Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель дипломной работы рассмотреть стратегии повышения конкурентоспособности сети ресторанов «Бонапарт».
Задачи, поставленные при написании работы – рассмотреть конкурентное положение организации, используя модель конкуренции М.Портера.
Объектом исследования выбрана ресторанная сеть «Бонапарт».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции 10
1.3 Конкурентная среда – среда повседневной жизни предприятия 18
2 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
2.1 Современное состояние конкуренции ресторанного бизнеса в
г. Санкт-Петербург 27
2.2 Анализ финансово–хозяйственной деятельности сети «Бонапарт» 30
2.3 Конкурентная среда ресторанов «Бонапарт» 50
3 СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕТИ РЕСТОРАНОВ «БОНАПАРТ» 65
3.1 Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия
«Бонапарт» 65
3.2 Стратегия дифференциации 67
3.3 Разработка мероприятий направленные на повышения конкурентоспособности сети ресторанов «Бонапарт» 72
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Рисунок - 2. Виды конкурентной среды
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, так как их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются правительством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают уровень цен после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон - потребителей и производителей.
В настоящее время ключевой задачей антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях.
Для совершенствования единой в масштабах государства антимонопольной политики возникла необходимость в разработке методологических принципов, адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. Государственным антимонопольным комитетом РФ был разработан “Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках”.
Разработанный документ может быть использован в следующих ситуациях:
- при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках;
- при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
- для анализа социально-экономических последствий принятия тех или иных нормативных, воздействующих на состояние конкуренции на товарных рынках;
- при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот и др.
В данной методике оценка конкурентной среды проводится с использованием следующих коэффициентов:
- коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), показывающий сбалансированность фирм на рынке, - сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:
I тип - высококонцентрированные рынки:
При 70% < CR-3 < 100%;
2000 < HHI < 10000.
II тип - умеренно концентрированные рынки:
При 45% < CR-3 < 70%;
1000 < HHI < 2000.
III тип - низкоконцентрированные рынки:
При CR-3 < 45%;
HHI < 1000
М. Портер выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли. Это:
1. Проникновение новых конкурентов.
2. Угроза появления на рынке товаров - субститутов, произведенных по иной технологии.
3. Возможности покупателей.
4. Возможности поставщиков.
5. Конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке.
Конкурентные стратегии (деловые стратегии) происходят из понимания правил конкуренции, действующих в отрасли и определяющих ее привлекательность. Целью конкурентной стратегии является изменение этих правил в пользу своей компании. Правила конкуренции могут быть представлены как пять сил конкуренции, показанных на схеме (рис. 3).
Потенциальные конкуренты. Появление в отрасли новых компаний ведет к росту производственных мощностей. Это может вызвать падение цен или повышение издержек и снижение их нормы прибыли.
Портер выделяет шесть препятствий для проникновения на рынок новых конкурентов:[12]
1. Экономия на масштабах производства, которая означает сокращение издержек производства единицы продукции и услуг по мере роста объемов производства в единицу времени. Этот эффект отпугивает новых конкурентов, вынуждая их либо начинать дело в больших масштабах, которые потребуют огромных инвестиций, либо подвергнуться сокрушительному возмездию со стороны уже существующих предприятий.
2. Дифференциация продукции, означающая, что действующие в отрасли компании имеют известные торговые марки и опираются на приверженность потребителей данной разновидности товара, которая является результатом маркетинга или существует по традиции. Новые конкуренты должны затратить немало денег, чтобы сломать устойчивое предпочтение покупателей.
3. Потребность в капитале, которая затрудняет начало дела в тех случаях, когда для ведения конкурентной борьбы необходимы крупные средства. Это препятствие может возрастать в зависимости от о т действия фактора неопределенности. Капитал может потребоваться не только для производства, но также для расширения кредитов потребителям, наращивания активов и покрытия начальных расходов.
4. Издержки конверсии, единовременные расходы покупателей, связанные с конверсией поставщиков. Издержки конверсии могут включать переобучение персонала, приобретение нового производственного оборудования, необходимость технического обслуживания, новый дизайн продукции и риск приостановки производства.
5. Нехватка каналов перераспределения, которая может воспрепятствовать появлению новых конкурентов в торговле. Новым участникам рынка приходится прибегать к снижению цен, субсидированной рекламе и другим стимулам, чтобы убедить оптовиков принять их продукцию, что снижает их рентабельность.
