Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель дипломной работы рассмотреть стратегии повышения конкурентоспособности сети ресторанов «Бонапарт».
Задачи, поставленные при написании работы – рассмотреть конкурентное положение организации, используя модель конкуренции М.Портера.
Объектом исследования выбрана ресторанная сеть «Бонапарт».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции 10
1.3 Конкурентная среда – среда повседневной жизни предприятия 18
2 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
2.1 Современное состояние конкуренции ресторанного бизнеса в
г. Санкт-Петербург 27
2.2 Анализ финансово–хозяйственной деятельности сети «Бонапарт» 30
2.3 Конкурентная среда ресторанов «Бонапарт» 50
3 СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕТИ РЕСТОРАНОВ «БОНАПАРТ» 65
3.1 Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия
«Бонапарт» 65
3.2 Стратегия дифференциации 67
3.3 Разработка мероприятий направленные на повышения конкурентоспособности сети ресторанов «Бонапарт» 72
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Дополнительные сервисы (наличие автостоянки, высококачественная система кондиционирования воздуха, звукоизоляция и т.п.).
Кроме вышеперечисленных факторов, следует учитывать соотношение между трудозатратами в приготовлении различных блюд (например, приготовление мясных горячих блюд и стакана минеральной воды – принципиально разные вещи).
Соответственно, коэффициент может быть совершенно иным. Иначе может возникнуть неоправданная диспропорция в стоимости тех или иных блюд.
Цель коммуникационной политики сети ресторанов «Бонапарт» – создать имидж ресторанов, предлагающих высококачественный сервис, вкусную кухню, а также дополнительные услуги по приемлемым для целевой аудитории ценам.
«Бонапарт» интенсивно использует в своей коммуникативной политике методы PR. Периодически в таких журналах «Ресторатор», «Досуг» даются статьи, в которых публикуются новости, происходящие в сети.
«Бонапарт» совместно со своими партнерами (например, с поставщиками) часто проводит акции по вводу новых блюд и напитков в меню. Кроме того, «Бонапарт» имеет свой официальный сайт, на котором полностью размещено меню. Там же есть форум, на котором можно высказать свои замечания и предложения, также на сайте присутствует информация по поводу свободных вакансий, бронирование столиков в любом ресторане сети «Бонапарт». На сайте компании публикуется информация по поводу всех мероприятий, проходящих в сети. На всех рекламных материалах всегда указывается информация о сети (адреса, телефоны, факс и адрес электронной почты).
Анализ товарооборота позволяет оценить достигнутые результаты, изучить динамику продаж. Данные о товарообороте и его составе в период с января по декабрь 2009 г. приведены в табл. 3.
Таблица 3 - Оценка товарооборота за 2009 г., тыс. руб.
Месяцы | Реализация продукции собственного производства | Продажа покупных товаров |
Январь | 704,83 | 196,43 |
Февраль | 480,72 | 113,82 |
Март | 419,86 | 100,37 |
Апрель | 593,7 | 152,59 |
Май | 818,74 | 81,52 |
Июнь | 932,53 | 149,13 |
Июль | 904,25 | 203,56 |
Август | 701,8 | 141,72 |
Сентябрь | 723,58 | 121,67 |
Октябрь | 701,64 | 106,44 |
Ноябрь | 702,45 | 110,25 |
Декабрь | 780,25 | 154,22 |
Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия, является доля продукции собственного производства в общем объеме товарооборота. Этот показатель за исследуемые месяцы в среднем составил 83,7%, что является достаточно высоким уровнем для предприятий питания. Однако по сравнению с июнем 2009 года доля реализации продукции собственного производства имеет тенденцию спада. Она снизилась с 90,7% до 86,2%. Наиболее вероятной причиной этого является продолжающийся рост числа новых баров и кафе.
Таблица 3 также показывает, что в марте самый невысокий уровень товарооборота, а в период с февраля по апрель наблюдается невыполнение плана. Это объясняется, в первую очередь, снижением удельного веса продукции собственного производства в общем объеме товарооборота, а также, общим сокращением числа посетителей сети ресторанов в данный период.
Для анализа ликвидности баланса предприятия сравним средства по активу, сгруппированные по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву. Анализ ликвидности приведён в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ ликвидности баланса предприятия
АКТИВ | На начало периода | На конец периода | ПАССИВ | На начало периода | На конец периода | Платежный недостаток | |
На начало периода | На конец периода | ||||||
1.Наиболее ликвидные активы А1 | 236,0 | 146,5 | 1.Наиболее срочные обязательства П1 | 1193,1 | 777,1 | -957,1 | -658,9 |
2.Быстрореализуемые активы А2 | 158,8 | 403,2 | 2.Краткосрочные пассивы П2 | 0 | 136,6 | 158,8 | 266,6 |
3.Медленнореализуемые активы А3 | 1890,1 | 1845,1 | 3.Долго и среднесрочные пассивы П3 | 44,0 | 24,0 | 1846,1 | 1821,1 |
Таблица 5 - Выполнение условий ликвидности
Условия ликвидности | Выполнение условий ликвидности | |
На начало периода | На конец периода | |
А1 >= П1 | нет | нет |
А2 >= П2 | да | да |
А3 >= П3 | да | да |
А4 >= П4 | нет | нет |
Исходя из проведённого анализа, можно охарактеризовать ликвидность баланса предприятия как недостаточную. Сопоставление итогов А1 и П1 отражает соотношение текущих платежей и поступлений, что не соответствует условию абсолютной ликвидности баланса. Данные таблицы показывают, что наблюдается платёжный недостаток наиболее ликвидных активов (А1) для покрытия наиболее срочных обязательств в сумме 957,1 тысяч рублей на начало периода и 658,9 тысяч рублей на конец года.
