения
сотрудников. Суть этого метода заключается
в том, что в состоянии стрессового напряжения
человек способен обучаться через наглядный
пример. Для сотрудников наглядным примером
может стать поведение их руководителя.
Допустим, проводится совещание, посвященное
выводу компании из кризиса. Если генеральный
директор буквально на глазах уверенно
превращает неопределенную проблему в
решаемую задачу, эффективно общается
с присутствующими и рационально управляет
временем совещания, то он тем самым показывает,
демонстрирует, передает сотрудникам
формы организационного поведения, которые
работают и создают реальный план действий.
Итак,
организационное поведение - это поведение-пример,
поведение-тип, которое передается от
руководителя к подчиненным преимущественно
в ситуациях неопределенности, личностного
дискомфорта и перегрузок. Позитивные
примеры организационного поведения помогают
сотрудникам выйти из изматывающего режима
стресса. Рассмотрим несколько типов организационного
поведения руководителя в стрессовой
ситуации.
Управление
неопределенностью. Демонстрируя пример
организационного поведения, позволяющего
управлять неопределенностью, руководитель
должен показать, что он отвечает за свои
слова, а его деятельность и деятельность
его подчиненных имеет смысл. Что он может
организовать работу таким образом, чтобы
любую проблему превратить в решаемую
задачу. При управлении неопределенностью
главное - не перекрывать каналы достоверной
информации и давать сотрудникам обратную
связь, возможность проконсультироваться
по любому рабочему вопросу.
Управление
отношениями. При управлении отношениями
руководителю необходимо развивать культуру
общения, которая будет концентрировать
эмоции сотрудников не на личностных разногласиях,
а на общей цели. Чтобы эффективно влиять
на создание благоприятного психологического
климата в коллективе, нужно наладить
систему коммуникаций. В частности, этому
может способствовать развитие корпоративных
традиций, проведение корпоративных праздников.
Управление
нагрузками. При управлении нагрузками
руководителю следует пересмотреть режим
работы сотрудников или выстроить новый,
грамотно управлять своим временем и временем
подчиненных, а также предоставлять возможность
восстанавливать силы после трудной и
напряженной работы - например, включить
в социальный пакет абонемент в спортзал,
фитнес-клуб, бассейн.
Пример:
Крупная компания проводила реорганизацию
одного из направлений, в ходе которой
изменилось количество отделов и
раннее не знакомые друг с другом сотрудники
стали работать вместе. При этом сотрудники
находились в состоянии повышенного напряжения:
им не были известны причины реорганизации
и они опасались сокращения. Кроме того,
они не знали, как вести себя с «чужаками»,
и готовились к возможным конфликтам.
Руководство компании решило провести
тренинг командообразования. В тренинге
приняли участие не только рядовые сотрудники
и начальники отделов, но и сам руководитель
направления. Он открыто рассказал о причинах
реорганизации, признал важность усилий
каждого сотрудника в изменившейся ситуации,
активно участвовал в тренинге, уделял
особое внимание обратной связи. В результате
энергия сотрудников направилась в конструктивное
русло: они быстро познакомились и нашли
общий язык. Неопределенность исчезла,
они идентифицировали друг друга как членов
единой команды.
2.3 Как управлять чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
Идеальным
будет такое положение, когда
производительность находится на возможно
более высоком уровне, а стресс — на возможно
более низком. Чтобы достичь этого, руководители
должны научиться справляться со стрессом
в самих Себе. Люди, страдающие от чрезмерного
стресса на работе, могут попытаться применить
следующие методы.
1. Разработайте систему приоритетов в
своей работе. Оцените свою работу следующим
образом: «должен сделать сегодня», «сделать
позднее на этой неделе» и «сделать, когда
будет время».
2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете
предела, после которого вы уже не можете
взять на себя больше работы. Объясните
своему начальнику, что понимаете важность
задания. Затем опишите конкретные приоритетные
работы, над которыми в настоящее время
работаете. Бели он настаивает на выполнении
нового задания, спросите, какую работу
вы должны отложить до завершения нового
задания.
3. Наладьте особенно эффективные и надежные
отношения с вашим боссом. Поймите его
проблемы и помогите ему понять ваши. Научите
вашего босса уважать ваши приоритеты,
вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные
поручения.
4. Не соглашайтесь с вашим руководителем
или кем-либо, кто начинает выставлять
противоречивые требования (конфликт
ролей). Объясните, что эти требования
тянут вас в противоположных направлениях.
Попросите устроить совещание со всеми
заинтересованными сторонами, чтобы выяснить
вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной
позиции; просто объясните, какие конкретные
проблемы создают для вас противоречивые
требования.
5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам,
когда вы почувствуете, что ожидания или
стандарты оценки не ясны (неопределенность
ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны
относительно ряда конкретных, связанных
с заданием вопросов и хотели бы иметь
возможность обсудить эти вопросы с ними.
