Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:51, контрольная работа
Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.
ОБЪЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: 18
ЛИТЕРАТУРА. 21
Оглавление
ОБЪЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: 18
ЛИТЕРАТУРА. 21
Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
1. Предприятие в целом
(группа предприятий, концерн,
самостоятельный завод или
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.
Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.
Идентификация стратегических
единиц бизнеса во многом является
предметом субъективного
• стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;
• бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
• деятельность бизнес – единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.
Основная задача стратегической единицы бизнеса – достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).
3. Функциональная сфера
деятельности, или подразделение,
– структурные подразделения
предприятия, ориентированные
Концепция стратегического управления Венсила / Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:
• структуризация целей
и определение расхождения
• определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;
• распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);
• наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.
Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения (А – корпоративный уровень, В-бизнес-уровень, С – функциональный уровень) приведено на рис.1.
Рис. 1. Модель процесса стратегического управления
Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии.
1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.
2. Прогноз будущей деятельности
на основе текущей стратегии
и определение расхождения (
3. Установление разницы
между показателями
4. Корректировка стратегических
целей по результатам анализа
пробелов и внутренних
5,6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.
7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.
8. Выделение ресурсов, необходимых
для реализации поставленных
целей. 9,10. Распределение ресурсов
на соответствующих уровнях
11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.
Являясь звеньями одной цепи,
планирование и стратегическое управление
имеют различие в целях и методах
реализации. Планирование – это
составная часть
Разделение в понятиях стратегическое управление и планирование произошло в конце 60-х годов прошлого века. Оно обозначило разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне.
Стратегия – это комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. По сути, это определение того, насколько внутренняя политика компании согласуется с внешними факторами, что нужно предпринимать для успешной деятельности, а от чего следует отказаться. На современном этапе эффективное управление и успешный бизнес невозможны без стратегического планирования. Разнообразие стратегий и их комбинации позволяют трансформировать действия сообразно изменениям внутренних или внешних факторов, которые оказывают влияние на деятельность компании.
Стратегическое управление предполагает решение пяти основных задач:
Существует четыре уровня стратегий, соответствующих уровням организации.
1-й уровень – это корпоративная стратегия, которая разрабатывается для всей диверсифицированной компании. Она включает в себя такие факторы как:
- освоение и укрепление позиций в новых отраслях;
- повышение производительности всех подразделений;
- превращение элементов межфирменного соответствия в конкурентное преимущество;
- установка инвестиционных
приоритетов и
2-й уровень – это бизнес-стратегия, которая разрабатывается для управления одним подразделением с целью достижения им оптимальной производительности. На этом уровне следует учесть то, что на однопрофильном предприятии отсутствует корпоративный уровень и есть только бизнес стратегия. В диверсифицированной компании разрабатывается отдельная бизнес-стратегия для каждого направления деятельности.
Она состоит из следующих элементов:
- реакция на изменения
в отрасли и экономике в
целом, в юридической,
- конкурентная стратегия
(рыночная политика), обеспечивающая
устойчивое преимущество на
- накопление необходимых знаний и средств производства;
- координация стратегических
инициатив функциональных
- решение конкретных
стратегических проблем
3-й уровень – это функциональная стратегия, которая разрабатывается для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности. Она представляет собой план, охватывающий деятельность таких функциональных единиц как НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание покупателей, сбыт, финансы, кадры и т.д. в рамках определенных подразделений.
4-й уровень – это операционная стратегия, представляющая собой более узкую стратегию для основных структурных единиц внутри функциональных единиц. Она определяет принципы управления звеньями организационной структуры (заводами, отделами продаж, центрами распространения) и решение стратегически важных оперативных задач (закупка, управление запасами, ремонт, транспортировка, реклама).
Преимущества стратегического планирования заключаются в том, что компания получает возможность выдерживать растущую конкуренцию и поддерживать устойчивое развитие компании; оптимизировать использование имеющихся активов и повышать эффективность приобретения новых; правильно позиционировать товар, дифференцировать виды деятельности, наращивать конкурентные преимущества и т.д.
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
«Проблемы стратегического
управления чаще всего
Стержнем стратегического
управления выступает система
стратегий, включающая ряд
Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Ключевые характеристики
стратегического аспекта
Рис.3
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
Планирование стратегии
предполагает выполнение таких
подфункций, как прогнозирование,
разработка стратегии и
Прогнозирование предшествует
собственно составлению