Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий сети ресторанов «Бонапарт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть стратегии повышения конкурентоспособности сети ресторанов «Бонапарт».
Задачи, поставленные при написании работы – рассмотреть конкурентное положение организации, используя модель конкуренции М.Портера.
Объектом исследования выбрана ресторанная сеть «Бонапарт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции 10
1.3 Конкурентная среда – среда повседневной жизни предприятия 18
2 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
2.1 Современное состояние конкуренции ресторанного бизнеса в
г. Санкт-Петербург 27
2.2 Анализ финансово–хозяйственной деятельности сети «Бонапарт» 30
2.3 Конкурентная среда ресторанов «Бонапарт» 50
3 СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕТИ РЕСТОРАНОВ «БОНАПАРТ» 65
3.1 Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия
«Бонапарт» 65
3.2 Стратегия дифференциации 67
3.3 Разработка мероприятий направленные на повышения конкурентоспособности сети ресторанов «Бонапарт» 72
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Работа содержит 1 файл

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий сети ресторанов «Бонапарт».doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Все, кто когда-либо был в Петербурге, согласятся, что этот удивительный город заслуживает восхищения. Огромные потоки туристов приезжают в «город на Неве», чтобы познакомиться с его знаменитой интригующей историей и культурой. Кто-то посещает Санкт-Петербург ради знаменитой атмосферы и духа города - посмотреть на многочисленные достопримечательностями, таинственные усадьбы и пригороды, погулять по улицам и паркам города во время знаменитых белых ночей. Кто-то в восторге от ночного Санкт- Петербурга и предпочитает прокатиться на теплоходе по Неве, взглянуть на удивительную красоту невских берегов, полюбоваться разводящими мостами на фоне великолепия и таинственности ночного города, насладиться его необычайной красотой в ночной подсветке.

Отдыхать можно по-разному. Кто-то любит активный культурный отдых – изучение достопримечательностей, всевозможные экскурсии, походы по театрам и художественным выставкам, посещение исторических памятников. Кому-то для отдыха необходим тихий, уединенный уголок, возможность созерцать и размышлять. Кто-то, преимущественно молодежь, предпочитает шумные тусовки, ночные клубы, романтические прогулки. В Санкт-Петербурге, славящимся качеством и культурой обслуживания, разнообразием и обилием элементов туристического сервиса – созданы наилучшие условия для всех видов и категорий отдыха. Но, какими бы не были – ваш возраст, увлечения, социальный статус и материальное положение, отдыхая в чужом городе, вам всегда будет полезно знать – где можно пообедать, поужинать или просто скоротать вечер, послушав живую музыку за бокалом хорошего вина.

В настоящее время для ресторанного бизнеса не разработана общепринятая, жесткая классификация заведений. Традиционно, в мировой практике рестораны принято делить на три класса: «люкс», «высший» и «первый». Для каждого из приведенных классов установлен определенный набор требований. Сегодня, чаще всего используют несколько иную, более понятную, классификацию: «элитные», «рестораны средней руки» и «фаст-фуды».

Для высшей категории ресторанов класса «Люкс» (или «элитные» рестораны) характерны следующие отличительные черты – необычный дорогой дизайн, изысканность интерьера, высокий уровень комфорта, обслуживание, широкий ассортимент оригинальных, заказных и фирменных блюд, в сопровождении соответствующих напитков и, разумеется, высокие цены, которые делают подобные заведения доступными лишь для людей, обладающих большими материальными возможностями. Рестораны «средней руки» за более умеренные деньги также предлагают посетителям довольно разнообразное меню, уютную атмосферу и качественное обслуживание. Рестораны «первого» класса предоставляют стандартизированный набор блюд, умеренные цены, и для них, как правило, характерно самообслуживание. Данная категория заведений – наиболее популярна среди молодежи.

Сегодня «город на Неве» насчитывает примерно таких 350 ресторанов. В общем виде, их классификацию можно произвести по следующим критериям:

      по концепции (по основной идее);

      по типу кухни (русская, восточная, япон­ская и т. д.);

      исходя из средней суммы чека;

      по целевой аудитории;

      по занимаемой площади (количеству посадочных мест);

      по географии размещения;

По правде говоря, приведенная классификация достаточно условна. На самом деле, количество критериев, категорий, типов и, даже, подтипов – гораздо больше. Кроме того, всегда и везде есть частные случаи, или, как принято говорить – исключения из правил. Другими словами, встречаются рестораны, которые явно выделяются среди остальных и являются единственными в своем роде. Как ни странно, но таких ресторанов в Санкт-Петербурге много.

Если рассматривать типологию ресторанов в Санкт-Петербурге, прежде всего наблюдается преобладание так называемых «национальных ресторанов», количество которых составляет примерно одну-треть от общего числа заведений, зарегистрированных в городе. На втором месте – находятся «японские рестораны» (суши-бары). Причем всего пару лет назад их было меньше всего. Но потом, начался в прямом смысле «японский бум», в результате которого в городе за сравнительно небольшой период времени появилось невероятное количество «японских ресторанов» («Сакура», «Сегун», «Фуджияма», «Киото» и т.д.);. Сейчас этот «бум» уже позади, и многие «японцы» позакрывались.

Третье место – твердо занимается представителями «кавказкой кухни», которые отличаются от всех остальных типов заведений более низкими ценами. Поэтому «кавказцы» уверенно занимают свою ниши на ресторанном рынке Петербурга, и пользуются популярностью среди жителей города.

Также сейчас наблюдается тенденция «популяризации Италии», что напоминает недавно закончившийся «японский бум». За последние несколько месяцев в Санкт-Петербурге появилась целая плеяда итальянских ресторанов, как демократичных, так и рассчитанных на взыскательных клиентов («Солнце», «Италия», «Vox» и т.д.).

