Стратегтческий менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Содержание

ОБЪЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: 18
ЛИТЕРАТУРА. 21

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 364.65 Кб (Скачать)

Оглавление

ОБЪЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ 3

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: 18

ЛИТЕРАТУРА. 21

 

 

 

ОБЪЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического  управления, соответствующие трем структурообразующим  уровням предприятия:

1. Предприятие в целом  (группа предприятий, концерн,  самостоятельный завод или фабрика).

2. Стратегическое поле  хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность  продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние  на формирование систем управления в  крупных фирмах всего мира и поэтому  рассматривается как важный элемент  стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция  сегментации рынка. Сегмент –  это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована  продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес – единиц:

• стратегическая единица  бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

• бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое  снабжение;

• деятельность бизнес –  единиц оценивается на основе учета  прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса – достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции  и др.).

3. Функциональная сфера  деятельности, или подразделение,  – структурные подразделения  предприятия, ориентированные на  выполнение определенных функций  и обеспечение успешной деятельности  стратегических единиц бизнеса  и предприятия в целом (НИОКР,  производство, маркетинг, финансы  и др.).

Концепция стратегического  управления Венсила / Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

• структуризация целей  и определение расхождения между  намеченными целями и реальными  возможностями (анализ пробелов);

• определение необходимых  ресурсов и разработка вариантов  действий по преодолению выявленных разрывов;

• распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);

• наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Содержание этапов стратегического  управления по уровням принятия решения (А – корпоративный уровень, В-бизнес-уровень, С – функциональный уровень) приведено на рис.1.

Рис. 1. Модель процесса стратегического управления

Таким образом, формирование стратегии развития организации  является итеративным процессом  и осуществляется на всех уровнях  иерархии.

1. Уяснение корпоративных  целей и структуризация.

2. Прогноз будущей деятельности  на основе текущей стратегии  и определение расхождения (разрыва)  между прогнозами и целями.

3. Установление разницы  между показателями стратегического  плана и возможностями предприятия.

4. Корректировка стратегических  целей по результатам анализа  пробелов и внутренних возможностей.

5,6. Разработка вариантов  стратегий на функциональном  уровне и бизнес-уровнях.

7. Консолидация стратегических  планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.

8. Выделение ресурсов, необходимых  для реализации поставленных  целей. 9,10. Распределение ресурсов  на соответствующих уровнях стратегии.

11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

 

Являясь звеньями одной цепи, планирование и стратегическое управление имеют различие в целях и методах  реализации. Планирование – это  составная часть стратегического  управления, которая включает в себя только его начальные этапы, такие  как определение миссии, видения, обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, разработка стратегии. Но планирование не включат  в себя реализацию стратегии и  оценку результатов от этой реализации.

Разделение в понятиях стратегическое управление и планирование произошло в конце 60-х годов  прошлого века. Оно обозначило разницу  между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне.

Стратегия – это комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. По сути, это определение того, насколько внутренняя политика компании согласуется с внешними факторами, что нужно предпринимать для успешной деятельности, а от чего следует отказаться. На современном этапе эффективное управление и успешный бизнес невозможны без стратегического планирования. Разнообразие стратегий и их комбинации позволяют трансформировать действия сообразно изменениям внутренних или внешних факторов, которые оказывают влияние на деятельность компании.

Стратегическое управление предполагает решение пяти основных задач:

    1. - формирование стратегического видения будущего компании;
    2. - постановка целей;
    3. - разработка стратегии (определение стратегии на различных уровнях, пирамида разработки стратегий;
    4. - реализация стратегии;
    5. - оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей. Последовательность действий в стратегическом управлении имеет следующую структуру:

 

Существует четыре уровня стратегий, соответствующих уровням  организации.

1-й  уровень – это корпоративная стратегия, которая разрабатывается для всей диверсифицированной компании. Она включает в себя такие факторы как:

- освоение и укрепление  позиций в новых отраслях;

- повышение производительности  всех подразделений;

- превращение элементов  межфирменного соответствия в  конкурентное преимущество;

- установка инвестиционных  приоритетов и перераспределение  ресурсов в пользу самых перспективных  подразделений. 

2-й  уровень – это бизнес-стратегия, которая разрабатывается для управления одним подразделением с целью достижения им оптимальной производительности. На этом уровне следует учесть то, что на однопрофильном предприятии отсутствует корпоративный уровень и есть только бизнес стратегия. В диверсифицированной компании разрабатывается отдельная бизнес-стратегия для каждого направления деятельности.

Она состоит из следующих  элементов:

- реакция на изменения  в отрасли и экономике в  целом, в юридической, политической  и иных значимых сферах;

- конкурентная стратегия  (рыночная политика), обеспечивающая  устойчивое преимущество на рынке;

- накопление необходимых  знаний и средств производства;

- координация стратегических  инициатив функциональных подразделений;

- решение конкретных  стратегических проблем компаний.

3-й  уровень – это функциональная стратегия, которая разрабатывается для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности. Она представляет собой план, охватывающий деятельность таких функциональных единиц как НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание покупателей, сбыт, финансы, кадры и т.д. в рамках определенных подразделений.

4-й  уровень – это операционная стратегия, представляющая собой более узкую стратегию для основных структурных единиц внутри функциональных единиц. Она определяет принципы управления звеньями организационной структуры (заводами, отделами продаж, центрами распространения) и решение стратегически важных оперативных задач (закупка, управление запасами, ремонт, транспортировка, реклама).

Преимущества стратегического  планирования заключаются в том, что компания получает возможность  выдерживать растущую конкуренцию  и поддерживать устойчивое развитие компании; оптимизировать использование  имеющихся активов и повышать эффективность приобретения новых; правильно позиционировать товар, дифференцировать виды деятельности, наращивать конкурентные преимущества и т.д.

Стратегическое  управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

 Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

 Предметом стратегического управления являются:

    • проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации;
    • проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме;
    • проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

 «Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных  внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии,  важно определить, какие экономические,  политические, научно-технические,  социальные и другие факторы  оказывают влияние на будущее  организации» .

 Стержнем стратегического  управления выступает система  стратегий, включающая ряд взаимосвязанных  конкретных предпринимательских,  организационных и трудовых стратегий. 

Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

 Ключевые характеристики  стратегического аспекта управления  организацией в сравнении с  оперативным (текущим) управлением,  практиковавшемся в бизнесе свыше  20 лет назад, представлены на  рисунке 3.

 

Рис.3

Таким образом, сущность стратегического  управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений  в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

 Стратегическое управление  на предприятии выражается в  следующих пяти функциях:

    1. Планирование стратегии.
    2. Организация выполнения стратегических планов.
    3. Координация действий по реализации стратегических задач.
    4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
    5. Контроль за процессом выполнения стратегии.

 Планирование стратегии  предполагает выполнение таких  подфункций, как прогнозирование,  разработка стратегии и бюджетирование.

 Прогнозирование предшествует  собственно составлению стратегических  планов. Оно основывается на проведении  анализа широкого круга внутренних  и внешних факторов (условий) функционирования  предприятия с целью предвидения  возможности развития и оценки  риска. Систематический прогноз  позволяет выработать обоснованный  подход к стратегии предприятия.  В прогнозировании традиционно  используются три измерения: время  (как далеко вперед мы пытаемся  заглянуть?), направление (каковы  тенденции будущего?) и величина (насколько существенны будут  перемены?).

Информация о работе Стратегтческий менеджмент