Стратегия предприятия: суть, принципы и методы формирования системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Стратегия компании, как правило, состоит из:
1) продуманных целеустремленных действий;
2) реакции на непредвиденное развитие событий и на конкурентную борьбу, которая усиливается.

Работа содержит 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     РАЗДЕЛ 1

     ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

     1.1.Стратегия  предприятия: суть, принципы и  методы формирования системы 

     Стратегия компании, как правило, состоит из:

     1) продуманных целеустремленных действий;

     2) реакции на непредвиденное развитие  событий и на конкурентную  борьбу, которая усиливается. 

     К преимуществам стратегически ориентированных  организаций относят:

  1. Уменьшение негативных последствий изменений, которые происходят, а также факторов «неопределенности будущего».
  2. Возможность учитывать объективные (внешние и внутренние) факторы, которые формируют изменения, сосредоточиться на изучении этих факторов; сформировать соответствующие информационные банки.
  3. Возможность получить необходимую базу для принятия стратегических и тактических решений.
  4. Облегчить работу по обеспечению долго- и краткосрочной эффективности и прибыльности.
  5. Возможность сделать организацию более управляемой, поскольку при наличии системы стратегических планов есть возможность сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями, конкретизированными в виде плановых заданий.
  6. Возможность установление системы стимулирования для развития гибкости и приспособленности организации и отдельных ее подсистем к изменениям.
  7. Обеспечение динамических изменений через ускорение практических действий относительно реализации стратегических планов на основе соответствующей системы регуляции, контроля и анализа.
  8. Создание производственного потенциала и системы внешних связей, которые являются восприимчивыми к изменениям и дают возможность достичь целей.

     Существует  три базисных или эталонных подхода  к выработке стратегии  поведения  предприятия на рынке:

     - связан с лидерством в минимизации издержек производства, т.е. со снижением себестоимости продукции. Маркетинг не обязательно высоко развит;

     - связан со специализацией в производстве продукции. Надо иметь высокоспециализированное производство и качественный маркетинг;

     - относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. Фирма досконально знает потребности рынка и максимально снижает издержки на производство специализированного продукта.

     Указанное отражается в четырех различных  подходах к росту фирмы и связано  с изменением состояния одного или  нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология Каждый из этих пяти элементов может находиться в существующем состоянии или же в новом состоянии. 
 
 

     1.2. Стратегическое управление деятельности  предприятия 

     Слово «стратегия» греческого происхождения, как отмечает И. Ансофф в своей  книге «Стратегическое управление»  [ ], означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Вместе с тем, существует два противоположных взгляда на понимание стратегии: в системе централизованной плановой экономики - конкретный долгосрочный  план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

     Такой подход основывается на том, что все  изменения предсказуемы, что все  происходящие в среде процессы детерминированы (четко обусловлены) и подаются полному  контролю и управлению. Примером данной стратегии служит долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько чего будет производиться в конечном периоде.

     В системе рыночной экономики стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. В таком случае стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. Это и есть выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

     Примером  данной стратегии, пишет М.П.Афанасьев  в книге «Маркетинг: Стратегия и практика фирмы»  [  ], могут служить следующие стратегии:

     - увеличить долю объема продажи на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены;

     - начать производство определенного продукта при одновременном  сокращении производства другого продукта;

     - проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;

     - осуществить переход на групповую форму организации труда и пр.

     Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

     Исходя  из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.

     На  основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем  обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, в том числе: 1) рекомендация новых стратегий развития, 2) создание новых видов изделий, 3) совершенствование уже выпускаемой продукции, 4) формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также 5) разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.

     Принятие  и проведение своевременных решений  в связи с возникновением неожиданных  ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач. Эта система, пишет  К. Боумэн в своей книге «Основы стратегического менеджмента» [ ], предусматривает следующее:

  1. проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;
  2. доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:

     - самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;

     - важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего  планового периода;

     - важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;

     - задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним  решений.

     Срочные задачи передаются немедленно проектным группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям — производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также как и последующий контроль за их выполнением.

     Сам термин «стратегическое управление»  был введен в обиход 60-70-х годах XX века, отмечают О. Виханский и А. Наумов в своем учебном пособии «Менеджмент»  [24, c.268],  для обозначения отличия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Важно отметить, что в последствии ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, стала идея необходимости концентрирования внимания высшего руководства на конкурентном окружении, что способствовало своевременному реагированию на происходящие в нем изменения. Стратегическое управление базируется на изучении отношений, которые можно охарактеризовать с помощью системы «среда - организация». Большинство среди существующих сегодня концепций управления рассматривают организацию как открытую систему, которая постоянно взаимодействует с отдельными элементами внешней среды: другими организациями, банками, организациями, которые принадлежат к социально-политическим и экономическим институциям государства, местных органов, и тому подобное и дает возможность организациям поддерживать более-менее стойкое положение, выживать в условиях, которые постоянно изменяются. Концепции существования и развития организаций во внешней среде используют разные подходы и модели, сформированные на базе разных теорий управления.

     Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь  поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение  будет изменяться и условия жизни  организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при тактическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

     Стратегическое  управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением  выделяются ресурсы. Кроме того, стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.

     Так, продуктово - рыночная стратегия, свидетельствуют  Л. Бери, А. Парасураман  и В. Зейтамль в своей общей монографии «Конкурентоспособность предприятий» [  ], направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

     Стратегия маркетинга по Н.И. Кабушкину предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками [ ]. В тоже время конкурентная стратегия со слов М. Портера направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках [ ].

     Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

Информация о работе Стратегия предприятия: суть, принципы и методы формирования системы