6. Обсудите чувство скуки или отсутствие
интереса к работе со своим руководителем.
Еще раз учтите, не следует становиться
в положение жалующегося. Объясните, что
вы сторонник выполнения требующей отдачи
сил работы и хотели бы иметь возможность
принять участие в других видах деятельности.
7. «Найдите каждый день время для отключения
и отдыха. Закройте дверь на пять минут
каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь
ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте
работу из головы. Обратитесь к приятным
мыслям или образам, чтобы освежить мозг...
Уходите время от времени из конторы, чтобы
сменить обстановку ил» ход мыслей. Не
обедайте там и не задерживайтесь подолгу
после того, как вам следовало бы ухе идти
домой или заняться другой работой»".
К другим факторам, связанным с понижением
вероятности стресса, относятся соблюдение
надлежащего режима питания, поддержание
себя в форме с помощью физических упражнений
и достижение общего равновесия в жизни.
Чтобы управлять другими, достигая при
этом высокой производительности труда
и низкого уровня стресса, мы предлагаю
следующее.
1. Оцените способности, потребности и
склонности ваших работников и попытайтесь
выбрать объем и тип работы для них, соответствующие
этим факторам. Как только они продемонстрируют
успешные результаты при выполнении этих
заданий, повысьте им рабочую нагрузку,
если они того желают. В подходящих случаях
делегируйте полномочия и ответственность.
2. Разрешайте вашим работникам отказываться
от выполнения какого-либо задания, если
у них есть для этого достаточные основания.
Если необходимо, чтобы они выполнили
это задание, объясните, почему это нужно,
и установите приоритеты в их работе, чтобы
дать им необходимое время и ресурсы для
выполнения дополнительного задания,
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий,
ответственности и производственных ожиданий.
Используйте двустороннюю коммуникацию
и информацию своих подчиненных.
4. Используйте стиль лидерства, соответствующий
требованиям данной ситуации.
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение
за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению
к вашим подчиненным, развивая их способности
и обсуждая с ними сложные вопросы.
2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
- регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально - психологического климата;
- оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
- исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
- максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работни с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах
(может
включать планирование карьеры)
- обогащение содержания обязанностей работников;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации
собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени ит.п.);
- предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
- обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
- предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
Приведенные
меры, являются основными для того,
чтобы уровень стресса, испытываемого
сотрудниками, не превышал допустимого
уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При ритме современной жизни без стресса никуда. Нас окружает огромное количество неблагоприятных факторов. Подавленность, плохое самочувствие - вот главные признаки стресса. У человека, активно работающего в управленческой сфере, количество таких неблагоприятных факторов увеличивается вдвое - ведь на нем лежит груз ответственности. За коллег, которые находятся у него в подчинении, за проект, который необходимо было выполнить в срок. Работа менеджера занимает очень много времени, душевных сил, постоянно держит работника в напряжении. Именно поэтому, управленцы так подвержены стрессу. Необходимо следить своим состоянием и во время оказывать помощь.
Руководитель, на мой взгляд, тоже обязан следить за стрессовой ситуацией, помогать работникам, своим подчиненным избежать ее. Для этого существуют методы. Они помогут сплотить коллектив, чтобы избежать конфликтов, которые за собой поведут стрессы коллег. Методы будут помогать работникам разобраться в своей ситуации, наладить внутреннее благополучие, убрать стресс, помешать ему и дальше расстраивать нервную и физиологическую деятельность.
Управленцам, менеджерам важно следить за своим внутренним состояниям. Потому что, как было упомянуто в моей работе, стресс может привести к заболеваниям организма, вплоть до опухоли. При такой ответственной и напряженной работе, знать о методах борьбы со стрессом очень важно, даже необходимо.
Таким
образом, в данной работе рассмотрено
явление и понятие стресса, дано
его определение. Также в работе
представлен анализ причин стресса
на рабочем месте, факторов, способствующих
его проявлению, и факторов, влияющих на
стрессоустойчивость. Показаны основные
эффекты стресса на рабочем месте и приведены
меры по предупреждению стресса на организационном
уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006.- 864с.: ил.- (Серия «Классика МВА
2. Куликова Л. В. Психические состояния. – СПб.: Питер, 2006.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
4. Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: пер. с англ. – М.: ООО “И. Д. Вильямс”, 2007.-672с.
5. Пожиратель нервов, или Стресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.--2005.- N 12.- С. 40-45.
6. Стресс на рабочем месте // Управление персоналом.-2004.- N9.- С.74 – 75
7. Тарасов Е. А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2005
8. Большой энциклопедический словарь [www document]: URL http//dic.academic.ru
9. www.stressa-net.ru
10. metod-kluch.narod.ru