Китайская кухня представлена как правило «средним» ценовым сегментом, больше напоминая фаст-фуды. То же можно сказать о индонезийской, тайской кухнях и других экзотических вариантах. Явным минусом является недостаток классических французких ресторанов.

2.2 Анализ финансово–хозяйственной деятельности сети «Бонапарт»

Сеть ресторанов «Бонапарт» была основана в 2000 году. Рестораны этой сети располагаются исключительно в центральных районах города. Это рестораны с большим ассортиментом блюд и напитков (в том числе и алкоголя). Позиционная компания направлена на людей с уровнем дохода выше среднего.

Миссия сети «Бонапарт». Рестораны  предлагают французскую кухню, спокойный, неназойливый интерьер. По выходным и праздничным дням здесь можно услышать живую музыку. В меню предоставлен широкий выбор закусок, горячих блюд. Но фирменным блюдом являются десерты, что является их отличительной чертой. Каждый месяц представляется новый фирменный десерт.

Средняя стоимость ужина составляет 28 у.е. (без спиртного) на одного человека.

Управление происходит из главного офиса, располагающегося по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, 22, где принимаются все решения, касающиеся маркетинга, финансов и закупок.

Штат сотрудников сети ресторанов «Бонапарт» насчитывает 120 человек. Управление осуществляется совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ, где специалисты одного профиля объединены в определенные отделы, а именно: отдел маркетинга, финансовый отдел, отдел логистики (склад и поставка продуктов). Таким образом, общая задача управления в данной организации делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. В каждом подразделении есть свой руководитель: финансовый директор – бухгалтерия, директор по маркетингу – маркетологи и т.п. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.

Таким образом, можно определить структуру управления компании -линейно-функциональная (рис.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Организационная структура «Бонапарт»

Распределение полномочий в компании:

 на финансовый отдел возложена задача учета материальных ценностей и финансов, ведение баланса фирмы;

 на отдел маркетинга возложена задача разработки и планирования маркетинговых программ, анализ продаж, проведение маркетинговых исследований и т.д.;

 на отдел логистики возложена задача по работе с поставщиками;

 управляющие ресторанов непосредственно выполняют указания офиса, а также решают все вопросы, касающиеся функционирования кафе на местах.

Всем процессом управляет генеральный директор, он же делегирует задачи, а вместе с ними и полномочия каждому конкретному подразделению или звену организации. В свою очередь, подразделения и звенья организации принимают на себя обязательства по выполнению этих задач и несут ответственность перед руководителем в рамках занимаемой должности.

Функции, которые выполняет отдел не распределены четко между сотрудниками, работа выполняется по мере необходимости и полномочия распределяются начальником отдела по его распределению.

На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления сетью. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.

Чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации. Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические и данные.

Ниже, в таблице 2, указаны основные финансовые показатели «Бонапарт».

Таблица 2 - Основные финансовые показатели «Бонапарт»

Показатели

2008 г. тыс. руб.

2009 г. тыс. руб.

Выручка от реальных продаж

15853,4

16005,7

Чистая прибыль

2696,3

1616,1

Себестоимость продаж

13039,4

13877,6

Расходы на маркетинг

28220

21150

Остальные расходы

11120

11230


Источник: бухгалтерская отчетность ООО «Бонапарт»

 

Из таблицы 2 видно, что деятельность сети ресторанов протекает достаточно успешно. За 1 год на 4% возросла выручка от реализованных услуг. Произошел рост чистой прибыли за счет уменьшения себестоимости продукции, в связи с переходом на отечественные ингредиенты и уменьшения расходов на маркетинг. Несмотря на то, что расходы на стимулирование сбыта возросли, значительно снизились расходы на «раскрутку» новых ресторанов, что привело к незначительному уменьшению расходов на маркетинг.

В дальнейшем, «Бонапарт» планирует расширить сеть ресторанов, что неизбежно приведет к увеличению расходов на маркетинг.

Услуга, которую предоставляет сеть ресторанов и является своего рода продуктом. Основными ее особенностями являются неосязаемость, неотделимость, непостоянство и невозможность хранения. Для того, чтобы определить качество предоставляемой услуги, необходимо проанализировать такие показатели как,: расположение, интерьер, экстерьер, направление кухни, качество обслуживания, ценовая политика и другие факторы.

Для развития, руководство сети «Бонапарт» реализует специальные программы по управлению персоналом:

       проводит специальные программы по мотивации сотрудников, т.е. премирование лучших;

       дает им возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице;

       постоянно проводит мастер-классы по их обучению.

Цена является важнейшим фактором бизнеса, непосредственно влияющим на получение дохода, поэтому формирование эффективной политики ценообразования является ключевой задачей любого предприятия.

Для определения расценок на услуги ресторана и в первую очередь на стоимость блюд необходимо учесть множество факторов. Не существует универсальной методики расчета стоимости услуг. Естественно, всегда существует возможность пойти по рациональному пути – посчитать себестоимость каждого блюда по затратам на продукты и умножить полученную сумму на универсальный коэффициент 3, принятый в международной системе F&B. Таким образом, мы исходим из некоего фиксированного коэффициента доходности. Однако подобная методика лишь ориентировочна, поскольку не учитывает следующих факторов:

       Тип и направленность ресторана;

       Месторасположение (регион, город, район города, улица);

       Стиль и оформление ресторана;

       Категорию основных клиентов, посещающих ресторан;

       Цены конкурентов;

       Психологические аспекты восприятия цены;

Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий сети ресторанов «Бонапарт»