Стрессоустойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находятся сотрудники, например из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодическим вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
Надо отметить, что современные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования человеческих ресурсов. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………………………………………………………...5
Понятие стресса……………………………………………………………….....5
Причины стресса…………………………………………………………………7
Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12
2.1 Результаты исследования стресса на примере компании…………………....12
2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17
2.3 Рекомендации как повысить производительность и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20
2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23
Заключение………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯЯ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ научной  литературы по проблеме стресса и  стрессоустойчивости………………………………………………………………...5

    1. Понятие стресса……………………………………………………………….....5
    2. Причины стресса…………………………………………………………………7
    3. Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
    4. Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12

2.1 Результаты  исследования стресса на примере компании…………………....12

2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17

2.3 Рекомендации  как повысить производительность  и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20

2.4 Рекомендации  по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23

Заключение………………………………………………………………………….24

Библиографический список………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находятся сотрудники, например из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодическим вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.

       Надо  отметить, что современные организации  вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования человеческих ресурсов. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:

       - во первых, постепенно приходит  понимание, что одной из значимых  статей непродуктивных расходов  организации являются издержки, обусловленные стрессом;

       - во вторых, учащаются ситуации, когда организация конкурирует из-за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на рабочем месте относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать его значимости для работников;

       - в третьих, одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потери. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе.

       Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых “дорогостоящих” видов издержек фирмы, негативно воздействующих как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

       Раньше  к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходится постоянно находиться в сосредоточенном напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Теперь же взгляд на эти вещи несколько изменился. К наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится общаться с другими людьми. Довольно часто им приходится сталкиваться с недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, приводит в стрессовое состояние.

       Для людей различных профессий рекомендуется пройти специальные курсы, где они бы могли научиться различным техникам общения. Благодаря этому можно не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, и

       научится избегать нежелательных стрессовых ситуаций, которые неизбежно возникают в процессе общения на такой работе

       Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем  месте с целью минимизации  его негативного влияния на эффективность  деятельности организации.

       В данной работе предлагается рассмотреть  понятие стресса и стрессоустойчивости, причины стресса и основные способы  борьбы на рабочем месте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

    1. Понятие стресса

       Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия, значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу.

       Даже  в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека а, следовательно, для организации. Таким образом, это еще один фактор, который дожжен понимать проницательный руководитель и научится нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.

       Стресс -  обычное и часто встречающееся явление. Мы все время  испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаете и представляетесь в классе, повышенную раздражительность или бессонницу накануне важных событий, во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс приводит к  проблемам для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Карл Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс  это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс просто не существует»

       Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю апатита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

       Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как  и на здоровье и благополучии сотрудников коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа трудящихся».

       На  рис. 1.1 Представлена модель стрессовой реакции.

 
 
 
 

1.2 Причины стресса

       Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации, или событиями личной жизни человека. То есть причины  стресса можно подразделить на две  большие группы организационных  и личностных факторов.

       Организационные факторы.

       •         Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Необходимо, чтобы объем выполняемой человеком работы соответствовал его рабочему потенциалу.

       •         Конфликт ролей. Он возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Зачастую конфликт ролей является признаком нарушения единоначалия в организации. Очень важен психологический аспект данного вопроса при различиях между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации - человек может оказаться врагом коллектива, в котором работает.

       •         Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

       •         Неинтересная работа. Этот фактор не только вызывает стресс, но и практически всегда резко снижает производительность труда.

       •         Плохие и непродуманные физические условия работы. Например, плохое освещение, отсутствие кондиционеров, неудовлетворительная связь и так далее.

       Личностные  факторы не менее, а зачастую и  более важны, чем организационные. Например, смерть родственника или  супруга (супруги), развод или брак, изменения в здоровье или финансовом положении или какие-либо изменения  вообще почти наверняка вызовут у человека стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

       Из  выше сказанного можно сделать заключение, что при стрессе у подчиненного, первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело. Но и здесь существует опасность. Если начальник, обладающий определенным мастерством, может стать наилучшей опорой для встревоженного подчиненного, то правда также и то, что начальник с неправильными представлениями может причинить вред разуму и телу своего подчиненного. Все дело в психологической грамотности руководителя. Это еще один довод в пользу необходимости и важности психологии управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Понятие стрессоустойчивость

       Если  говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость  как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

       Таким образом, стрессоустойчивость - это  самооценка способности и возможности  преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или  запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

       Как следует из приведенного определения  стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

       Но  каждый человек, вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому. Претендент на должность секретаря таким образом сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем. Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель. Но какую должность бы не занимал человек, он должен обладать способностью достойно выходить из  стрессовых ситуаций.  

    1.  Типы стрессоустойчивости

       Раздел  науки изучающий стрессоустойчивость  называется сиционика. Дадим определение  термину соционика. Итак, соционика  это наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая  прогнозировать  поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Информация о работе Стрессоустойчивость