Сравнение показателей А2 и П2 показывает изменение текущей ликвидности.
ТЛ на конец периода = (А1+А2)-(П1+П2)=(146,5+403,2)-
Следовательно, баланс не является абсолютно ликвидным и для проведения анализа степени его ликвидности следует провести анализ платёжеспособности и ликвидности при помощи финансовых коэффициентов.
Анализ платёжеспособности и ликвидности
Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платёжеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли предприятие своевременно и в полном объёме произвести расчёты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Различные показатели ликвидности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния предприятия, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Для оценки ликвидности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Расчётные данные для анализа показателей ликвидности приведены в аналитической таблице 6.
Таблица 6 - Расчет показателей оценки платежеспособности и ликвидности
Показатели | Расчет показателя | 2008 | 2009 | Рекомендуемые значения |
1. Коэффициенты ликвидности | ||||
Коэффициент текущей платежеспособности | Оборотные активы/ Краткосрочная кредиторская задолженность | 2,82 | 4,03 | Не менее 2 |
Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности | (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + дебиторская задолженность)/ Краткосрочная кредиторская задолженность | 1,29 | 2,17 | 1 и более для России |
Коэффициент абсолютной ликвидности | (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочная кредиторская задолженность | 0,19 | 0,15 | 0,2-0,3 |
2. Показатели качественной характеристики платежеспособности и ликвидности | ||||
Чистый оборотный капитал (тыс. руб.) | Оборотные активы - Краткосрочные обязательства | 217 | 285 | Рост показателя в динамике - положительная тенденция |
Коэффициент соотношения денежных средств и чистого оборотного капитал | Денежные средства/ Чистый оборотный капитал | 0,11 | 0,09 | 0-1 |
Коэффициент соотношения запасов и чистого оборотного капитала | Запасы / чистый оборотный капитал | 0,84 | 0,61 | Чем ближе показатель к 1, тем хуже |
Коэффициент соотношения запасов и краткосрочной задолженности | Запасы / Краткосрочнаяк кредиторская задолженность | 0,54 | 0,45 | 0,5-0,7 |
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности | Сумма дебиторской задолженности / Сумма кредиторской задолженности | 0,11 | 0,38 |
|
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшее время при условии полного погашения дебиторской задолженности. Уровень коэффициента определяется наличием долгосрочных источников формирования запасов. Коэффициент текущей ликвидности имеет значение от 2,82 до 4,03, что выше нормативного значения, но говорить о положительной тенденции нельзя, так как деньги заморожены в запасах, необходимо наладить сбыт готовой продукции. Этот показатель является аналитическим, и какой бы алгоритм ни использовали для его расчёта, величину собственных оборотных средств можно исчислить лишь с определённой долей условности. Значение промежуточного коэффициента так же выше нормативного и говорит о том, что в случае выплаты предприятию дебиторской задолженности, предприятие сможет погасить 217% кредиторской задолженности. Анализируя динамику этого коэффициента, следует обратить внимание на то, что его рост происходит в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, и это не характеризует предприятие с положительной стороны.
Платёжеспособность предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности, который является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. На начало периода наш коэффициент 0,19, что близок к нормативному значению, но к концу рассматриваемого периода, он снижается до 0,15, то есть краткосрочная задолженность может быть погашена за 6 дней. Расчёты дополнительных показателей качественной характеристики показали, что предприятие в целом платёжеспособно и степень риска банкротства невелика, но следует обратить внимание на сокращение запасов и дебиторской задолженности.
Анализ рентабельности
Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает, поэтому роль показателей рентабельности велика в условиях рыночных отношений. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и финансового состояния предприятия. Рассмотрим показатели рентабельности нашего предприятия в таблице 7.
Таблица 7 - Расчёт показателей рентабельности
Показатели | Расчет показателя | 2008 | 2009 | Рекомендуемые значения показателей |
Рентабельность активов | Чистая прибыль от всех видов деятельности / Средняя стоимость активов | 0,09 | 0,02 |
|
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль от всех видов деятельности / Средняя стоимость собственного капитала | 0,09 | 0,02 | Должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств |
Рентабельность реализации | Прибыль от продаж / Выручка (нетто) от продаж | 0,18 | 0,11 |
|
Рентабельность текущих затрат | Прибыль от текущей деятельности / Себестоимость реализованной продукции | 0,22 | 0,13 | Динамика показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен, или усиления контроля за себестоимостью |
Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий сети ресторанов «Бонапарт»