Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 12:04, реферат
Стратегия компании, как правило, состоит из:
1) продуманных целеустремленных действий;
2) реакции на непредвиденное развитие событий и на конкурентную борьбу, которая усиливается.
РАЗДЕЛ 1
ОБЗОР
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
1.1.Стратегия
предприятия: суть, принципы и
методы формирования системы
Стратегия компании, как правило, состоит из:
1)
продуманных целеустремленных
2)
реакции на непредвиденное
К
преимуществам стратегически
Существует три базисных или эталонных подхода к выработке стратегии поведения предприятия на рынке:
- связан с лидерством в минимизации издержек производства, т.е. со снижением себестоимости продукции. Маркетинг не обязательно высоко развит;
- связан со специализацией в производстве продукции. Надо иметь высокоспециализированное производство и качественный маркетинг;
- относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. Фирма досконально знает потребности рынка и максимально снижает издержки на производство специализированного продукта.
Указанное
отражается в четырех различных
подходах к росту фирмы и связано
с изменением состояния одного или
нескольких элементов:
1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение
фирмы внутри отрасли; 5) технология.
Каждый из этих пяти элементов может находиться
в существующем состоянии или же в новом
состоянии.
1.2.
Стратегическое управление
Слово
«стратегия» греческого происхождения,
как отмечает И. Ансофф в своей
книге «Стратегическое
Такой подход основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы (четко обусловлены) и подаются полному контролю и управлению. Примером данной стратегии служит долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько чего будет производиться в конечном периоде.
В системе рыночной экономики стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. В таком случае стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. Это и есть выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
Примером данной стратегии, пишет М.П.Афанасьев в книге «Маркетинг: Стратегия и практика фирмы» [ ], могут служить следующие стратегии:
- увеличить долю объема продажи на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены;
- начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта;
- проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;
- осуществить переход на групповую форму организации труда и пр.
Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, в том числе: 1) рекомендация новых стратегий развития, 2) создание новых видов изделий, 3) совершенствование уже выпускаемой продукции, 4) формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также 5) разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач. Эта система, пишет К. Боумэн в своей книге «Основы стратегического менеджмента» [ ], предусматривает следующее:
- самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
- важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода;
- важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
- задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются немедленно проектным группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям — производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также как и последующий контроль за их выполнением.
Сам термин «стратегическое управление» был введен в обиход 60-70-х годах XX века, отмечают О. Виханский и А. Наумов в своем учебном пособии «Менеджмент» [24, c.268], для обозначения отличия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Важно отметить, что в последствии ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, стала идея необходимости концентрирования внимания высшего руководства на конкурентном окружении, что способствовало своевременному реагированию на происходящие в нем изменения. Стратегическое управление базируется на изучении отношений, которые можно охарактеризовать с помощью системы «среда - организация». Большинство среди существующих сегодня концепций управления рассматривают организацию как открытую систему, которая постоянно взаимодействует с отдельными элементами внешней среды: другими организациями, банками, организациями, которые принадлежат к социально-политическим и экономическим институциям государства, местных органов, и тому подобное и дает возможность организациям поддерживать более-менее стойкое положение, выживать в условиях, которые постоянно изменяются. Концепции существования и развития организаций во внешней среде используют разные подходы и модели, сформированные на базе разных теорий управления.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при тактическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.
Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы. Кроме того, стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.
Так, продуктово - рыночная стратегия, свидетельствуют Л. Бери, А. Парасураман и В. Зейтамль в своей общей монографии «Конкурентоспособность предприятий» [ ], направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
Стратегия маркетинга по Н.И. Кабушкину предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками [ ]. В тоже время конкурентная стратегия со слов М. Портера направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках [ ].
Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
Информация о работе Стратегия предприятия: суть, принципы и методы формирования системы