6. Ряд препятствий в виде дополнительных затрат не связаны с экономией на объемах производства, а обусловлены наличием определенных действующих в отрасли преимуществ. В числе этих предприятий следует указать: патентованную технологию производства; доступ к сырью на благоприятных условиях; выгодное месторасположение; первоочередное удовлетворение заявок на государственные субсидии; лидерство в обладании ноу-хау или опытом.
Конкуренция среди действующих на рынке компаний. Конкуренция среди функционирующих на рынке компаний следует схемам достижения более выгодного положения. Эти схемы включают тактические приемы типа предложения товаров по сниженным ценам, рекламных компаний, выброса на рынок больших масс товаров, предоставления потребителям дополнительных услуг и гарантий.
Портер отмечает ряд факторов, определяющих интенсивность конкуренции:
большое число конкурентов или примерное равенство их сил;
медленный рост отрасли;
высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов;
отсутствие дифференциации;
количественный скачок в мощностях;
различного рода конкуренты;
высокая стратегическая значимость;
высокие выходные барьеры.
Товары - субституты.[13] Все компании данной отрасли в широком смысле конкурируют с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую данный вид потребностей. Появление товаров -субститутов ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.
Возможности потребителей. Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества и сталкивая конкурентов друг с другом; и все это делается за счет реализуемой в отрасли прибыли.
Группа покупателей обладает большой силой, если она соответствует следующим критериям:
она сконцентрирована или покупает большие объемы относительно объемов продаж поставщиков;
продукция, которую она покупает, представляет важную часть затрат или закупок в отрасли производства;
продукция, которая она покупает, стандартизована или недифференцирована;
она нечувствительна к издержкам конверсии;
ее нормы прибыли невелики;
она хорошо информирована.
Возможности поставщиков. Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товаров или услуг. Поставщики, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен.
Группа поставщиков считается сильной, если она соответствует следующим критериям:
в ней доминирую несколько компаний, концентрация в ней выше, чем отрасли, которой она продает свою продукцию;
ей не приходится конкурировать с заменителями продукции, которые она продает отрасли;
рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных заказчиков;
ее продукция имеет решающее значение для отрасли;
ее продукция дифференцирована;
она представляет реальную угрозу для проникновения покупателей в ее отрасль посредством вертикальной интеграции.
Угроза появления новых конкурентов
Угроза появления товаров-субститутов
Рисунок 3 - Пять сил конкуренции по М. Портеру
Альтернативный метод. Данный метод основан на анализе экономических, политических, социальных, технологических факторов, влияющих на привлекательность отрасли и состояние конкурентной среды.
Экономическая среда. Одна из важнейших характеристик рынка – покупательская способность населения. Общий уровень платёжеспособного спроса зависит от текущих доходов населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступность кредита.
Распределение доходов – пропорции распределения доходов определяются отраслевой структурой экономики. Из четырёх известных типов отраслевых структур наша страна относится к экспортирующей природные ресурсы. Данная структура, а так же политическая система России, распределяют доходы на очень низкие и очень высокие.
Абсолютные расходы потребителей зависят от размеров сбережений, задолженности и возможностей получения кредита. Все это может серьёзно сказаться на бизнесе.
Социальная среда – общество, в котором вырастает человек, формирует его убеждения, ценности и нормы. Люди, практически неосознанно, принимают устоявшийся взгляд на мир, который и определят их отношение к самим себе, к другим, к природе и мирозданию.[14]
Политическая сфера состоит из законов, государственных учреждений и влиятельных групп, воздействующих и ограничивающих деятельность организаций и отдельных граждан.
Ключом к успеху при выборе недвижимости служат детальные исследования рынка. Обычно подобные исследования включают как личные наблюдения, так и материалы по изучению местных или региональных рынков, которые помогают увидеть и оценить существующие тенденции экономического развития на фоне демографических процессов. В результате можно получить достаточно полную информацию о возможности успеха задуманного предприятия.
Санкт-Петербург – один из самых прекрасных европейских городов, по праву входит в число наиболее привлекательных мировых туристических центров.
Действительно, туризм и «Город на Неве» – неразделимые понятия, ведь именно с развитием международных связей и туризмом, в первую очередь, связано развитие города. С момента основания и на протяжении всей своей трехсотлетней истории Санкт-Петербург достойно поддерживают эту репутацию, зарекомендовав себя одним из самых респектабельных и гостеприимных городов мира.
Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий сети ресторанов «Бонапарт»