Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 14:54, курсовая работа
Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находятся сотрудники, например из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодическим вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
Надо отметить, что современные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования человеческих ресурсов. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………………………………………………………...5
Понятие стресса……………………………………………………………….....5
Причины стресса…………………………………………………………………7
Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12
2.1 Результаты исследования стресса на примере компании…………………....12
2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17
2.3 Рекомендации как повысить производительность и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20
2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23
Заключение………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………
Отдельный ее блок просвещен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на четыре группы:
стрессонеустойчивые;
стрессотренируемые;
стрессотормозные;
стрессоустойчивые.
«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.
«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.
Из
выше сказанного можно сделать вывод,
что каждый человек относится
к определенному типу стрессоустойчивости.
Глава 2.
Опытно-исследовательская
2.1 Результаты исследования стресса
Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то счастье будет неполным.
Конечно
работа - это стресс. Особенно, когда
работаешь над серьёзным
Хотя
не весь стресс - это плохо. Положительный
стресс улучшает производительность труда.
Установленные сроки сдачи
Обратите внимание на продолжительность стресса. Слишком длительный стресс приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткого действия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры, улучшает презентативность.
Таким образом, нужно найти тот комфортный индивидуальный уровень стресса, а не исключить стресс вовсе. Если стресса не будет вообще, потеряется интерес к труду, снизится концентрация и исчезнет мотивация. Когда стресс очень сильный, о результате говорить не приходится. И так оптимальный уровень стресса индивидуален для каждого.
Исследование,
проведенное страховой
Основываясь на данных the National Institute for Occupational Safety and Health (NIOSH) первыми настораживающими симптомами перегрузок на работе являются: головные боли, нарушения сна, трудности концентрации внимания, вспыльчивость, расстройства пищеварения, неудовлетворение от проделанной работы, упадническое настроение.
На первопричину возникновения стресса существует несколько взглядов.
Одна из точек зрения выделяет личностные характеристики. Индивидуальность характеров и, следовательно, способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. То, что вызывает огромный стресс у одного человека, не будет казаться даже проблемой для другого.
С другой стороны научные исследования доказывают, что определенные условия труда вызывают стресс практически у всех типов личностей. Среди них: повышенная нагрузка, долгие часы работы, нечастые и нерегулярные перерывы, рутинная работа, которая не способствует проявлению индивидуальных качеств сотрудника; определенный стиль управления персоналом, недостаточность дружеского общения и враждебная атмосфера, отсутствие эмоциональной поддержки, конфликты, неоправданные надежды, слишком большая ответственность, неуверенность в завтрашнем дне, недостаточные возможности для повышения; неудобное и даже опасное окружение, некомфортная температура и влажность в помещении, загрязнение воздуха, шум, скопление народа и эргономические проблемы.
Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.
Стресс на работе приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечно-сосудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния.
Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это задача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая свои возможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника.
У большинства кампаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе.
Бизнес в России - прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а следовательно, и стресс.
Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимальной вовлеченности в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил.
Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний. Это выражается в:
- снижении производительности и качества труда;
-
некорректных управленческих
- болезнях сотрудников и производственных травмах;
-
расходах на замену
- прогулах;
- ухудшении имиджа компании.
Масштабы убытков, обу-словленных стрессом, иллюстрируют данные Inter-na-tional Association for Human Values:
- 40% текучести кадров происходит из-за стресса;
- 60-80% несчастных случаев на работе вызваны стрессом;
- 60% прогулов происходят по вине стрессов.
В 2006 г. потери, вызванные стрессами, обошлись экономике США в $50 млрд.
Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса - работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику - предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что профессиональные стрессы приводят работников к психическим заболеваниям.
Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств - депрессии, тревоги, панические состояния, шизофрения и др.
Оказалось, что повинны в этом именно условия их профессиональной деятельности. Эмоциональное здоровье работника стало просто несовместимо с темпами бизнес-процессов и постоянной борьбой на корпоративной арене. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество суицидов среди работников фирм), что не могла не привлечь внимание психологов.
Психические заболевания, приобретенные на работе, ежегодно вымывают в среднем 105 миллиардов долларов из бюджета США. Под этой цифрой подразумеваются финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств.
Сегодня
эту проблему пытаются преодолеть с
помощью различных программ, которые
предполагают организацию консультаций
и неотложной помощи для организаций,
столкнувшихся с проблемой
К
примеру, всемирно известный концерн
General Motors имеет собственную программу,
согласно которой работники компании
имеют неограниченный доступ к телефонным
консультациям и бесплатным тренингам.
General Motors также обучает менеджеров оказывать
первичную психологическую помощь при
наличии личных проблем у его подчиненного.
2.2 Методы управления стрессом
К
основным методам управления стрессом
можно отнести: коучинг руководства, антистрессовые
корпоративные тренинги, организационное
поведение.
Коучинг руководства. Наиболее подходящим
инструментом управления стрессом для
первых лиц компании является коучинг,
то есть личное сопровождение, наставничество,
индивидуальное тренерство. Роль коуча-консультанта
заключается в том, чтобы помочь руководителю
увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих
решений, активизировать жизненные стратегии,
которые помогали добиться успеха в прошлом,
отбросить или скорректировать стратегии,
неэффективные в сложившейся стрессовой
ситуации.
Корпоративные
тренинги. Это наиболее распространенный
способ управления стрессом в рамках отдела
или компании. Чтобы провести антистрессовый
тренинг, сначала нужно проанализировать
ситуацию, выявить основные проблемы и
определить результаты, которые предполагается
достичь в ходе тренинга. Затем составляется
и согласовывается с руководством программа.
Например,
если принято решение провести антистрессовый
тренинг среди сотрудников отдела продаж
или сотрудников call-центра, в программу
включают упражнения, позволяющие противостоять
эмоциональному давлению со стороны недовольных
собеседников и находить выход из сложных
ситуаций, возникающих в ходе общения.
Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень
сложно избежать, например, чувства гнева,
обиды, беспомощности, но научиться управлять
ими вполне возможно. Нужно стремиться
акцентировать внимание не на негативных
эмоциях в процессе разговора, а на тех
результатах, которые будут достигнуты
после выполнения работы, - заключении
выгодной сделки, увеличении прибыли,
создании положительного имиджа компании
в глазах клиентов, партнеров.